НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гайдукова И. П., Емельянова А. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в период адаптации детей к условиям ДОУ

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


Поступление ребенка в ДОУ и неотделимый от данного события период адаптации вызывают массу беспокойства у окружающих малыша взрослых людей, причем не только родителей, но и педагогов. Как помочь малышам менее болезненно пережить адаптацию, чем облегчить их привыкание к новым условиям? Эти вопросы возникают у любого педагога, набирающего новую группу детей в ДОУ.
Грамотная организация РПП среды в группе, использование нетрадиционных методов и приемов работы: игры с мыльными пузырями, водой и песком, тестопластика, пальчиковая живопись – все направлено на то, чтобы улучшить эмоциональный фон, снять напряжение. Однако не всегда использование всего вышеперечисленного может дать тот результат, на который рассчитывает педагог. Причина данной ситуации может быть связана с особенностями воспитания ребенка в семье. Ни для кого не секрет, что большинство родителей в настоящее время используют различные технические средства для того, чтобы успокоить ребенка или просто занять на некоторое время, подменяя тем самым живое общение своего малыша общением с чем-то или кем-то, существующим на экране. Таким образом, попадая в новую среду, лишаясь присутствия матери и привычных средств коммуникации, не наученный играть в игрушки, такой ребенок более остро переживает период адаптации.
Как решать подобные проблемы? Ответ один – предложить детям то, к чему они приучены, но в тех формах и временных рамках, которые допустимы существующими нормами и правилами, регламентирующими воспитательно-образовательную деятельность в ДОО. На помощь педагогу приходит ИКТ. Достоинство использования данного вида технологий заключается в их универсальности – возможности сочетания с большинством педагогических технологий.
Каковы же возможности использования ИКТ в период адаптации детей к условиям ДОО?
Прежде всего, характер адаптации связан с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый, ребенок обладает лучшими возможностями, он лучше справляется с трудностями. Для сохранения и стимулирования здоровья детей уже в период адаптации необходимо уделять должное внимание использованию педагогических технологий, направленных на достижение этих целей. При работе в данном направлении существенную помощь может оказать использование ИКТ. Использование педагогом анимационных музыкальных роликов соответствующей художественной ценности не только улучшает эмоциональный фон и привлекает внимание малышей, но и будет способствовать развитию у них музыкального слуха, чувства ритма, гибкости, пластичности, формированию правильной осанки.
Чаще всего играть в организованные подвижные игры дети начинают в детском саду. Обучение игре – это процесс, и чем младше ребенок – тем более интересным должно быть это обучение. Создавая анимационные подвижные картинки по сюжету игры (небольшие мультфильмы), педагог получает возможность привлечь внимание ребят и в интересной для них форме рассказать о том, во что они могут поиграть. Подобная технология используется и при ознакомлении детей с пальчиковыми играми. Пальчиковое упражнение – слайд с картинкой, информирующей малыша о названии упражнения и анимацией, изображающей движение пальчиков. В дальнейшем, из этих же анимационных картинок можно создать карточки игр и упражнений (схемы), и выложив их РПП среде группы предоставить возможность детям самостоятельно вспомнить пальчиковое упражнение или правила подвижной игры.
 Используя спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы и добавив к ним подходящие видео или анимацию, получаем материал, способствующий проведению упражнений по релаксации. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры, ребята успокаиваются и получают возможность обучаться умению расслабляться.
Не вызывает особого труда изготовление интерактивной презентации для выполнения гимнастики для глаз, по какой-либо разработанной специалистами методике. Передвигаться по экрану может кто угодно в нужном направлении и с заданной скоростью, снимая статическое напряжение глазных мышц и улучшая кровообращение органов зрения детей.
С большим удовольствием следят дети за увеличением размера воздушного шара на экране, или за тем как разлетаются осенние листочки, все это происходит при каждом их выдохе. Используя подобные пособия дыхательных гимнастик и гимнастик для глаз, педагог не только стимулирует здоровье ребят, но и приучает их совместно выполнять те или иные действия, улучшает их эмоциональный настрой.
Чтение книг – еще один из путей успокоения и улучшения настроения детей, однако сложно усадить ребят в первое время их пребывания в детском саду, ведь не в каждой семье принято читать книги малышу. И опять на помощь воспитателю приходят ИКТ. Создание диафильмов по знакомым уже детям книгам или тем, с которыми им только предстоит познакомиться, обязательно заинтересует и будет способствовать развитию интереса к слушанию художественной литературы в дальнейшем. А еще можно создавать так называемые «Сказковитаминки» - интересные сказки, рассказывающие о детском саде.
Образовательная деятельность, как известно, начинает вводиться постепенно, лучше по подгруппам детей. ИКТ позволяет проводить данный вид деятельности уже на этапе адаптации. Грамотно созданные интерактивные презентации или подобранные развивающие мультфильмы не оставляют детей равнодушными и позволяют создавать интегрированные образовательные ситуации сразу со всей группой.
Подобранная фонотека попевок, созданных на основе народных потешек и прибауток не просто знакомит детей с народным творчеством, но и поможет педагогу ДОО организовывать ситуации, направленные на развитие их музыкального слуха, чувства ритма, умения совершать простые танцевальные движения. Негромкая и спокойная музыка, подходящая для включения в определенные режимные моменты: одевание, подготовка ко сну, подъем после дневного сна и т.п., успокаивают ребят, помогая настроится на то, что предлагает воспитатель.
Таким образом, несомненно, что использование ИКТ в период адаптации детей к условиям ДОО улучшает их эмоциональное состояние, способствует стимулированию их здоровья, помогает организовывать различные виды совместной деятельности, т.е. в полной мере ведет к сокращению периода адаптации и облегчению степени её прохождения. Однако, не стоит забывать о том, что ни одна пусть даже самая интерактивная искусственно созданная вещь не заменит человеческого тепла и того чувства защищенности, которое может дать внимательный и заботящийся о своих новых подопечных воспитатель.


2021