Библиографическое описание:
Ковач В.И., Валяева С.М., Попова Т.Н., Чернышова В.А. Идеи К.Д. Ушинского в организации игровой деятельности дошкольников // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.
«Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов».
К.Д. Ушинский
Огромное воспитательно-образовательное значение Константин Дмитриевич придавал играм детей. Замечательный педагог, он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными.
Он отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у ребенка недостаточный опыт и знания, не развито логическое мышление. Но К. Д. Ушинский правильно указывал, что воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека. Характерной чертой детства является разорванность верениц представлений, быстрота перехода от одного порядка мысли к другому. В связи с этим педагог писал: “Движение детского воображения напоминает прихотливое порхание бабочки, а никак не могучий полет орла” [10, c. 110].
Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов являются психологической основой детской игры. Поэтому К. Д. Ушинский пишет: “В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями” [6, c. 86].
К. Д. Ушинский подчеркивал влияние среды на содержание детской игры, она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживания детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека.
Большое значение в формировании поведения детей имеют общественные игры и их направленность, Константин Дмитриевич подчеркивал: “В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений” [6, c. 87].
К. Д. Ушинский, в отличие от Фребеля и его последователей, возражал против излишнего вмешательства воспитателя в детскую игру. Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности: “Игра есть свободная деятельность дитяти, в ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля” [6, c. 88]. Воспитатель должна доставлять материал для игры, заботиться о том, чтобы этот материал содействовал выполнению поставленных задач воспитания. Время для детских игр в детском саду должно отводиться сообразно возрасту: чем меньше ребенок, тем больше времени должен он проводить в игре. И в дошкольном возрасте надо стремиться к тому, чтобы ребенок никогда не пресыщался игрой и мог легко прервать ее для работы. Дошкольники тоже должны трудиться.
Константин Дмитриевич рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры; он призывал педагогов к собиранию народных игр. “Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики”, — писал он [6, c. 89]. Этот завет К. Д. Ушинского стремились выполнить русские передовые деятели дошкольного воспитания, а теперь претворяют в жизнь современные педагоги.
Большое воспитательное значение, указывал К. Д. Ушинский, имеют игрушки. “Дети не любят игрушек неподвижных… хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии… — писал он. — Лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом” [6, c. 89]. “Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, — замечал К. Д. Ушинский, — любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало. Новая кукла, как бы она ни была хороша, никогда не сделается сразу любимицей девочки, и она будет продолжать любить старую, хотя у той давно нет носа и лицо все вытерлось” [6, c. 89].
Опираясь на теорию К. Д. Ушинского, в Новоуколовском детском саду мы большое внимание уделяем детской игре. Игры различаются по содержанию, характерным особенностям и по тому какое место они занимают в жизни детей. Особое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации и строительные игры.
В своей практике мы так же используем игры с правилами, к ним относятся дидактические, подвижные, игры-забавы.
Следует учитывать, что в дидактических играх необходимо правильное сочетание наглядности, слов воспитателя и действий самих детей. Подбирая подвижные игры и игры-забавы, мы учитываем соответствие характера двигательной деятельности, доступность и содержание игровых правил.
Таким образом, мы можем сказать, что теория детской игры, разработанная Константином Дмитриевичем Ушинским, явилась ценным вкладом не только в русскую, но и в мировую дошкольную педагогику. К. Д. Ушинский показал социальный характер и значение детской игры, дал ценные методические указания об использовании игр в работе с детьми дошкольного возраста.
Список используемой литературы:
1. Под ред. Л.Н. Литвина «История дошкольной педагогики», Москва, «Просвещение», 1989.
2. Журналы «Дошкольное воспитание».
3. Конспекты занятий.
Ковач В.И., Валяева С.М., Попова Т.Н., Чернышова В.А. Идеи К.Д. Ушинского в организации игровой деятельности дошкольников // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.
«Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов».
К.Д. Ушинский
Огромное воспитательно-образовательное значение Константин Дмитриевич придавал играм детей. Замечательный педагог, он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными.
Он отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у ребенка недостаточный опыт и знания, не развито логическое мышление. Но К. Д. Ушинский правильно указывал, что воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека. Характерной чертой детства является разорванность верениц представлений, быстрота перехода от одного порядка мысли к другому. В связи с этим педагог писал: “Движение детского воображения напоминает прихотливое порхание бабочки, а никак не могучий полет орла” [10, c. 110].
Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов являются психологической основой детской игры. Поэтому К. Д. Ушинский пишет: “В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями” [6, c. 86].
К. Д. Ушинский подчеркивал влияние среды на содержание детской игры, она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживания детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека.
Большое значение в формировании поведения детей имеют общественные игры и их направленность, Константин Дмитриевич подчеркивал: “В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений” [6, c. 87].
К. Д. Ушинский, в отличие от Фребеля и его последователей, возражал против излишнего вмешательства воспитателя в детскую игру. Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности: “Игра есть свободная деятельность дитяти, в ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля” [6, c. 88]. Воспитатель должна доставлять материал для игры, заботиться о том, чтобы этот материал содействовал выполнению поставленных задач воспитания. Время для детских игр в детском саду должно отводиться сообразно возрасту: чем меньше ребенок, тем больше времени должен он проводить в игре. И в дошкольном возрасте надо стремиться к тому, чтобы ребенок никогда не пресыщался игрой и мог легко прервать ее для работы. Дошкольники тоже должны трудиться.
Константин Дмитриевич рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры; он призывал педагогов к собиранию народных игр. “Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики”, — писал он [6, c. 89]. Этот завет К. Д. Ушинского стремились выполнить русские передовые деятели дошкольного воспитания, а теперь претворяют в жизнь современные педагоги.
Большое воспитательное значение, указывал К. Д. Ушинский, имеют игрушки. “Дети не любят игрушек неподвижных… хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии… — писал он. — Лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом” [6, c. 89]. “Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, — замечал К. Д. Ушинский, — любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало. Новая кукла, как бы она ни была хороша, никогда не сделается сразу любимицей девочки, и она будет продолжать любить старую, хотя у той давно нет носа и лицо все вытерлось” [6, c. 89].
Опираясь на теорию К. Д. Ушинского, в Новоуколовском детском саду мы большое внимание уделяем детской игре. Игры различаются по содержанию, характерным особенностям и по тому какое место они занимают в жизни детей. Особое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации и строительные игры.
В своей практике мы так же используем игры с правилами, к ним относятся дидактические, подвижные, игры-забавы.
Следует учитывать, что в дидактических играх необходимо правильное сочетание наглядности, слов воспитателя и действий самих детей. Подбирая подвижные игры и игры-забавы, мы учитываем соответствие характера двигательной деятельности, доступность и содержание игровых правил.
Таким образом, мы можем сказать, что теория детской игры, разработанная Константином Дмитриевичем Ушинским, явилась ценным вкладом не только в русскую, но и в мировую дошкольную педагогику. К. Д. Ушинский показал социальный характер и значение детской игры, дал ценные методические указания об использовании игр в работе с детьми дошкольного возраста.
Список используемой литературы:
1. Под ред. Л.Н. Литвина «История дошкольной педагогики», Москва, «Просвещение», 1989.
2. Журналы «Дошкольное воспитание».
3. Конспекты занятий.