Библиографическое описание:
Кудрявцева О.И. Роль учителя начальных классов в совместной творческой деятельности младших школьников // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.
Развитию творческих способностей учащихся способствует и организация учебно-воспитательного процесса в школе. В плане работы школы предусмотрены смотры, конкурсы, творческие проекты, коллективные творческие дела, выставки художественного творчества, позволяющие каждому ребёнку проявить себя в той или иной области, интересующей его.
Вся воспитательная система класса направлена на развитие творческого потенциала, создания условий для успеха. Именно в начальных классах ученик познаёт, что такое добро и зло, милосердие и сострадание. Здесь ребёнок приобретает первых товарищей. Как воспитать в ребёнке верность дружбе, умение жить среди ровесников, ценить дружбу. Дети всегда должны быть весёлыми, всем интересующимися, чтобы глаза их всегда горели и на уроках, и после школы. Очень важно чтобы детям нравилось учиться, жить жизнью класса и школы. От того, как построена воспитательная система зависит проявление познавательной активности, желания узнать что-то новое.
Ключевыми понятиями, которые характеризуют воспитательную систему класса, являются: творчество, индивидуальность, самостоятельность, доброта, активность, коллектив. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, а затем превратились в ценностные личности каждого ребенка.
Перед учителями начальных классов часто встает вопрос, как сформировать личность адекватную современным условиям, обладающую такими качествами как мобильность, успешность и при этом не потерять индивидуальность каждого ученика, помочь ему раскрыться, способствовать его саморазвитию, оказать ему поддержку в нужный момент. Во многом решению данной проблемы способствует использование в воспитательной деятельности учителем не только нестандартных форм, способных заинтересовать детей, включить их в воспитательный процесс, но и использование такой формы воспитательной работы как совместная творческая деятельность, создающей условия для формирования субъектов деятельности, активных, инициативных, и творческих людей, умеющих конструктивно взаимодействовать между собой.
Реализация личностно-ориентированного подхода предполагает инновационные уроки с применением активных форм обучения.
Инновационные формы урока продуцируют познавательную активность детей, их интерес к материалу, желание пробовать, искать, действовать методом проб и ошибок, что положительно влияет на развитие мыслительной сферы учащихся младших классов.
Выделяют главные черты этой методики: совместно-разделенная деятельность учителя и учеников, игровая инструментовка деятельности детей, коллективный и творческий характер, личностная ориентированность.
Виды совместной творческой деятельности:
1) Организаторская;
2) Познавательная;
3) Художественная;
4) Спортивная;
5) Общественно-трудовая;
6) Политическая.
Задача учителя состоит:
1. Изучение учителем интересов и запросов ребят и осознанное совместное выдвижение и принятие цели.
Чтобы предстоящая деятельность соответствовала не просто интересам воспитанника, а интересам его развития, классный руководитель должен уметь создавать ситуацию выбора, причем выбора разумного, творческого. Для этого необходимо не только иметь установку на демократическое сотрудничество, но и владеть богатым арсеналом идей, форм и методов взаимодействия. Только тогда предстоящая деятельность будет восприниматься ребятами не как насилие взрослых, не как ущемление их интересов или бессмысленная трата времени, а как желанная, осознанная необходимость для каждого из них.
2. Учитель должен четко осознавать, существует ли такая необходимость на самом деле и какие конкретно возможности для развития тех или иных сторон личности и коллектива предоставляет планируемая деятельность. Если большинство ребят не увидят этих возможностей и классному руководителю не удастся показать ясность и необходимость предлагаемой цели, лучше и отказаться от нее. Это будет соответствовать интересам развития воспитанников в конкретных условиях и обстоятельствах.
3. Довольно часто классные руководители недооценивают значение коллективного планирования и в лучшем случае ставят класс перед фактом: «Вы будете участвовать...», «На следующей неделе будет проводиться...», «Завтра после уроков все останетесь...». Обычно это вызывает незамедлительный, протест ребят, причем даже в том случае, если предстоящая деятельность значима для ребят и могла бы быть воспринята ими совсем иначе. В подобных случаях воспитанник выступает всего лишь как объект волеизъявления учителя; никакого взаимодействия между ними при этом нет. Трудно рассчитывать в такой ситуации и на взаимодействие между самими ребятами.
4. Коллективное целеполагание должно иметь не только когнитивный аспект (т.е. давать ответы на вопросы: «Что мы хотим сделать?», «Зачем мы это делаем?» и «Что мне это даст?»), но и эмоциональный.
Именно в таком формате возникает атмосфера завтрашней радости, те самые общие настроения и переживания, которые сплачивают класс и активизируют каждого школьника.
Литература
1.Иванова Н. В. «Возможные приёмы сотрудничества младших школьников с учителями и родителями во внеурочной деятельности» // Нач. школа. - 2006. - № 3.
2.Максимова С. В., Камышева И. В. «Развитие творческой активности учащихся» // Управление начальной школой. – 2010. - № 2.
3.Шараборова Ю.Д. «Взаимовлияние дополнительного образования и внеурочной деятельности» // Классный руководитель. – 2002. - № 6.
4.Щуркова Н.Е. Профессиональное мастерство классного руководителя. М.: Айрис – пресс, 2007.
Кудрявцева О.И. Роль учителя начальных классов в совместной творческой деятельности младших школьников // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.
Развитию творческих способностей учащихся способствует и организация учебно-воспитательного процесса в школе. В плане работы школы предусмотрены смотры, конкурсы, творческие проекты, коллективные творческие дела, выставки художественного творчества, позволяющие каждому ребёнку проявить себя в той или иной области, интересующей его.
Вся воспитательная система класса направлена на развитие творческого потенциала, создания условий для успеха. Именно в начальных классах ученик познаёт, что такое добро и зло, милосердие и сострадание. Здесь ребёнок приобретает первых товарищей. Как воспитать в ребёнке верность дружбе, умение жить среди ровесников, ценить дружбу. Дети всегда должны быть весёлыми, всем интересующимися, чтобы глаза их всегда горели и на уроках, и после школы. Очень важно чтобы детям нравилось учиться, жить жизнью класса и школы. От того, как построена воспитательная система зависит проявление познавательной активности, желания узнать что-то новое.
Ключевыми понятиями, которые характеризуют воспитательную систему класса, являются: творчество, индивидуальность, самостоятельность, доброта, активность, коллектив. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, а затем превратились в ценностные личности каждого ребенка.
Перед учителями начальных классов часто встает вопрос, как сформировать личность адекватную современным условиям, обладающую такими качествами как мобильность, успешность и при этом не потерять индивидуальность каждого ученика, помочь ему раскрыться, способствовать его саморазвитию, оказать ему поддержку в нужный момент. Во многом решению данной проблемы способствует использование в воспитательной деятельности учителем не только нестандартных форм, способных заинтересовать детей, включить их в воспитательный процесс, но и использование такой формы воспитательной работы как совместная творческая деятельность, создающей условия для формирования субъектов деятельности, активных, инициативных, и творческих людей, умеющих конструктивно взаимодействовать между собой.
Реализация личностно-ориентированного подхода предполагает инновационные уроки с применением активных форм обучения.
Инновационные формы урока продуцируют познавательную активность детей, их интерес к материалу, желание пробовать, искать, действовать методом проб и ошибок, что положительно влияет на развитие мыслительной сферы учащихся младших классов.
Выделяют главные черты этой методики: совместно-разделенная деятельность учителя и учеников, игровая инструментовка деятельности детей, коллективный и творческий характер, личностная ориентированность.
Виды совместной творческой деятельности:
1) Организаторская;
2) Познавательная;
3) Художественная;
4) Спортивная;
5) Общественно-трудовая;
6) Политическая.
Задача учителя состоит:
1. Изучение учителем интересов и запросов ребят и осознанное совместное выдвижение и принятие цели.
Чтобы предстоящая деятельность соответствовала не просто интересам воспитанника, а интересам его развития, классный руководитель должен уметь создавать ситуацию выбора, причем выбора разумного, творческого. Для этого необходимо не только иметь установку на демократическое сотрудничество, но и владеть богатым арсеналом идей, форм и методов взаимодействия. Только тогда предстоящая деятельность будет восприниматься ребятами не как насилие взрослых, не как ущемление их интересов или бессмысленная трата времени, а как желанная, осознанная необходимость для каждого из них.
2. Учитель должен четко осознавать, существует ли такая необходимость на самом деле и какие конкретно возможности для развития тех или иных сторон личности и коллектива предоставляет планируемая деятельность. Если большинство ребят не увидят этих возможностей и классному руководителю не удастся показать ясность и необходимость предлагаемой цели, лучше и отказаться от нее. Это будет соответствовать интересам развития воспитанников в конкретных условиях и обстоятельствах.
3. Довольно часто классные руководители недооценивают значение коллективного планирования и в лучшем случае ставят класс перед фактом: «Вы будете участвовать...», «На следующей неделе будет проводиться...», «Завтра после уроков все останетесь...». Обычно это вызывает незамедлительный, протест ребят, причем даже в том случае, если предстоящая деятельность значима для ребят и могла бы быть воспринята ими совсем иначе. В подобных случаях воспитанник выступает всего лишь как объект волеизъявления учителя; никакого взаимодействия между ними при этом нет. Трудно рассчитывать в такой ситуации и на взаимодействие между самими ребятами.
4. Коллективное целеполагание должно иметь не только когнитивный аспект (т.е. давать ответы на вопросы: «Что мы хотим сделать?», «Зачем мы это делаем?» и «Что мне это даст?»), но и эмоциональный.
Именно в таком формате возникает атмосфера завтрашней радости, те самые общие настроения и переживания, которые сплачивают класс и активизируют каждого школьника.
Литература
1.Иванова Н. В. «Возможные приёмы сотрудничества младших школьников с учителями и родителями во внеурочной деятельности» // Нач. школа. - 2006. - № 3.
2.Максимова С. В., Камышева И. В. «Развитие творческой активности учащихся» // Управление начальной школой. – 2010. - № 2.
3.Шараборова Ю.Д. «Взаимовлияние дополнительного образования и внеурочной деятельности» // Классный руководитель. – 2002. - № 6.
4.Щуркова Н.Е. Профессиональное мастерство классного руководителя. М.: Айрис – пресс, 2007.