Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf
Пластилиновая живопись — один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению таких занятий с детьми.
Вместе с тем, в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.
Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Н.Б. Халезова, Б.Б. Косминская, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, О.В. Григорьева и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.
Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (П.A. Венгер, B.C. Мухина, Р.С. Немов и др.).
Работа в данном направлении будет более эффективной, если:
§ воспитатель владеет методикой проведения пластилиновой живописи;
§ созданы условия для ее проведения;
§ родители информированы.
Практика пластилиновой живописи требует высокого уровня интеллектуальных, изобразительных и эмоциональных знаний, умений, навыков. При этом она доступна детям различной степени одаренности, способствует развитию мелкой моторики пальцев рук и биологически активных точек (БАТ). Чем глубже познается этот вид изобразительного творчества, тем больше радости приносит он практикующим.
В процессе работы с детьми решаются задачи развития:
§ детского изобразительного творчества посредством овладения техникой пластилиновой живописи;
§ последовательного, целенаправленного художественного восприятия произведений искусства;
§ сенсорного восприятия дошкольников посредством наблюдения, обследования и анализа объектов и явлений природы, конструктивного строения предметов (объектов), разнообразия цветовых оттенков предметов и состояний в работе с натуры, с репродукцией;
§ художественного восприятия детей как мотива создания творческих работ;
§ способностей использования средств выразительности, понимания особенностей живописного колорита;
§ устойчивого интереса, вкуса, оценки и суждения, общечеловеческих эмоционально-нравственных ориентаций на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера.
На занятиях пластилиновой живописью необходимо:
§ воспитывать бережное отношение к произведения искусства;
§ дать представление о различном характере рисунка, соотношении изображения предметов (объектов) в линейной и воздушной перспективе;
§ совершенствовать умение достигать выразительности образа не только через большое сходство в форме, пропорциях, но и передачей характерных поз;
§ формировать у детей различные способы и приемы техники пластилиновой живописи, используя горельеф, барельеф, различные налепы;
§ развивать речевые навыки в процессе обсуждения изобразительных средств выразительности при создании работы; активизировать художественный словарь дошкольников;
§ учить видеть прекрасное вокруг;
§ высказывать доказательные суждения и оценку увиденного,; включать познанное — через искусство и ознакомление с окружающим — в собственную эстетическую и художественную деятельность;
§ формировать образное мышление при восприятии цветового и конструктивного состояния объектов и явлений природы.
Занятия пластилиновой живописью — прекрасная возможность вовлечь детей в процесс эмоционально-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающей среды и на основе этого формировать потребность создавать самим продукты эстетической значимости, а также способ развить мелкую моторику пальцев рук и подготовить руку к письму.
В процессе знакомства с пластилиновой живописью и овладения ею у детей дошкольного возраста: развиваются внимание, наблюдательность, восприятие (зрительное, слуховое, осязательное); совершенствуются память (образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная), мышление, воображение, фантазия.
Дети учатся:
§ воспринимать и различать произведения изобразительного искусства, выделяя средства выразительности, цветовой гаммы, понимать единство содержания, смысла и языка художественного образа;
§ видеть общие, типичные, характерные и индивидуальные признаки предметов, явлений окружающего мира, их эстетические проявления;
§ передавать характерные признаки, пропорции, сочетания; добиваться определенного сходства с реальным объектом при рисовании пластилином с натуры;
§ выделять композиционный центр в качестве основного структурного элемента композиции;
§ выполнять рисунок детально, используя горельеф, барельеф и налепы в изображении;
§ различать от 15 до 20 оттенков цветовой гаммы, некоторые из них получать путем смешивания, скатывания или раскатывания кусочков пластилина (жгутиков), использовать их в своих работах; различать и систематизировать теплые и холодные гаммы цветов, использовать эти знания в создании композиций; передавать особенности цветовой гаммы, соответствующей цвету наблюдаемого предмета или явления;
§ использовать цвет как средство выразительности в передаче настроения, состояния, отношения, к изображаемому или выделения в картине главного; изображать предметы близкого, среднего, дальнего плана; знать основные закономерности линейной перспективы (линия горизонта, изменение размеров при удалении);
§ владеть навыками работы с различными изоматериалами и инструментами: цветной пластилин, стеки, гуашь, акварель, палитра, кисти и др.;
§ владеть техникой работы по пластилиновой живописи;
§ видеть и изображать фактуры предметов с помощью пятна, линий, штрихов, точек и их сочетаний;
§ создавать свой сюжет и проявлять желание самостоятельно разнообразить средства художественной выразительности и изобразительный материал;
§ развивать художественное восприятие как мотив создания творческих работ;
§ давать эстетическую оценку наблюдаемых предметов, объектов, явлений, эмоционально отзываться на красоту природы, картин, репродукций, произведений искусства.
Мониторинг по выявлению знаний, умений, навыков и способностей проводится два раза (в начале и конце учебного года). Основные методы мониторинга — естественный эксперимент, педагогическое наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов творческой деятельности.
Содержание занятий может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала, индивидуальных интересов и потребностей обучаемой группы.
Тематика предлагаемых занятий отражена в трех направлениях:
§ изучение отдельных предметов и объектов окружающей среды;
§ основ перспективной грамоты (таких жанров живописи, как пейзаж, натюрморт, портрет);
§ создание сказочного мира, сказочных образов (книжная графика).
При создании методического пособия учитывалось содержание раздела эстетического воспитания в программах:
§ «Детство» под редакцией В.М. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др.;
§ «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой и др.;
§ «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой;
§ «Красота, радость, творчество» под редакцией Т.С. Комаровой;
§ «Гармония развития» под редакцией Д.И. Воробьевой;
§ «Облако» (Н.Н. Назаренко, С.В. Кузнецова).
Выделяются несколько типов занятий по пластилиновой живописи:
§ выполнение одной темы в одно занятие (работа на «силуэте» или в миниатюре 10*15 см);
§ одной темы многократно и поэтапно;
§ нескольких тем в одном занятии;
§ нескольких занятий разных тем, объединенных в один сюжет.
На практических занятиях детям даются задания трех видов:
§ индивидуальные учебные, направленные на ознакомление детей с техникой и материалом;
§ индивидуальные творческие, направленные на формирование и развитие образного мышления, воображения, творческих способностей. Эти задания предусматривают постепенное продвижение тематики занятий к освоению детьми художественного понятия «образ»;
§ коллективные тематические, укрепляющие контакты между детьми и повышающие интерес, уровень и качество творческого продукта.
Создавать живописный фон (а также некоторые элементы предметов, объектов) можно тремя способами:
§ смешивать небольшие пластилиновые кусочки (2—3 цвета) между собой путем скатывания в шарик, накладывать на основу (картон или ДВП), отрывая от разноцветного шарика маленькие кусочки, размазывать их пальцами, либо сплющивать шар между ладонями в диск, накладывая и размазывая, либо придавая форму рисованному объекту по контуру, силуэту;
§ раскатывать тонкие жгутики пластилина (2—3 цвета) и скручивать их между собой в виде спиральки, затем, сплющивая;
§ получившийся разноцветный столбик, накладывать на основу (картон или ДВП), надавливать и размазывать пальцами в одном или разных направлениях;
§ накладывать на основу (картон или ДВП) разноцветные маленькие кусочки пластилина в виде налепов (рядом, либо друг на друга), надавливать и размазывать их пальцами в одном или разных направлениях.
§ чтобы пластилиновый фон был тонким, ровным, эффектным, похожим на рисованный, рекомендуется использовать для заглаживания и убирания лишнего пластилина стеку.
Во время занятий по пластилиновой живописи предлагаем использовать следующие оздоровительные приемы:
§ движения палочками (можно использовать стеки, лопаточки) разной длины, толщины, формы. Палочками (стеками) можно делать упражнения кистями рук (вверх-вниз, вправо-влево, в парах, в горизонтальной и вертикальной опоре, с разным углом наклона);
§ использование массажных мячиков в парах (ладонями, стопами, спинами);
§ пальчиковая роспись (писать буквы, поочередно меняя пальцы);
§ пальчиковая гимнастика;
§ психогимнастика, физкультминутки;
§ пальчиковая, фаланговая, кистевая живопись;
§ чтение сказок, рассказов, разучивание загадок, пословиц, примет, поговорок и т.д., проговаривание их с движениями;
§ выполнение поделок из различных материалов;
§ упражнения на дыхание;
§ подвижные народные игры;
§ массажные колечки для пальчиков;
§ перебирание пальцами крупных бус, четок;
§ рассматривание стереоскопических картинок;
§ звуковая гимнастика; музыка эмоций — «Фея осени» и др.;
§ кинезиотоника (озвучивание движений);
§ лечение травами: заваривание и питье, определение на запах, ароматерапия;
§ реабилитоника — музыка восстановления
К концу года дети могут:
§ создавать живописный фон одним основным способом.
§ Выполнять рисунок детально, используя барельеф и горельеф и налепы в изображении.
§ Владеют техникой работы пластилиновой живописи.
§ Выделяют композиционный центр в качестве основного структурного элемента композиции.
§ Добиваются определенного композиционного сходства с реальным объектом при рисовании пластилином.
Библиографический список
1. О.А. Авсеян О. А., Натура и рисование по представлению / Авсеян О. А. - М.: Изобразительное искусство. - 1985.2. Г.В. Беда, Живопись / Беда Г.В. - М.: Просвещение. - 1986.
3. Л. Бондс, Магия цвета (цветотерапия на каждый день) / Бонде Л. - СПб.: Питер. - 1997.
4. А.Т. Волобуев, 500 загадок и стихов о животных для детей / Волобуев А.Т. - М.: ТЦ Сфера. - 2009.
5. Д.И. Воробьёва, «Гармония развития» - интегрированная программа интеллектуального, художественного творческого развития личности дошкольника / Воробьёва Д.И. - СПб.: Детство-пресс. – 2003.
6. И.Г. Мосин И.Г., Рисуем животных / Мосин И.Г. - СПб.: Кристалл. - 2002.
7. Н.Н. Назаренко, С.В. Кузнецова, Облако: Программа по оздоровлению детей дошкольного возраста / Назаренко Н.Н., Кузнецова С.В. - Самара.: Издательство СамГПУ. - 2000.
olya24082002@yandex.ru 89005196179