НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Гетманова И. Н. Рабочая программа спецкурса "Аквамир"

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf


Программа спецкурса «Аквамир» для 7 класса составлена на основе государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №12 п. Терек, примерной общеобразовательной программы по физике 7 класса.
Для 7 класса программа изучается в объеме 35 часов (1 час в неделю) на основании учебного плана МОУ СОШ №12 п. Терек.
Данная программа спецкурса по физике ориентирует учащихся на совершенствование уже усвоенных ими знаний и умений. Программа спецкурса «Аквамир» позволяет развивать способности, воспитывать в процессе совместного решения задач сотрудничество, к мнению аппонента относится уважительно.
Согласно требованиям ФГОС нового поколения данный спецкурс для обучающихся способствует самоопределению, при переходе к профильному обучению в основной и старшей школе.
Целью физического образования важно формировать умение обучающихся работать со школьной учебной физической задачей. Формирование у обучающихся практических, интеллектуальных и творческих компетенций; личностных качеств ( аккуратность, внимательность, настойчивость, целеустремленность и дисциплинированность); развитие самостоятельности и эстетических чувст определяет актуальность данного спецкурса.
На основе достижений науки и техники в современном мире необходимо ставить и решать нестандартные задачи.
Цели спецкурса:
Обучающие: для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений, необходимо создать условия, которые позволят привить интерес к изучению предмета физики.
Воспитательные: осуществлять знакомство обучающихся с взаимосвязью и обусловленностью явлений окружающего мира, прививать устойчивый интерес к изучению физики.
Развивающие:развивать умения пользоваться полученными знаниями, формировать умения выдвигать гипотезы, выражать свои мысли.
При изучении спецкурса обучающиеся могут оценить свои собственные силы. Спецкурс поможет обучающимся выбрать профиль обучения на старшей ступени. В содержание спецкурса входят задания занимательного характера, что позволяет обучающимся считать полезным и привлекательным. При этом определяются задачи спецкурса.
Задачи спецкурса:
Углублять и расширять знания обучающихся по физике.
Осваивать предмет на повышенном уровне.
Создавать основу для обучения школьников в профильных классах.
Программа спецкурса обеспечивает достижение планируемы результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Программа спецкурса «Аквамир» соответствует требованиям ФГОС ООО и содержит разделы:
1)       Планируемые результаты осврения учебного предмета, курса;
2)       Содержание учебного курса;
3)       Тематическое планирование с указанием количествачасов, для освоения каждой темы занятия.
Планируемые результаты обучения и освоения спецкурса «Аквамир»
Личностные результаты:
1.       Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
2.       Использование достижений науки и техники для дальнейшего развитя общества.
3.       На основе личностно-ориентирование подхода мотивировать обучающихся для образовательной деятельности.
4.       Формировать ценностное отнощение друг к другу, авторам открытий и ихобретений, результату обучения.
Метапредметные результаты:
1.       Овладение навыками самостоятельного оприобретения новых знаний, организации учебной деятельности, умение предвидеть возможные результаты
2.       Для объяснения между фактами и гипотезами понимать различие, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения фактов и экспериментальной проверки гиротез.
3.       Формировать умения воспринимать, перерабатывать информацию, анализировать и перерабатывать информацию в соответствиис поставленнми задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы, излагать его.
4.       Развивать умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, поднимать его точку зренияПризнавать право и мнение другого человека.
5.       Формировать умение работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
1.       Раскрывать связь изученных явлений, понимать смысл физических законов.
2.       уметь использовать метод научного исследования явлений природы, планировать и выполнять эксперименты, проводить наблюдения, обрабатывать результаты, делать выводы.
3.       Решать физические задачи на применение полученных знаний.
4.       Результаты своих исследований уметь докладывать участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Изучая спецкурс «Аквамир» ученик научится:
- на практике применять физические законы;
- самостоятельно приобретать и применять знания;
- работать с источником информации;
-уметь работать в группе и вести дискуссию, отстаивать точку зрения;
- ориентироваться в мире професий.
Ученик получит воможность научиться:
- определять физические характеристики человека;
- определятьфакторы, отрицательно влияющие на здоровье человека;
- с учетом сложившихся экологических условий организовывать свою жизнь, уметь нежелательные факторы устранять, к минимуму сводить вредное влияние на организм человека;
- результаты опытов описывать;
- выполнять измерения;
- результаты измерений представлять в виде таблиц и графиков;
- делать выводы.
По итогу завершения изучения спецкурса обучающимся необходимо представить проект по выбранным видам деятельности:
Содержание спецкурса
Самое необыкновенное в мире «обыкновенное» вещество. Смачивание и капилярнось. Поверхностное натяжение. Плотность жидкости. Давление в жидкости. «Загадки» простой воды. Сообщающиеся сосуды. Фонтан. Шлюзование. Закон Архимеда, Условие плаваниятел. Кипение и плавление льда. Лабораторная работа «Определение степени загрязнения воды». Теплопроводность, Устройство теплового фонтана. Электрификация и охрана природы. Решение задач, Оптические явления в поде.Защта проекта.
Календарно – тематическое планирование спецкурса «Аквамир»
7 класс 35 учебных часов.

Тема занятия
Кол-во часов
1
Вводное занятие. Цели и задачи курса.
1 час
2
Самое необыкновенное в мире «Обыкновенное» вещество.
1 час
3
П/з «Обыкновенное» вещество.
1 час
4
Смачивание и капилярность.
1 час
5
Определение смачивания.
1 час
6
Поверхностное натяжение.
1 час
7
Решение задач. Определение натяжения.
1 час
8
Плотность жидкости.
1 час
9
П/р. «Определение плотности жидкости».
1 час
10
Давление жидкости. Решение задач.
1 час
11
П/р. «Определение давления жидкости»
1 час
12
«Загадки» простой воды.
1 час
13
Сообщающиеся сосуды.
1 час
14
Фонтаны. Изготовление и применение.
1 час
15
Шлюзование.
1 час
16
Закон Архимеда
1 час
17
Решение задач по теме: «Закон Архимеда»
1 час
18
Условие плавания тел.
1 час
19
Кипение и плавания льда.
1 час
20
Решение задач по теме: «Кипение и плавания льда».
1 час
21
Л/р. «Определение степени загрязнения воды»
1 час
22
Теплопроводность.
1 час
23
Решение задач по теме: «Теплопроводность»
1 час
24
Устройство теплового фонтана.
1 час
25
Электрофикация и охрана природы.
1 час
26
Электрификация моего поселка.
1 час
27
Оптика.
1 час
28
Оптические явления в воде.
1 час
29
Решение задач по теме: «Оптические явления»
1 час
30
 П/р. «Определение преломления в воде».
1 час
31
Оптические явления в атмосфере.
1 час
32
Решение задач по теме: «Оптические явления в атмосфере»
1 час
33
Работа над проектом
1 час
34
Работа над проектом
1 час
35
Защита проекта
1 час

Библиографический список
1.       Балашов М.М. О природе.- М.: Просвещение, 2004г.
2.       Горев Л.А. Занимательныеопыты по физике. – М.: Просвещение, 2010г.
3.       Демченко Е.А. Нестандартные уроки физики. 7-11 классы.- Волгоград: Учитель АСТ, 2002г.
4.       Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку.- М.; Наука 1974г.
5.       Перельман Я.И. Занимательная физика. Наука, 2004г.
6.       Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 классы. М.; Просвещение 2019г.

Гетманова И.Н.

Рабочая программа спецкурса «Аквамир» 7 класс

Пояснительная записка

Программа спецкурса «Аквамир» для 7 класса составлена на основе государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №12 п. Терек, примерной общеобразовательной программы по физике 7 класса.
Для 7 класса программа изучается в объеме 35 часов (1 час в неделю) на основании учебного плана МОУ СОШ №12 п. Терек.
Данная программа спецкурса по физике ориентирует учащихся на совершенствование уже усвоенных ими знаний и умений. Программа спецкурса «Аквамир» позволяет развивать способности, воспитывать в процессе совместного решения задач сотрудничество, к мнению аппонента относится уважительно.
Согласно требованиям ФГОС нового поколения данный спецкурс для обучающихся способствует самоопределению, при переходе к профильному обучению в основной и старшей школе.
Целью физического образования важно формировать умение обучающихся работать со школьной учебной физической задачей. Формирование у обучающихся практических, интеллектуальных и творческих компетенций; личностных качеств ( аккуратность, внимательность, настойчивость, целеустремленность и дисциплинированность); развитие самостоятельности и эстетических чувст определяет актуальность данного спецкурса.
На основе достижений науки и техники в современном мире необходимо ставить и решать нестандартные задачи.
Цели спецкурса:
Обучающие: для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений, необходимо создать условия, которые позволят привить интерес к изучению предмета физики.
Воспитательные: осуществлять знакомство обучающихся с взаимосвязью и обусловленностью явлений окружающего мира, прививать устойчивый интерес к изучению физики.
Развивающие:развивать умения пользоваться полученными знаниями, формировать умения выдвигать гипотезы, выражать свои мысли.
При изучении спецкурса обучающиеся могут оценить свои собственные силы. Спецкурс поможет обучающимся выбрать профиль обучения на старшей ступени. В содержание спецкурса входят задания занимательного характера, что позволяет обучающимся считать полезным и привлекательным. При этом определяются задачи спецкурса.
Задачи спецкурса:
Углублять и расширять знания обучающихся по физике.
Осваивать предмет на повышенном уровне.
Создавать основу для обучения школьников в профильных классах.
Программа спецкурса обеспечивает достижение планируемы результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Программа спецкурса «Аквамир» соответствует требованиям ФГОС ООО и содержит разделы:
1)       Планируемые результаты осврения учебного предмета, курса;
2)       Содержание учебного курса;
3)       Тематическое планирование с указанием количествачасов, для освоения каждой темы занятия.
Планируемые результаты обучения и освоения спецкурса «Аквамир»
Личностные результаты:
1.       Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
2.       Использование достижений науки и техники для дальнейшего развитя общества.
3.       На основе личностно-ориентирование подхода мотивировать обучающихся для образовательной деятельности.
4.       Формировать ценностное отнощение друг к другу, авторам открытий и ихобретений, результату обучения.
Метапредметные результаты:
1.       Овладение навыками самостоятельного оприобретения новых знаний, организации учебной деятельности, умение предвидеть возможные результаты
2.       Для объяснения между фактами и гипотезами понимать различие, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения фактов и экспериментальной проверки гиротез.
3.       Формировать умения воспринимать, перерабатывать информацию, анализировать и перерабатывать информацию в соответствиис поставленнми задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы, излагать его.
4.       Развивать умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, поднимать его точку зренияПризнавать право и мнение другого человека.
5.       Формировать умение работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
1.       Раскрывать связь изученных явлений, понимать смысл физических законов.
2.       уметь использовать метод научного исследования явлений природы, планировать и выполнять эксперименты, проводить наблюдения, обрабатывать результаты, делать выводы.
3.       Решать физические задачи на применение полученных знаний.
4.       Результаты своих исследований уметь докладывать участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Изучая спецкурс «Аквамир» ученик научится:
- на практике применять физические законы;
- самостоятельно приобретать и применять знания;
- работать с источником информации;
-уметь работать в группе и вести дискуссию, отстаивать точку зрения;
- ориентироваться в мире професий.
Ученик получит воможность научиться:
- определять физические характеристики человека;
- определятьфакторы, отрицательно влияющие на здоровье человека;
- с учетом сложившихся экологических условий организовывать свою жизнь, уметь нежелательные факторы устранять, к минимуму сводить вредное влияние на организм человека;
- результаты опытов описывать;
- выполнять измерения;
- результаты измерений представлять в виде таблиц и графиков;
- делать выводы.
По итогу завершения изучения спецкурса обучающимся необходимо представить проект по выбранным видам деятельности:
Содержание спецкурса
Самое необыкновенное в мире «обыкновенное» вещество. Смачивание и капилярнось. Поверхностное натяжение. Плотность жидкости. Давление в жидкости. «Загадки» простой воды. Сообщающиеся сосуды. Фонтан. Шлюзование. Закон Архимеда, Условие плаваниятел. Кипение и плавление льда. Лабораторная работа «Определение степени загрязнения воды». Теплопроводность, Устройство теплового фонтана. Электрификация и охрана природы. Решение задач, Оптические явления в поде.Защта проекта.
Календарно – тематическое планирование спецкурса «Аквамир»
7 класс 35 учебных часов.

Тема занятия
Кол-во часов
1
Вводное занятие. Цели и задачи курса.
1 час
2
Самое необыкновенное в мире «Обыкновенное» вещество.
1 час
3
П/з «Обыкновенное» вещество.
1 час
4
Смачивание и капилярность.
1 час
5
Определение смачивания.
1 час
6
Поверхностное натяжение.
1 час
7
Решение задач. Определение натяжения.
1 час
8
Плотность жидкости.
1 час
9
П/р. «Определение плотности жидкости».
1 час
10
Давление жидкости. Решение задач.
1 час
11
П/р. «Определение давления жидкости»
1 час
12
«Загадки» простой воды.
1 час
13
Сообщающиеся сосуды.
1 час
14
Фонтаны. Изготовление и применение.
1 час
15
Шлюзование.
1 час
16
Закон Архимеда
1 час
17
Решение задач по теме: «Закон Архимеда»
1 час
18
Условие плавания тел.
1 час
19
Кипение и плавания льда.
1 час
20
Решение задач по теме: «Кипение и плавания льда».
1 час
21
Л/р. «Определение степени загрязнения воды»
1 час
22
Теплопроводность.
1 час
23
Решение задач по теме: «Теплопроводность»
1 час
24
Устройство теплового фонтана.
1 час
25
Электрофикация и охрана природы.
1 час
26
Электрификация моего поселка.
1 час
27
Оптика.
1 час
28
Оптические явления в воде.
1 час
29
Решение задач по теме: «Оптические явления»
1 час
30
 П/р. «Определение преломления в воде».
1 час
31
Оптические явления в атмосфере.
1 час
32
Решение задач по теме: «Оптические явления в атмосфере»
1 час
33
Работа над проектом
1 час
34
Работа над проектом
1 час
35
Защита проекта
1 час

Библиографический список
1.       Балашов М.М. О природе.- М.: Просвещение, 2004г.
2.       Горев Л.А. Занимательныеопыты по физике. – М.: Просвещение, 2010г.
3.       Демченко Е.А. Нестандартные уроки физики. 7-11 классы.- Волгоград: Учитель АСТ, 2002г.
4.       Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку.- М.; Наука 1974г.
5.       Перельман Я.И. Занимательная физика. Наука, 2004г.
6.       Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 классы. М.; Просвещение 2019г.
2022