Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Урюпина Е.А. Пластилиновая живопись

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf


Пластилиновая живопись — один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятель­ности. В связи с этим отсутствуют развернутые методи­ческие рекомендации по проведению таких занятий с детьми.
Вместе с тем, в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, ко­торые влияют на формирование и развитие художественно-эстети­ческого и образно-пространственного восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.
Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пласти­лином и его влияние на творческие способности детей (Н.Б. Халезова, Б.Б. Косминская, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, О.В. Григорьева и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, ка­чеством выполнения работы.
Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельно­сти вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зритель­ное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (П.A. Венгер, B.C. Му­хина, Р.С. Немов и др.).
Работа в данном направлении будет более эффективной, если:
§ воспитатель владеет методикой проведения пластилиновой живописи;
§ созданы условия для ее проведения;
§ родители информированы.
Практика пластилиновой живописи требует высокого уровня интеллектуальных, изобразительных и эмоциональных знаний, умений, навыков. При этом она доступна детям различной степени одаренности, способствует развитию мелкой моторики пальцев рук и биологически активных точек (БАТ). Чем глубже познается этот вид изобразительного творчества, тем больше радости приносит он практикующим.
В процессе работы с детьми решаются задачи развития:
§ детского изобразительного творчества посредством овладе­ния техникой пластилиновой живописи;
§ последовательного, целенаправленного художественного вос­приятия произведений искусства;
§ сенсорного восприятия дошкольников посредством наблю­дения, обследования и анализа объектов и явлений природы, конструктивного строения предметов (объектов), разнообразия цветовых оттенков предметов и состояний в работе с натуры, с репродукцией;
§ художественного восприятия детей как мотива создания твор­ческих работ;
§ способностей использования средств выразительности, пони­мания особенностей живописного колорита;
§ устойчивого интереса, вкуса, оценки и суждения, общечелове­ческих эмоционально-нравственных ориентаций на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природно­го и социального характера.
На занятиях пластилиновой живописью необходимо:
§ воспитывать бережное отношение к произведения искус­ства;
§ дать представление о различном характере рисунка, соотно­шении изображения предметов (объектов) в линейной и воз­душной перспективе;
§ совершенствовать умение достигать выразительности образа не только через большое сходство в форме, пропорциях, но и пе­редачей характерных поз;
§ формировать у детей различные способы и приемы техники пластилиновой живописи, используя горельеф, барельеф, различ­ные налепы;
§ развивать речевые навыки в процессе обсуждения изобрази­тельных средств выразительности при создании работы; активи­зировать художественный словарь дошкольников;
§ учить видеть прекрасное вокруг;
§ высказывать доказательные суждения и оценку увиденного,; включать познанное — через искусство и ознакомление с окру­жающим — в собственную эстетическую и художественную дея­тельность;
§ формировать образное мышление при восприятии цветового и конструктивного состояния объектов и явлений природы.
Занятия пластилиновой живописью — прекрасная возможность вовлечь детей в процесс эмоционально-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающей среды и на основе этого формировать потребность создавать самим продукты эстетической значимости, а также способ развить мелкую моторику пальцев рук и подготовить руку к письму.
В процессе знакомства с пластилиновой живописью и овладения ею у детей дошкольного возраста: развиваются внимание, наблюдательность, восприятие (зрительное, слуховое, осязательное); совершенствуются память (образная, словесно-логическая, двига­тельная, эмоциональная), мышление, воображение, фантазия.
Дети учатся:
§  воспринимать и различать произведения изобразительного ис­кусства, выделяя средства выразительности, цветовой гаммы, пони­мать единство содержания, смысла и языка художественного образа;
§  видеть общие, типичные, характерные и индивидуальные признаки предметов, явлений окружающего мира, их эстетические проявле­ния;
§  передавать характерные признаки, пропорции, сочетания; добиваться определенного сходства с реальным объектом при рисовании пластилином с натуры;
§  выделять композиционный центр в качестве основного струк­турного элемента композиции;
§  выполнять рисунок детально, используя горельеф, барельеф и налепы в изображении;
§  различать от 15 до 20 оттенков цветовой гаммы, некоторые из них получать путем смешивания, скатывания или раскатывания кусочков пластилина (жгутиков), использовать их в своих работах; различать и систематизировать теплые и холодные гаммы цветов, использовать эти знания в создании композиций; передавать особенности цветовой гаммы, соответствующей цвету наблюдаемого предмета или явления;
§  использовать цвет как средство выразительности в передаче на­строения, состояния, отношения, к изображаемому или выделения в картине главного; изображать предметы близкого, среднего, дальнего плана; знать основные закономерности линейной перспективы (линия горизонта, изменение размеров при удалении);
§  владеть навыками работы с различными изоматериалами и ин­струментами: цветной пластилин, стеки, гуашь, акварель, палитра, кисти и др.;
§  владеть техникой работы по пластилиновой живописи;
§  видеть и изображать фактуры предметов с помощью пятна, ли­ний, штрихов, точек и их сочетаний;
§  создавать свой сюжет и проявлять желание самостоятельно раз­нообразить средства художественной выразительности и изобрази­тельный материал;
§  развивать художественное восприятие как мотив создания твор­ческих работ;
§  давать эстетическую оценку наблюдаемых предметов, объектов, явлений, эмоционально отзываться на красоту природы, картин, репродукций, произведений искусства.
Мониторинг по выявлению знаний, умений, навыков и способ­ностей проводится два раза (в начале и конце учебного года). Ос­новные методы мониторинга — естественный эксперимент, педагоги­ческое наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов творческой деятельности.
Содержание занятий может варьироваться в зависимости от сте­пени усвоения материала, индивидуальных интересов и потребно­стей обучаемой группы.
Тематика предлагаемых занятий отражена в трех направлениях:
§  изучение отдельных предметов и объектов окружающей сре­ды;
§  основ перспективной грамоты (таких жанров живописи, как пейзаж, натюрморт, портрет);
§  создание сказочного мира, сказочных образов (книжная гра­фика).
При создании методического пособия учитывалось содержание раздела эстетического воспитания в программах:
§  «Детство» под редакцией В.М. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др.;
§  «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой и др.;
§  «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой;
§  «Красота, радость, творчество» под редакцией Т.С. Комаровой;
§  «Гармония развития» под редакцией Д.И. Воробьевой;
§  «Облако» (Н.Н. Назаренко, С.В. Кузнецова).
Выделяются несколько типов занятий по пластилиновой живо­писи:
§ выполнение одной темы в одно занятие (работа на «силуэ­те» или в миниатюре 10*15 см);
§ одной темы многократно и поэтапно;
§ нескольких тем в одном занятии;
§ нескольких занятий разных тем, объединенных в один сю­жет.
На практических занятиях детям даются задания трех видов:
§  индивидуальные учебные, направленные на ознакомление детей с техникой и материалом;
§  индивидуальные творческие, направленные на формирование и развитие образного мышления, воображения, творческих спо­собностей. Эти задания предусматривают постепенное продви­жение тематики занятий к освоению детьми художественного понятия «образ»;
§  коллективные тематические, укрепляющие контакты между детьми и повышающие интерес, уровень и качество творчес­кого продукта.
Создавать живописный фон (а также некоторые элементы пред­метов, объектов) можно тремя способами:
§  смешивать небольшие пластилиновые кусочки (2—3 цвета) между собой путем скатывания в шарик, накладывать на основу (картон или ДВП), отрывая от разноцветного шарика маленькие кусочки, размазывать их пальцами, либо сплющивать шар меж­ду ладонями в диск, накладывая и размазывая, либо придавая форму рисованному объекту по контуру, силуэту;
§  раскатывать тонкие жгутики пластилина (2—3 цвета) и скру­чивать их между собой в виде спиральки, затем, сплющивая;
§  получившийся разноцветный столбик, накладывать на основу (картон или ДВП), надавливать и размазывать пальцами в одном или разных направлениях;
§  накладывать на основу (картон или ДВП) разноцветные ма­ленькие кусочки пластилина в виде налепов (рядом, либо друг на друга), надавливать и размазывать их пальцами в одном или разных направлениях.
§  чтобы пластилиновый фон был тонким, ровным, эффектным, похожим на рисованный, рекомендуется использовать для заглажи­вания и убирания лишнего пластилина стеку.
Во время занятий по пластилиновой живописи предлагаем ис­пользовать следующие оздоровительные приемы:
§  движения палочками (можно использовать стеки, лопаточки) разной длины, толщины, фор­мы. Палочками (стеками) можно делать упраж­нения кистями рук (вверх-вниз, вправо-влево, в парах, в горизонтальной и вертикальной опоре, с разным углом наклона);
§  использование массажных мячиков в парах (ладонями, стопами, спинами);
§  пальчиковая роспись (писать буквы, пооче­редно меняя пальцы);
§  пальчиковая гимнастика;
§  психогимнастика, физкультминутки;
§  пальчиковая, фаланговая, кистевая живопись;
§  чтение сказок, рассказов, разучивание зага­док, пословиц, примет, поговорок и т.д., проговаривание их с движениями;
§  выполнение поделок из различных материа­лов;
§  упражнения на дыхание;
§  подвижные народные игры;
§  массажные колечки для пальчиков;
§  перебирание пальцами крупных бус, четок;
§  рассматривание стереоскопических картинок;
§  звуковая гимнастика; музыка эмоций — «Фея осени» и др.;
§  кинезиотоника (озвучивание движений);
§  лечение травами: заваривание и питье, опре­деление на запах, ароматерапия;
§  реабилитоника — музыка восстановления
К концу года дети могут:
§  создавать живописный фон одним основным способом.
§  Выполнять рисунок детально, используя барельеф и горельеф и налепы в изображении.
§  Владеют техникой работы пластилиновой живописи.
§  Выделяют композиционный центр в качестве основного структурного элемента композиции.
§  Добиваются определенного композиционного сходства с реальным объектом при рисовании пластилином.

Библиографический список

1.       О.А. Авсеян О. А., Натура и рисование по представлению / Авсеян О. А. - М.: Изобразительное искусство. - 1985.
2.       Г.В. Беда, Живопись / Беда Г.В. - М.: Просвещение. - 1986.
3.       Л. Бондс, Магия цвета (цветотерапия на каждый день) / Бонде Л. - СПб.: Питер. - 1997.
4.       А.Т. Волобуев, 500 загадок и стихов о животных для детей / Волобуев А.Т. - М.: ТЦ Сфера. - 2009.
5.       Д.И. Воробьёва, «Гармония развития» - интегрированная программа интеллектуального, художественного творческого развития личности дошкольника / Воробьёва Д.И. - СПб.: Детство-пресс. – 2003.
6.       И.Г. Мосин И.Г., Рисуем животных / Мосин И.Г. - СПб.: Кристалл. - 2002.
7.       Н.Н. Назаренко, С.В. Кузнецова, Облако: Программа по оздоров­лению детей дошкольного возраста / Назаренко Н.Н., Кузнецова С.В. - Самара.: Издательство СамГПУ. - 2000.

olya24082002@yandex.ru 89005196179

2018-03-27 16:03 2018