Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf
Обучение предполагает не только знания о природе и обществе, о нормах поведения, но и требует эмоционально-ценностного отношения к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработке на их основе системы ценностных ориентации, которые становятся мотивами поведения. Достигнуть этой цель можно лишь на основе активной деятельности, побуждающей яркие эмоциональные переживания у учащихся. Такой подход позволит сформировать у учащихся целостную картину единого материального и духовного мира, передавать из поколения в поколение не только интеллектуальные, но и духовные ценности.
В начальных классах закладываются основы ценностных ориентаций, волевого развития и проявляется особая сензитивность к эмоциональному развитию. На данном возрастном этапе для усвоения важны следующие элементы эмоционально-ценностного компонента: система ценностных ориентаций, эмоциональные и волевые качества личности. Ценности служат содержательной основой эмоций; сами эмоции, а также волевые проявления значимы в образовании в том случае, если они адекватны общественно значимым ценностям. Моделируя систему эмоционально-ценностного компонента, сначала нужно выделить необходимые для усвоения младшими школьниками ценности. Затем – определить, какие эмоциональные реакции необходимо пробуждать в связи с определенными ценностями, и каким образом формировать в деятельности по реализации ценностей волевые качества личности.
Осмысление этого компонента содержания образования в исследованиях ученых отразилась, прежде всего, на терминологии. В.С. Леднев вводит понятие «опыт ценностно-ориентационной деятельности», А.В. Зеленцова, В.В. Сериков указывают на личностный опыт, В.И. Данильчук – опыт смыслового самоопределения, О.М. Хлыстина называет данный компонент «ценностным отношением». Однако, несмотря на различия в терминологии, большинство ученых утверждают, что аксиологический (ценностный) компонент содержания образования основан на социальном опыте, связан с эмоциональной сферой личности, его усвоение имеет деятельностную (в данном случае ценностно-ориентационную) форму, в виде переживания, смысла творчества, саморазвития. Другими словами, анализируя различные точки зрения на вопрос о содержании образования, можно выявить следующую тенденцию: наряду с «интеллектуальным» компонентом (его составляют знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности), авторы выделяют, эмоционально-ценностный компонент.
Эмоционально-ценностный компонент является необходимой составляющей начального образования. Это определяется следующими его функциями: ценностно-ориентационная - передать значимые общепризнанные ценности общества; эмоциогенная - осуществить полноценную эмоционально насыщенную жизнь школьника; мотивационно-стимулирующая; мотивационно-сдерживающая; оценочная; познавательная - эмоциональное познание мира, развивающая - развитие воли и чувств; коммуникативная - средства общения. В начальном обучении в соответствии с психологическими особенностями младших школьников эмоционально-ценностный компонент становится не только его составной частью, но и является ведущим фактором, влияющим на все содержание, определяющим отбор методов, средств и форм обучения. Это позволяет значительно повысить познавательную активность школьников за счет пробуждения внутренних мотивов обучения.
Содержанием этого компонента содержания образования выступает, во-первых, совокупность потребностей общественного характера, устойчиво направленных на социально значимые объекты деятельности. Во-вторых, способность к испытанию широкой палитры эмоций к нравственным, интеллектуальным, социальным, эстетическим переживаниям. В третьих, способность к проявлению эмоций различной интенсивности в соответствии с общественной системой ценностей и идеалов. В качестве ядра этого вида содержания выступают эмоции. Они являются своего рода индикатором эмоционально-ценностного отношения, одним из условий при переходе на субъектный уровень. Спецификой этого компонента содержания является то, что он не подлежит педагогической адаптации, в меру познания учеником окружающего мира чувства включаются в натуральную неподдельную систему переживаний.
Таким образом, эмоционально-ценностный компонент занимает важное место в учебной деятельности младших школьников. Он помогает школьникам, приобщился к ценностям жизни, то есть к социальному опыту, он должен усвоить как знания, способы деятельности, опыт творческого их применения, так и эмоционально-ценностное отношение к миру, друг другу и к себе.
Обобщая вышесказанное, под эмоционально-ценностным компонентом образования понимают целенаправленное формирование у учащихся системы значимых для личности и общества ценностных ориентаций и развитие их эмоционально-волевой сферы. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к действительности находит отражение в целях, содержании образования, методах, средствах, формах организации учебной деятельности учащихся. Это позволяет значительно повысить познавательную активность школьников за счет пробуждения внутренних мотивов обучения. Эмоционально-ценностный компонент становится не только составной частью учебной деятельности, но и является ведущим фактором, влияющим на все содержание обучения.
Библиографический список
1. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: «Мысль», 2013. 256 с.2. Дубровина И.В. Психология. М.: издательский центр «Академия», 2011. 464 с.
3. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: «Дом педагогики», 1999. 608 с.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: «Юрайт», 2012. 523 с.
5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: издательский центр «Академия», 2014. 456 с.
6. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: «Гардарики», 2007. 519 с.