НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Жило Г.Г. Активизация познавательной деятельности на уроках математики и на занятиях внеурочной деятельности

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


Главная цель школьного образования – сохранение и поддержка индивидуальности обучающихся, его физического и психического развития, формирование умения учиться.

Развитие личности – процесс непрерывный. Для того чтобы успешно и эффективно прогнозировать и направлять личностное развитие, обучающимся нужно знать и понимать. Познание индивидуальности каждого обучающегося, его творческого потенциала – вот основная цель работы педагога.
Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития обучающегося на занятиях математики, раскрытие индивидуальности, что создаёт благоприятные условия для формирования учебно-интеллектуальных умений и навыков, для развития познавательной активности, профессиональной направленности личности.
Достижению этих целей служит решение следующих задач:
·          объяснение материала на более высоком, чем минимальный уровень;
·          чёткое выделение содержания учебного материала, который обучающиеся должны усвоить, занимаясь на том или ином уровне;
·          перед началом изучения очередной темы ознакомление с результатами, которых они должны достичь;
·          организация групповой работы по модели полного усвоения знаний с учётом интеллектуальных способностей и интересов обучающихся.
Основным выражением индивидуальности являются его дарования и способности, творческое мышления, жизненная позиция, опыт деятельности и отношений; важнейшее проявление индивидуальности ребенка – восприимчивость к обучению и воспитанию.
Стимулирование волевых усилий, направленных на достижение качественных показателей в учении, начинается с индивидуальных консультаций и применения следующих приемов работы:
- мобилизация внутренних сил на выполнение задания. Перед обучающимся раскрываются его возможности, умения, необходимость предстоящей работы лично для него, перспективы его усилий.
- активизация целевой установки. Поставленную цель следует глубже мотивировать, а затем разработать с ним правила повседневного эффективного труда.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся при изучении математики индивидуальную форму учебной деятельности тесно связываю с самостоятельной работой, которая создает реальные условия для развития творческого потенциала каждого обучающегося. Проводя индивидуальную и дифференцированную работу, считаю необходимым осуществление следующих условий:
- знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных обучающихся и групп обучающихся;
- умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы обучающихся;
- постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым обучающимся;
- осуществление оперативной обратной связи;
- соблюдение педагогического такта.
При проведении учебных занятий необходимо, чтобы объяснение учебного материала было доступным каждому обучающемуся. В зависимости от цели занятия применяются и различные методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный метод информирует обучающегося о новых элементах знаний данного занятия;
- репродуктивный метод характеризуется воспроизведением и повторением способа деятельности по заданию учителя;
- проблемный метод ориентирует на осознанное усвоение знаний, формирует математическое мышление;
- эвристический метод ориентирует обучающихся к самостоятельному открытию тех или иных явлений или законов;
- исследовательский метод служит самостоятельному поиску связи между уже имеющимися знаниями.
Последние три метода развивают математические способности. Новый вид и новое содержание требует иных принципов обучения. Вот некоторые из них:
движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые я ставлю перед обучающимися, их знаниями, умениями;
принцип интереса. Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности.
Нетрадиционные уроки.
В качестве средств активизации выступают:
·          учебное содержание
·          формы
·          методы
·          приемы обучения
В своей работе я применяю стандартные и нестандартные методы обучения:
Стандартные методы - являются самыми распространенными и представляются по схеме: изучение нового - закрепление - контроль-оценка. В настоящее время традиционное обучение вытеснило другие видами обучения, так как определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе.
Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех обучающихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в течение ряда лет в свое практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход. Это одна из форм активного обучения. В своей работе я применяю следующие нестандартные формы проведения занятия:
·          соревнование;
·          путешествие;
·          интегрированные занятия.
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества обучающихся.
Я стараюсь, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого обучающегося независимо от его способностей. Развиваю творческие возможности у слабых обучающихся, не даю остановиться в своем развитии более способным детям, учу всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества обучающихся.
Математика является наиболее удобным предметом для развития творческих способностей. Этому способствует логическое построение предмета, четкая система упражнений для закрепления полученных знаний и абстрактный язык математики. Умение познавать и накапливать новое происходит постепенно в течение всего периода обучения и позволяет полноценно аргументировать, выделять главное, существенное, умение рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, обобщать и применять их при решении конкретных вопросов.
Говоря о формировании самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Актуальность этой проблемы бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от учителя к обучающемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.
И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Но только традиционные методы обучения, содержание учебного материала, формы организации учебно-воспитательного процесса не позволяют обеспечить динамичное развитие личности обучающихся.
В своей работе применяю: практикумы, турниры, индивидуальные проекты и др.
Культура мыслительной деятельности обучающихся значительно повышается, они успешнее овладевает теоретическими знаниями, более умело применяет их в своей самостоятельной практической работе, которая играет роль своеобразного мостика. Через него должен пройти каждый ученик на пути от понимания к овладению знаниями. Как правило, однообразие снижает интерес к работе. Хотя в курсе математики довольно часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого числа однотипных задач. Но без них невозможно выработать устойчивые навыки. Разнообразие самостоятельных работ позволяет поддерживать интерес к данным темам.
Литература:
1.        Агапов Е.М. Индивидуальная работа с учащимися на уроках математики. – М., Просвещение, 1999.
2.        Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” - Ленинград, -1982.
3.        Рыжова В.Н. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьников. - Научно-практический журнал "Завуч" - 2003г., № 8.
4.        Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. - М., Центр "Педагогический поиск". - 2000г.
5.        Математика. Дидактические материалы. 7-11 класс. 2006-2007г.г.
6.        Мудрая Л.З. Организация индивидуальной работы учащихся на уроках математики. – М., Высшая школа, 1975.
7.        Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной деятельности”, Открытая школа. – 1998. - №2
8.        Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.-М.: Педагогика,

2018