Библиографическое описание:
Угнивенко Я.А., Колесниченко Е.Ю. Инновационные тенденции в развитии современного дошкольного образования // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.
В соответствии с ФГОС, одним из решающих факторов развития работы в ДОУ выступает организация в нем инновационной деятельности. В наше время ДОУ не может более одного года работать в режиме функционирования, поскольку должно соответствовать постоянно изменяющимся запросам государства, родителей, педагогов и социума.
Инновационные тенденции в ДОУ предполагают использование современных образовательных комплексных программ, технологий и методов, таких, например, как проектный метод, метод наглядного моделирования, развивающее обучение, метод поисковой деятельности, работу в рамках единого образовательного пространства на основе различных методов планирования.
Используемые в образовательном процессе инновации должны соответствовать насущным потребностям и возможностям ДОУ, удовлетворять всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов), способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей по ведущим направлениям.
Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий.
Инновационные тенденции – это особые виды педагогической деятельности. Что такое инновация? Инновация (нововведение) – в социально – психологическом аспекте – создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.
Новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.
Нововведение (инновация) – комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. – новшества для удовлетворения человеческих потребностей.
Нововведение – целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Новшество – это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация – процесс освоения этого средства.
В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность или иначе инновационные тенденции по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое: добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом; носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии.
Типы инновационных тенденций можно сгруппировать по следующим основаниям.
1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:
– в содержании образования;
– в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;
– в управлении ДОУ.
2. По масштабам (объему) преобразований:
– частные, единичные, не связанные между собой;
– модульные (комплекс частных, связанных между собой); – системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).
3. По инновационному потенциалу:
– усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);
– новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);
– радикальные инновации.
4. По отношению к предшествующему:
– новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);
– прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);
– освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);
– ретровведение – освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.
Инновационные тенденции являются одним из основных способов модернизации системы образования и условием развития творческого потенциала педагогов. Это возможно только при непосредственном и активном участии каждого педагога и педагогического коллектива в целом.
Именно поэтому в ДОУ должны активно внедряться парциальные и вариативные программы, разрабатываться и апробироваться авторские программы. Реализуемая в ДОУ инновационная деятельность позволит каждому педагогу лучше понять свои «инновационные» и креативные возможности, повысить свою мотивацию и профессиональную компетентность.
Введение инноваций подразумевает: переход на новую комплексную программу, выбор приоритетного направления работы (физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического и др.).
Переход связан с рядом преобразований:
– изменение территории;
– открытие новых кабинетов;
– введение новых штатных работников;
– создание студий по изобразительной деятельности, театрально-игровой, художественно-эстетической;
– организация дополнительных услуг с введением дополнительных единиц педагогов;
– введение новых образовательных технологий по оздоровлению и художественно эстетическому направлению (обучение и переподготовка кадров);
– апробация авторских парциальных программ, технологий и методик.
Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационные тенденции. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети. Важно, чтобы цели, которые ставит ДОУ, позволяли получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств или времени. Нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения. Можно определить основополагающие требования к дошкольному учреждению, которое работает в режиме инновации. Это детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои профессиональные и личные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме. Между сотрудниками складываются гуманные партнерские отношения; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива. Педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, организует разнообразную учебно-познавательную деятельность, создает условия для сохранения здоровья детей.
Педагоги ДОУ должны ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, чтобы не тратить времени на открытие уже известного. Педагогика сотрудничества, по мнению известного педагога Г.К. Селевко – одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.
Сотрудничество – это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В педагогике сотрудничества несколько направлений. Одно из них – гуманно-личностный подход к ребенку, который ставит в центр образовательной системы развитие совокупности качеств личности, источник многих инновационных идей.
Гуманно-личностный подход объединяет в себе целый ряд идей. Прежде всего, это гуманизация и демократизация педагогических отношений. Они включают в себя:
– любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
– веру в ребенка;
– мастерство общения;
– отсутствие прямого принуждения;
– терпимость к детским недостаткам;
– признание права ребенка на ошибку и на собственную точку зрения;
– особый стиль отношений: не запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Введение различных инновационных тенденций в виде инновационных проектов в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени, помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем. Каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых
и интересных способов обучения.
Литература
1. Закон «Об образовании».
2. Гмурман В.Е. Введение достижений педагогики в практикум школы. – М., 1981.
3. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 7, 10, 12; – 1998. – № 1, 4, 5, 10, 11; – 1999. – № 3, 12.
4. Полонский В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследования // Советская педагогика. – 1988. – №11.
5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997
Угнивенко Я.А., Колесниченко Е.Ю. Инновационные тенденции в развитии современного дошкольного образования // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.
В соответствии с ФГОС, одним из решающих факторов развития работы в ДОУ выступает организация в нем инновационной деятельности. В наше время ДОУ не может более одного года работать в режиме функционирования, поскольку должно соответствовать постоянно изменяющимся запросам государства, родителей, педагогов и социума.
Инновационные тенденции в ДОУ предполагают использование современных образовательных комплексных программ, технологий и методов, таких, например, как проектный метод, метод наглядного моделирования, развивающее обучение, метод поисковой деятельности, работу в рамках единого образовательного пространства на основе различных методов планирования.
Используемые в образовательном процессе инновации должны соответствовать насущным потребностям и возможностям ДОУ, удовлетворять всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов), способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей по ведущим направлениям.
Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий.
Инновационные тенденции – это особые виды педагогической деятельности. Что такое инновация? Инновация (нововведение) – в социально – психологическом аспекте – создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.
Новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.
Нововведение (инновация) – комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. – новшества для удовлетворения человеческих потребностей.
Нововведение – целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Новшество – это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация – процесс освоения этого средства.
В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность или иначе инновационные тенденции по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое: добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом; носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии.
Типы инновационных тенденций можно сгруппировать по следующим основаниям.
1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:
– в содержании образования;
– в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;
– в управлении ДОУ.
2. По масштабам (объему) преобразований:
– частные, единичные, не связанные между собой;
– модульные (комплекс частных, связанных между собой); – системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).
3. По инновационному потенциалу:
– усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);
– новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);
– радикальные инновации.
4. По отношению к предшествующему:
– новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);
– прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);
– освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);
– ретровведение – освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.
Инновационные тенденции являются одним из основных способов модернизации системы образования и условием развития творческого потенциала педагогов. Это возможно только при непосредственном и активном участии каждого педагога и педагогического коллектива в целом.
Именно поэтому в ДОУ должны активно внедряться парциальные и вариативные программы, разрабатываться и апробироваться авторские программы. Реализуемая в ДОУ инновационная деятельность позволит каждому педагогу лучше понять свои «инновационные» и креативные возможности, повысить свою мотивацию и профессиональную компетентность.
Введение инноваций подразумевает: переход на новую комплексную программу, выбор приоритетного направления работы (физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического и др.).
Переход связан с рядом преобразований:
– изменение территории;
– открытие новых кабинетов;
– введение новых штатных работников;
– создание студий по изобразительной деятельности, театрально-игровой, художественно-эстетической;
– организация дополнительных услуг с введением дополнительных единиц педагогов;
– введение новых образовательных технологий по оздоровлению и художественно эстетическому направлению (обучение и переподготовка кадров);
– апробация авторских парциальных программ, технологий и методик.
Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационные тенденции. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети. Важно, чтобы цели, которые ставит ДОУ, позволяли получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств или времени. Нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения. Можно определить основополагающие требования к дошкольному учреждению, которое работает в режиме инновации. Это детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои профессиональные и личные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме. Между сотрудниками складываются гуманные партнерские отношения; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива. Педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, организует разнообразную учебно-познавательную деятельность, создает условия для сохранения здоровья детей.
Педагоги ДОУ должны ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, чтобы не тратить времени на открытие уже известного. Педагогика сотрудничества, по мнению известного педагога Г.К. Селевко – одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.
Сотрудничество – это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В педагогике сотрудничества несколько направлений. Одно из них – гуманно-личностный подход к ребенку, который ставит в центр образовательной системы развитие совокупности качеств личности, источник многих инновационных идей.
Гуманно-личностный подход объединяет в себе целый ряд идей. Прежде всего, это гуманизация и демократизация педагогических отношений. Они включают в себя:
– любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
– веру в ребенка;
– мастерство общения;
– отсутствие прямого принуждения;
– терпимость к детским недостаткам;
– признание права ребенка на ошибку и на собственную точку зрения;
– особый стиль отношений: не запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Введение различных инновационных тенденций в виде инновационных проектов в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени, помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем. Каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых
и интересных способов обучения.
Литература
1. Закон «Об образовании».
2. Гмурман В.Е. Введение достижений педагогики в практикум школы. – М., 1981.
3. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 7, 10, 12; – 1998. – № 1, 4, 5, 10, 11; – 1999. – № 3, 12.
4. Полонский В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследования // Советская педагогика. – 1988. – №11.
5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997