НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Коробова М. А. Особенности ранней профориентации в работе с детьми дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf

«Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой»

К.Д. Ушинский

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве.
Задача воспитателей и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребёнка должна сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.
Сегодня существует несколько моделей профессионального самоопределения личности. Но в профессиональной ориентации наиболее известна периодизация Е. А. Климова.
Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество и более широко – в социальное сообщество. Поэтому каждая стадия профессионального становления личности является уникальной и значимой.
Ранняя профориентация – это комплекс мероприятий психолого-педагогического характера, помогающий ребенку определиться в выборе будущей профессии в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями. По мнению ученых, к выбору будущей профессии нужно начинать готовить ребенка с дошкольного возраста. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
В процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.) основываясь на наблюдениях за действиями взрослых.
Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников.
Ранняя профориентация призвана:
- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются: - профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
- профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий). Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.
Именно поэтому в работе по ранней профориентации важно придерживаться следующих задач - сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои знания, умения и навыки в доступных видах деятельности;
- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
- обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений.
Чтение художественной литературы, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, картин, составление рассказов о профессиях по алгоритму также несет важную информационную роль в формировании первичных представлений о профессиях. С помощью художественных произведений можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий, обратить внимание детей на сказочных героев, которые трудятся.
При формировании у детей дошкольного возраста представлений о профессиях и труде взрослых рекомендуется использовать дидактические игры, направленные на расширение представлений о разнообразии профессий, их названии, роли, значении. С помощью игр можно познакомить с орудиями труда, инструментами, прививаю уважение к труду взрослых.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно–ролевые игры профессионально–ориентированной направленности, так как игра это основной и ведущий вид деятельности дошкольника.
Сюжетно–ролевые игры – это одни из самых любимых игр у детей. Ведь в игре можно стать кем угодно – врачом, парикмахером, водителем.
Ролевая игра подразумевает, что главную роль возьмет на себя ребенок. Дошкольник играя, представляя, что он уже взрослый. Намного проще ребенку будет принять роль, если у него будут характерные атрибуты для выбранного героя.
Работа с родителями - это важное направление в работе по профориентации дошкольников. Примерные формы работы с родителями в ДОУ:
1. Консультация «Значение ранней профориентации дошкольников».
2. Оформление папки-передвижки «Роль родителей в подготовке ребёнка к труду и выбору профессии».
3. Совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, спектаклям.
6. Оформление информации на тему «Профессиональная ориентация детей дошкольного возраста».
При совместной деятельности воспитателей, родителей и детей кругозор дошкольников расширяется, уровень знаний поднимается на новую ступень. Они с удовольствием знакомятся с новыми профессиями и применяют полученные знания в игре.
Подводя итог, можно сделать вывод, что знакомство детей с профессиями очень важно начинать именно в раннем возрасте, так как это стимулирует развитие познавательного интереса, коммуникативных умений, обогащает словарный запас, развивает познавательную сферу ребенка.
Библиографический список
1.       Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология. - Соц. педагогика, Педагогика. - М.: Академия, 2004. – 102- 301с.
2.       Мотренко Ю. П. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста/ Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — 194-196с.
3.       Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004 –52с.
2022