НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Астанина Н.В., Бодрикова О.Н., Михеева И.С. Внедрение бережливых технологий в дошкольном образовательном учреждении

Оригинaл материала размещен в выпуске № 6 (56) https://f.almanah.su/56.pdf


Философия бережливого производства основана на представлении организации как потока создания ценности для потребителя, гибкости, выявлении и сокращении потерь, постоянном улучшении всех видов деятельности на всех уровнях организации, вовлечении и развитии персонала с целью повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных лиц. Бережливое производство – это концепция организации деятельности, ориентированная на создание привлекательной ценности для потребителя. Это концепция управления, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Потери – любые действия при создании продукта/услуги, потребляющие и расходующие как временные, так и материальные ресурсы, не добавляющие ценности создаваемому продукту/услуге. 
При применении принципов, методов и инструментов бережливого производства используется проектный подход. При этом учитывается, что эти проекты, их называют лин-проекты, не являются инвестиционными проектами, они направлены на пересмотр и оптимизацию текущих процессов с целью сокращения издержек и затрат, сокращения времени протекания процессов, повышения качества предоставляемых услуг и повышения удовлетворенности потребителя услуг. Лин-проекты осуществляются в рамках существующего бюджета.
Паспорт лин-проекта – документ, оформленный на бумажном носителе, в котором отражена значимая информация о выбранном лин-проекте – цели, плановый эффект, сроки и последовательность реализации, состав команды (рабочей группы), обоснование выбора данного лин-проекта, его ключевые события.
В первом блоке указывается: заказчик проекта (чаще всего это заведующий детского сада) и процесс. Границы процесса. Также здесь определены руководитель лин-проекта и команда.
Во втором блоке указывается обоснование, ключевые риски, трудоемкость процесса, неудовлетворенность текущей ситуацией.
В третьем блоке указываются цели и плановый эффект проекта.
В четвертом блоке подробно расписываются ключевые события проекта с указанием конкретных сроков.
Согласование паспорта лин-проекта
Картирование текущего состояния
Анализ проблем и потерь
Составление карты целевого состояния
Разработка плана мероприятий
Защите плана мероприятий
Внедрение улучшений
Мониторинг результатов
Закрытие лин-проекта и мониторинг стабильности достигнутых результатов.
Эффективная (рекомендуемая) продолжительность проекта 4-6 месяцев.
Картирование потока создания ценности – это инструмент, позволяющий увидеть весь процесс как цепочку связанных между собой операций. Карта потока – это основа для составления плана внедрения мероприятий для улучшения. Картирование осуществляется в два этапа: первый построение карты текущего состояния. На этом этапе происходит подготовительная работа, сбор, нанесение информации, описывающей показатели процесса, на карту текущего состояния, фиксация  выявленных проблем, потерь.
Второй этап – построение карты целевого состояния.
Построение карты текущего состояния. Поскольку ключевой критерий оптимизации процесса – это время протекания процесса, каждый из элементов необходимо хронометрировать. Здесь обозначаются выявленные «ежи» - проблемы в протекании процесса.
Постановка целей и задач в рамках оптимизации любого процесса подразумевает определение мероприятий по выявлению и последующему решению существующих проблем. Для выявления существующих проблем первостепенно стоит задача построения причинно-следственных связей и выявления коренной причины, которая зачастую находится не на поверхности. Бережливое производство предлагает использование ряда методов для поиска коренных причин, которые могут быть применены как совместно для работы над одной проблемой, так и по отдельности:
Метод «5 Почему»
Вопросная техника (метод Киплинга)
Диаграмма Исикавы
Диаграмма связей
Пирамида проблем и т.д.
Так например, основа метода «5 Почему» заключается в том, что при обнаружении проблемы для выявления ее первопричины необходимо задавать вопрос «Почему?» ровно до того момента, когда для решения проблемы будет достаточно одного действия. Результатом проведенной работы является определение коренных причин и мероприятий по их устранению. Результатом данного этапа является утверждение заказчиком плана мероприятий по устранению проблем. При внедрении улучшений проводится периодическая оценка достижения целевых показателей процесса и корректировка плана мероприятий при необходимости.
Для любого лин-проекта важным является устойчивость эффекта, полученного при его реализации. Мониторинг является одной из функций управления лин-проектом и помогает определить, насколько достигнуты запланированные цели, судить об эффективности, результативности и устойчивости результатов работы и, соответственно, минимизирует риск возврата к предыдущему состоянию.
Таким образом, идея бережливого управления в дошкольном образовательном учреждении заключается в постоянном поиске, устранении или минимизации потерь в процессах детского сада. Это позволяет усовершенствовать процессы, повысить эффективность деятельности сотрудников и организации в целом за счет применения ценностей, принципов и инструментов бережливых технологий.

Библиографический список


1. Волкова, И.А. Повышение качества образования на основе применения бережливых технологий / И.А. Волкова // Новые технологии оценки качества образования: сборник статей по материалам XI Форума экспертов в сфере профессионального образования. – Москва, 2016. – С. 219-225.
2. Кузина, В.С. Бережливые технологии / В.С. Кузина, Е.П. Трошина // Формирование профессиональной направленности личности специалистов – путь к инновационному развитию России: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (г. Пенза, 21-22 ноября 2019 г.). – Пенза, 2019. – С. 123-126.
3. Магомедова, Д.С. Внедрение бережливого производства в образовательный процесс / Д.С. Магомедова, З.А. Бекбулатова // Научнопрактические исследования. – 2020. – №5-2(28). – С. 135-139.
4. Палкин, С.В. Система практических мер по внедрению бережливого производства / С. В. Палкин. – Москва : НП «ОПЖТ», 2009.


2022