Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (32) https://f.almanah.su/32.pdf
Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины.
В последнее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
Привить молодежи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому России, к ее славным традициям, а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству- эти принципы воспитания актуальны как никогда.
Патриотическое воспитание - это воспитание важнейших духовно- нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему отечеству, гордость за принадлежность к народу и его свершениям, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному служению обществу и государству.
Значительное место в процессе формирования в студентах качеств гражданина и патриота занимает предмет «Безопасность жизнедеятельности».
Через патриотическое воспитание на уроках безопасности жизнедеятельности, формируется не только гражданин, а гражданин-патриот в самом высоком смысле этого слова, горячо любящий свою Родину, готовый всегда служить ей верой и правдой.
Понятие «патриот», «патриотизм» участвуют в формировании понятий «патриотическое воспитание и образование». При этом целью патриотического воспитания выступает подготовка студентов к жизни в гражданском обществе, демократическом правовом государстве путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.
Патриотическое воспитание не может существовать без здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - это индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения заданных запросов и личных проблем.
Помогая подросткам формировать индивидуальную систему здорового образа жизни, необходимо учитывать все особенности этого возраста.
Основной целью патриотического воспитания на уроках БЖ, является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного демократического государства, формирование у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Для меня важно осознание студентом целевой установки при изучении предмета, а именно, БЖ поможет подготовиться к взрослой жизни, более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор.
В связи с этим основной целью своей педагогической деятельности на уроке БЖ считаю создание условий для формирования гражданина-патриота через сочетание урочной и внеурочной деятельности в курсе ОБЖ.
Разнообразные формы патриотического воспитания, как в урочной, так и внеурочной деятельности позволяют выявить особенности формирования патриотических чувств и сознания у студентов; возродить у молодого поколения традиционные моральные ценности; воспитать социально-активную личность.
Приоритетными задачами патриотического воспитания являются: выработка морально-психологических качеств, присущих защитнику Родины, формирования чувства гордости за службу в вооруженных силах Российской Федерации, профессиональное самоопределение студентов.
Показать студентам, что патриотизм – это чувство любви к своему народу, можно, изучая тему «Пожарная безопасность». Урок этой темы я называю «Люди призванные спасать». Студенты приводят примеры из жизни, из средств массовой информации о работе спасателей и отвечают на следующие вопросы:
- Как вы думаете, что заставляет людей выбирать профессию спасателя?
- С каким риском сопряжена работа спасателя?
- Охарактеризуйте портрет человека-спасателя.
Выработать у студентов потребность быть похожим на спасателей, быть полезным обществу - вот конечный и наилучший результат урока.
Изучение темы «Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», дает огромную возможность олицетворить патриотизм с любовью к своей Родине. Отдельный урок я посвящаю Чернобыльской трагедии. Он строится из выступлений студентов, об участии людей, которые ликвидировали последствия радиационной аварии. О подвигах чернобыльцев, ветеранах подразделений особого риска. Такое построение урока вызывает у студентов сильное эмоциональное восприятие изучаемой темы.
Изучение в раздела «Основы военной службы» направлено на подготовку молодежи к выполнению долга по защите Отечества. Поэтому основной своей задачей в этом направления считаю: показать и доказать студентам, что патриотизм для военнослужащих проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, целостность и независимость. Осуществлять эту задачу мне помогают разнообразные формы и методы обучения, главное назначение которых, на мой взгляд, состоит в том, чтобы наиболее полно воздействовать на личность, наиболее основательно рассмотреть изучаемый материал, позволить увидеть его во всем многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Это и создает внутренний стимул интереса и любознательности студентов, повышает их познавательную активность. Этому способствуют проводимые уроки-лекции, диспуты, на которых студенты в игровой форме решают довольно серьезные вопросы и проблемы по военной тематике.
Использую на уроках демонстрацию видеофильмов по таким темам как: «Воинские уставы», «Виды вооруженных сил». Показ фильмов способствует развитию наглядно - образного мышления, обеспечивает познавательный интерес к учению, создают возможность для изучения ряда ненаблюдаемых процессов и явлений.
Добиться все целостного патриотического воспитания просто не возможно без внеурочной деятельности.
Для этого в колледже проводятся такие мероприятия как: спортивное «А ну-ка, парни», «Армейский магазин», военные сборы с юношами.
Важное место в любой деятельности занимает самоконтроль (рефлексия) и контроль. Студенты работают по тестовым заданиям по разделам курса «Безопасность жизнедеятельности». Тестовые задания предназначены для контроля изученного материала на предыдущем уроке или для закрепления знаний по определенной тематике или разделу. В тесты включаются некоторые вопросы, связанные с другими предметами (история, русский язык, биология), для расширения кругозора студентов, или носящие воспитательные моменты, которые непосредственно связаны с изученным материалом.
В заключении мне хотелось бы сказать, что работа по данному направлению требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям. Главный итог которой, выпускник-патриот, надёжный будущий защитник Родины! Профессия - Родину защищать навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.
Список используемой литературы
1. Беспятова Н.К. Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы»: - М.: ООО Редакция журнала «Военные знания», 2011.2. Николаев Г.Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях: - Екатеринбург: Изд-во Урал, 2014.
3. Журнал «О проблемах воспитания патриотизма №8», 2012.
4. Иванов А.М. «Защита Отечества - обязанность каждого гражданина», 2010.