Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Чернышова Л.В. Рефлексивная деятельность обучающихся как условие и результат формирования универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие. Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Одна из основных проблем, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в учебный процесс, состоит в том, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не обнаруживают причин своих проблем или результатов, затрудняются сказать, что именно происходит в их деятельности. Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста. Важен психологический подход к организации рефлексии ученика. Задача педагога создать для ученика такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном уроке или своей деятельности.
Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Она также позволяет школьнику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые "высвечиваются" из анализа его предметной деятельности и ее продуктов, поскольку учение проявляет себя в тех приоритетных для него областях бытия и способах деятельности, которые присущи его индивидуальности.
Рефлексия связана с другим важным действием – целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Вначале у школьников преобладают формальные цели ("хочу получить пятерку"). Учитель обращает внимание учеников на более важные смысловые цели ("хочу научиться разговаривать на иностранном языке"), а также творческие цели ("хочу сочинить стихотворение"). Под руководством педагога каждый ученик учится формулировать все три типа целей.
Одна из задач рефлексии - выяснить, что же на самом деле происходило на уроке. Действительно ли это то, что было задумано, или то, что считает тот или иной участник урока.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только года, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.
Учебной рефлексии может подвергаться:
1) настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации.
2) деятельность обучающихся, что дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
3) содержание учебного материала. Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.
Приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения:
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
-разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций;
-карточки с изображением лиц (веселого, нейтрального и грустного).
Предлагаем учащимся выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
-цветовое изображение настроения.
Прием рефлексии «Светофор»
Применяются карточки с изображением цветовое изображение настроения:
Зеленая карточка светофора означает: «У меня хорошее настроение»
Желтая карточка светофора означает: «У меня настроение среднее»
Красная карточка светофора означает: «У меня плохое настроение»
Прием рефлексии «Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Прием рефлексии «Цепочка пожеланий»
Чтобы завершить урок на позитивной ноте, можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент», в котором ученики оценивают вклад других учащихся в работу и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок.
Индекс удовлетворенности уроком
Используется карта удовлетворенности уроком и своей деятельности
Прием рефлексии «Одним словом»
Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке:
Раздражение. Злость. Радость. Равнодушие. Удовлетворение. Вдохновение. Скука.
Тревога. Покой. Уверенность. Неуверенность. Наслаждение.
Рефлексия деятельности на уроке
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха»: знаю, понимаю, умею.
Прием рефлексии «Выбор»
Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал…
2.Своей работой на уроке я…
3.Урок для меня показался…
4.За урок я…
5.Мое настроение…
6.Материал урока мне был…
7.Домашнее задание мне кажется…
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.
В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения. Варианты:
• "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
• "На этом уроке меня порадовало…";
• "Я похвалил бы себя…";
• "Особенно мне понравилось…";
• "Я мечтаю о …";
• "Сегодня мне удалось…";
• "Было интересно…";
• "Было трудно…";
• "Я понял, что…";
• "Теперь я могу…";
• "Меня удивило…" и т. п.
Прием рефлексии «Утверждение»
- Я узнал(а) много нового.
Мне это пригодится в жизни.
На уроке было над чем подумать.
На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
Прием рефлексии «Оцени себя на уроке»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял
Прием рефлексии «Аргументация своего ответа»
1.На уроке я работал……..потому что………
2.Своей работой на уроке я………
3.Урок для меня показался…….
4.За урок я…..
5.Мое настроение……..
6.Материал урока мне был………
Рефлексия в форме анкетирования
На уроке я
узнал(а)_________________________
понял(а)_________________________
научился (-лась)__________________
2. Лучше всего на уроке у меня
выходило__________________________
3. Основные трудности у меня
были______________________________
4. Во мне произошли изменения…………..
а) в знаниях по предмету
б) в умении чувствовать
в) в моих творческих способностях
г) в умении осознавать собственную деятельность
Рефлексия "Плюс – минус – интересно".
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Рефлексия "Синквейн".
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1-я строка – одно ключевое слово: тема или предмет (одно существительное), определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Существует множество форм образовательной рефлексии – устное обсуждение, письменное анкетирование, рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником.
Итак, рефлексия — вершина сознания. Она является констатирующим признаком личности и формируется вместе с ней. Рефлексия помогает человеку оценить свои действия, мысли, их результаты, найти место в жизни.
Всё, что происходит на уроке по организации рефлексивной деятельности,— не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Впрочем, процесс рефлексии должен быть многогранным, поскольку оценивание личности должно осуществляться не только ею самой, но и присутствующими.
Рефлексия на уроке— это совместная деятельность учащихся и учителя, которая позволяет совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Помощь при проведении рефлексии на уроках немецкого языка могут оказать опорные карточки-конспекты:
- оценка настроения и эмоционального состояния.
Positiv
Wie fühlst du dich
Negativ
die Befriedigung
das Glück
die Freude
der Erfolg
der Stolz
Weil
es mir schwer fiel…
ich ohne Pause
arbeitete…
ich alles richtig machte
antwortete
ich aktiv war
die Unbefriedigung
der Zorn
die Langeweile
die Angst
die Unruhe
 -оценочная карта, с помощью которой можно научиться оценивать себя и своих товарищей. Карту сопровождают краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания, замечания на немецком языке.
Ich
Nachbarin
Gruppe
Klasse
Lehrer
-приём незаконченного предложения (тезиса)
Heute in der Stunde habe ich
kennen gelernt
gefunden
studiert
im Gedächtnis behalten
- варианты незаконченных фраз, связанных с тематикой урока:
Ich möchte die Schule besuchen, wo
Wenn ich im Frieden leben möchte, würde ich …
Ich schätze die Menschen, die …
Der beste Freund ist …
Die richtige Liebe ist…
Bei der Berufswahl besonders wichtig ist für mich (finde mich)
Wenn ich Naturfreundin sein möchte, würde ich…
-рефлексия достижения цели. Цель (проблема) урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение её достижения.
Jetzt weiß
kann ich
wie über… sprechen
wie die Information verstehen
diese Probleme erklären
meine Meinung über… äußern
meine Meinung argumentieren
notwendige Information finden
-рефлексия отношения к проблеме, взгляд на проблему раньше и сейчас.
Früher
Jetzt
Ich wusste nicht
verstand nicht
Ich konnte nicht
mich nicht vorstellen
Ich konnte nicht äußern
erklären
Jetzt … ich
Außerdem…
Mehr als

Библиографический список

1. Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс.- 2004.
2. Л. А. Соколова.Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие для развития учителя и учащихся // Иностранные языки в школе – 2005. - № 1.
3. А. В. Хуторской. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер.- 2001.
tschernischova@mail.ru, +7(927)-146-12-66
2018