Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Финк О. Н., Володина О. В. Экспериментальная деятельность как эффективное средство развития одаренности

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Одаренность детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.
Основной задачей педагогов является поддержка ребенка и развитие его познавательныхспособностей. Исходя из актуальности данной проблемы большое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребёнка, педагогу необходимо организовать работу,целью которой является создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности личности ребёнка через экспериментальную деятельность.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
·           развивать интеллектуальные и познавательные способности детей, их творческую активность через поисково-исследовательскую деятельность на занятиях и в повседневной жизни;
·           создать методическую систему работы по детскому экспериментированию;
·           повысить уровень взаимодействия педагога и семьи в популяризации детского экспериментирования.
Работа с одаренным ребенком - это дополнительная ответственность перед одаренным ребенком, чтобы создать условия для полноценного качественного развития его способностей, но и ответственность перед остальными детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб вниманию развития их способностей проходила эта работа. Поэтому работа с одаренными детьми должна строиться параллельно с основными видами и направлениями реализации программы.
В основу работы с одаренными детьми положены принципы:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
- принцип гуманизма.
Необходимым условием развития познавательных способностей является окружающая среда. Важно, чтобы среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
Лаборатория - новый элемент развивающей среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в 'ученых', которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
Экспериментально- исследовательская деятельность может осуществляться в разных формах:
Ø групповые занятия;
Ø конкурсы; интеллектуальные игры;
Ø участие в презентациях;
Ø работа по индивидуальным планам;
Ø исследовательская деятельность.
Ø исследования динамики развития.
Ø познавательно – исследовательская деятельность илиее часть;
Ø  совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты);
Ø наблюдение;
Ø  совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность);
Ø  развлечения.
Ø игра-экспериментирование;
Ø организованный эксперимент;
Ø спонтанный эксперимент.
Результаты развития познавательно – исследовательских способностей могут быть наилучшими, когда педагоги осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время воспитанников, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Подавляющее большинство педагогов ставят на первое место учебно-дисциплинарные ценности.
Таким образом, верно подобранные методы и формы экспериментальной деятельности, организация индивидуальной работы, создание условий для формирования и удовлетворения познавательного интереса служит эффективным средством развития детской одаренности.
Список литературы.
1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004.
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.
3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М..
4. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996.
5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.
7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.
8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
2021