Пластилиновая живопись — один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению таких занятий с детьми. Вместе с тем, в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста. Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Н.Б. Халезова, Б.Б. Косминская, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, О.В. Григорьева и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы. Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (П.A. Венгер, B.C. Мухина, Р.С. Немов и др.). Работа в данном направлении будет более эффективной, если: § воспитатель владеет методикой проведения пластилиновой живописи; § созданы условия для ее проведения; § родители информированы. Практика пластилиновой живописи требует высокого уровня интеллектуальных, изобразительных и эмоциональных знаний, умений, навыков. При этом она доступна детям различной степени одаренности, способствует развитию мелкой моторики пальцев рук и биологически активных точек (БАТ). Чем глубже познается этот вид изобразительного творчества, тем больше радости приносит он практикующим. В процессе работы с детьми решаются задачи развития: § детского изобразительного творчества посредством овладения техникой пластилиновой живописи; § последовательного, целенаправленного художественного восприятия произведений искусства; § сенсорного восприятия дошкольников посредством наблюдения, обследования и анализа объектов и явлений природы, конструктивного строения предметов (объектов), разнообразия цветовых оттенков предметов и состояний в работе с натуры, с репродукцией; § художественного восприятия детей как мотива создания творческих работ; § способностей использования средств выразительности, понимания особенностей живописного колорита; § устойчивого интереса, вкуса, оценки и суждения, общечеловеческих эмоционально-нравственных ориентаций на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера. На занятиях пластилиновой живописью необходимо: § воспитывать бережное отношение к произведения искусства; § дать представление о различном характере рисунка, соотношении изображения предметов (объектов) в линейной и воздушной перспективе; § совершенствовать умение достигать выразительности образа не только через большое сходство в форме, пропорциях, но и передачей характерных поз; § формировать у детей различные способы и приемы техники пластилиновой живописи, используя горельеф, барельеф, различные налепы; § развивать речевые навыки в процессе обсуждения изобразительных средств выразительности при создании работы; активизировать художественный словарь дошкольников; § учить видеть прекрасное вокруг; § высказывать доказательные суждения и оценку увиденного,; включать познанное — через искусство и ознакомление с окружающим — в собственную эстетическую и художественную деятельность; § формировать образное мышление при восприятии цветового и конструктивного состояния объектов и явлений природы. Занятия пластилиновой живописью — прекрасная возможность вовлечь детей в процесс эмоционально-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающей среды и на основе этого формировать потребность создавать самим продукты эстетической значимости, а также способ развить мелкую моторику пальцев рук и подготовить руку к письму. В процессе знакомства с пластилиновой живописью и овладения ею у детей дошкольного возраста: развиваются внимание, наблюдательность, восприятие (зрительное, слуховое, осязательное); совершенствуются память (образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная), мышление, воображение, фантазия. Дети учатся: § воспринимать и различать произведения изобразительного искусства, выделяя средства выразительности, цветовой гаммы, понимать единство содержания, смысла и языка художественного образа; § видеть общие, типичные, характерные и индивидуальные признаки предметов, явлений окружающего мира, их эстетические проявления; § передавать характерные признаки, пропорции, сочетания; добиваться определенного сходства с реальным объектом при рисовании пластилином с натуры; § выделять композиционный центр в качестве основного структурного элемента композиции; § выполнять рисунок детально, используя горельеф, барельеф и налепы в изображении; § различать от 15 до 20 оттенков цветовой гаммы, некоторые из них получать путем смешивания, скатывания или раскатывания кусочков пластилина (жгутиков), использовать их в своих работах; различать и систематизировать теплые и холодные гаммы цветов, использовать эти знания в создании композиций; передавать особенности цветовой гаммы, соответствующей цвету наблюдаемого предмета или явления; § использовать цвет как средство выразительности в передаче настроения, состояния, отношения, к изображаемому или выделения в картине главного; изображать предметы близкого, среднего, дальнего плана; знать основные закономерности линейной перспективы (линия горизонта, изменение размеров при удалении); § владеть навыками работы с различными изоматериалами и инструментами: цветной пластилин, стеки, гуашь, акварель, палитра, кисти и др.; § владеть техникой работы по пластилиновой живописи; § видеть и изображать фактуры предметов с помощью пятна, линий, штрихов, точек и их сочетаний; § создавать свой сюжет и проявлять желание самостоятельно разнообразить средства художественной выразительности и изобразительный материал; § развивать художественное восприятие как мотив создания творческих работ; § давать эстетическую оценку наблюдаемых предметов, объектов, явлений, эмоционально отзываться на красоту природы, картин, репродукций, произведений искусства. Мониторинг по выявлению знаний, умений, навыков и способностей проводится два раза (в начале и конце учебного года). Основные методы мониторинга — естественный эксперимент, педагогическое наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов творческой деятельности. Содержание занятий может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала, индивидуальных интересов и потребностей обучаемой группы. Тематика предлагаемых занятий отражена в трех направлениях: § изучение отдельных предметов и объектов окружающей среды; § основ перспективной грамоты (таких жанров живописи, как пейзаж, натюрморт, портрет); § создание сказочного мира, сказочных образов (книжная графика). При создании методического пособия учитывалось содержание раздела эстетического воспитания в программах: § «Детство» под редакцией В.М. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др.; § «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой и др.; § «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой; § «Красота, радость, творчество» под редакцией Т.С. Комаровой; § «Гармония развития» под редакцией Д.И. Воробьевой; § «Облако» (Н.Н. Назаренко, С.В. Кузнецова). Выделяются несколько типов занятий по пластилиновой живописи: § выполнение одной темы в одно занятие (работа на «силуэте» или в миниатюре 10*15 см); § одной темы многократно и поэтапно; § нескольких тем в одном занятии; § нескольких занятий разных тем, объединенных в один сюжет. На практических занятиях детям даются задания трех видов: § индивидуальные учебные, направленные на ознакомление детей с техникой и материалом; § индивидуальные творческие, направленные на формирование и развитие образного мышления, воображения, творческих способностей. Эти задания предусматривают постепенное продвижение тематики занятий к освоению детьми художественного понятия «образ»; § коллективные тематические, укрепляющие контакты между детьми и повышающие интерес, уровень и качество творческого продукта. Создавать живописный фон (а также некоторые элементы предметов, объектов) можно тремя способами: § смешивать небольшие пластилиновые кусочки (2—3 цвета) между собой путем скатывания в шарик, накладывать на основу (картон или ДВП), отрывая от разноцветного шарика маленькие кусочки, размазывать их пальцами, либо сплющивать шар между ладонями в диск, накладывая и размазывая, либо придавая форму рисованному объекту по контуру, силуэту; § раскатывать тонкие жгутики пластилина (2—3 цвета) и скручивать их между собой в виде спиральки, затем, сплющивая; § получившийся разноцветный столбик, накладывать на основу (картон или ДВП), надавливать и размазывать пальцами в одном или разных направлениях; § накладывать на основу (картон или ДВП) разноцветные маленькие кусочки пластилина в виде налепов (рядом, либо друг на друга), надавливать и размазывать их пальцами в одном или разных направлениях. § чтобы пластилиновый фон был тонким, ровным, эффектным, похожим на рисованный, рекомендуется использовать для заглаживания и убирания лишнего пластилина стеку. Во время занятий по пластилиновой живописи предлагаем использовать следующие оздоровительные приемы: § движения палочками (можно использовать стеки, лопаточки) разной длины, толщины, формы. Палочками (стеками) можно делать упражнения кистями рук (вверх-вниз, вправо-влево, в парах, в горизонтальной и вертикальной опоре, с разным углом наклона); § использование массажных мячиков в парах (ладонями, стопами, спинами); § пальчиковая роспись (писать буквы, поочередно меняя пальцы); § пальчиковая гимнастика; § психогимнастика, физкультминутки; § пальчиковая, фаланговая, кистевая живопись; § чтение сказок, рассказов, разучивание загадок, пословиц, примет, поговорок и т.д., проговаривание их с движениями; § выполнение поделок из различных материалов; § упражнения на дыхание; § подвижные народные игры; § массажные колечки для пальчиков; § перебирание пальцами крупных бус, четок; § рассматривание стереоскопических картинок; § звуковая гимнастика; музыка эмоций — «Фея осени» и др.; § кинезиотоника (озвучивание движений); § лечение травами: заваривание и питье, определение на запах, ароматерапия; § реабилитоника — музыка восстановления К концу года дети могут: § создавать живописный фон одним основным способом. § Выполнять рисунок детально, используя барельеф и горельеф и налепы в изображении. § Владеют техникой работы пластилиновой живописи. § Выделяют композиционный центр в качестве основного структурного элемента композиции. § Добиваются определенного композиционного сходства с реальным объектом при рисовании пластилином.
Библиографический список
1. О.А. Авсеян О. А., Натура и рисование по представлению / Авсеян О. А. - М.: Изобразительное искусство. - 1985. 2. Г.В. Беда, Живопись / Беда Г.В. - М.: Просвещение. - 1986. 3. Л. Бондс, Магия цвета (цветотерапия на каждый день) / Бонде Л. - СПб.: Питер. - 1997. 4. А.Т. Волобуев, 500 загадок и стихов о животных для детей / Волобуев А.Т. - М.: ТЦ Сфера. - 2009. 5. Д.И. Воробьёва, «Гармония развития» - интегрированная программа интеллектуального, художественного творческого развития личности дошкольника / Воробьёва Д.И. - СПб.: Детство-пресс. – 2003. 6. И.Г. Мосин И.Г., Рисуем животных / Мосин И.Г. - СПб.: Кристалл. - 2002. 7. Н.Н. Назаренко, С.В. Кузнецова, Облако: Программа по оздоровлению детей дошкольного возраста / Назаренко Н.Н., Кузнецова С.В. - Самара.: Издательство СамГПУ. - 2000.