Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Маскина О.Н., Панзина Ж.Е. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ с использованием нетрадиционных материалов


Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf

Дошкольный возраст - очень важное время для становления личности ребенка, наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии. Именно художественно-творческая деятельность способствует открытию в каждом ребенке творца.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисунок 1. Инновационный здоровьесберегающий материал.
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Хотелось бы поделиться опытом работы с ярким, красочным инновационным материалом, который педагоги нашего детского сада используют как одну из форм здоровьесберегающих технологий. Это шарики Марблс и камешки-Кабошоны. Применение камушков «Марблс» - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.
Стеклянный шарик Марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Свое название шарики получили от английского «Marbles», что означает «мраморные». Камешки – кабошоны, что означает в переводе «шляпка от гвоздя», использовать в своей работе более удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. Марблс и кабошоны имеют разнообразную цветовую гамму, форму и текстуру. Их красота завораживает настолько, что и детям, и взрослым хочется к ним прикоснуться, подержать в руках, поиграть с ними. Так, эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.
В детском саду, в совместной деятельности, детям должно быть интересно, они должны быть увлечены процессом. Поэтому в работе педагоги постоянно пытаются найти различный материал, который приводил бы воспитанников в восторг. Эти камешки и шарики успешно можно применять для создания сюрпризного момента, для релаксации. Работая с ними, у детей развивается память, мышление, внимание, воображение. А еще, немало важную роль они играют в создании эмоционально — положительного настроения. Играя с камешками, дети улыбаются, радуются. В игре ребёнок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, обучается различным навыкам.
 Рисунок 2. Создание эмоционально – положительного настроения.
В своей работе педагоги используют различные виды деятельности в зависимости от поставленных целей и задач, и, конечно, самая главная цель при использовании этих камешков — это развитие общей и мелкой моторики рук.
Игры с камешками зачастую используются с детьми, у которых в совместной деятельности что-то не получается, но они активно включаются в работу с этим красочным материалом. Педагогами создана картотека картинок для развития связной речи и ориентировки на плоскости, игр для развития логического мышления. Дошколята очень любят игры - лабиринты с шариками Марблс из крышек коробок, трубочек для коктейлей и картинок «тупиков», в которые попадает шарик. Игры – лабиринты развивают координацию, ловкость и одновременно речь ребенка. Темы лабиринтов могут быть разными, изучаемые совместно с детьми: транспорт, дикие и домашние животные, птицы, фрукты и овощи, математические лабиринты и многие другие. Данная игра требует спокойствия - это тренирует усидчивость ребенка, что является предпосылкой к учебной деятельности.

Рисунок 3. Игра «Четвертый лишний».
Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает точность и моторику, меткость и скорость, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребенке чувство прекрасного. Работа с шариками Марблс — удовольствие, попробуйте и вам понравится!

Рисунок 4. Играем и развиваемся.

Литературные источники:

1.       Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир.М- Мозаика-Синтез,2008.
2.       Климова Г. Б. «Учебно- методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста», журнал «Дошкольная педагогика» № 8,2015.
3.       Интернет – ресурсы:
4.       - https://ok.ru/logopeddoma - Логопед дома
2019