Актуальные вопросы начального общего образования

Григорьева Ж.С., Тюгаева Д.А. Оказание психолого-педагогической помощи четвероклассникам в адаптации к обучению в среднем звене

Оригинаqaл материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf


Педагоги, психологи. родители знают, что первоклассник испытывает колоссальный психологический стресс, придя в школу первого сентября. В таком же стрессовом состоянии он будет первого сентября и в пятом классе. Любой переход человека в новую социальную среду – это стресс для его психического и соматического здоровья. Психологи утверждают, что переход младшего школьника в среднее звено – это сложный и ответственный период в их жизни. Их дальнейший успех в обучении зависит от того, успешно ли пройдет адаптация пятиклассников к их новой школьной жизни.
Говоря об оказании психолого-педагогической помощи при переходе из начального звена обучения в среднее, основное внимании уделяют формированию адаптации школьников и готовности к обучению в средней школе. Понятия «адаптация школьников» и «готовность к обучению в средней школе» являются взаимосвязанными. Каждый учащийся по-своему готов к переходу в пятый класс, так как все дети имеют различный тип нервной системы, темперамент, черты характера. Под адаптацией в данном случае мы имеем в виду привыкание, осознание, вовлечение в учебную деятельность, в новых для них условиях обучения. Психологи выделяют две основные составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Новообразования младшего школьного произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах).
3. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Педагоги подчеркивают важность ещё и следующих моментов:
1. успешное усвоение основного программного материала начальной школы;
2. важные умение ученика самостоятельно работать, осмысливать материал, самому добывать знания из разных источников.
В среднем звене условия обучения практически полностью меняются: дети переходят от одного основного учителя-«мамы» к системе – «учителя предметники». Не все учителя предметники способны заменить ту заботу, то внимание, которое детям давал их первый учитель, их вторая «мама». Не всегда дети переходят в пятый класс тем же коллективом, по тем и ли иным причинам они попадают в другой школьный коллектив. У них появляются не только новые учителя, но и новые одноклассники, что затрудняют их адаптационный период. То есть в период адаптации к обучению в среднем звене ученики испытывают трудности различного характера: социально-эмоциональные, учебные затруднения, режимные трудности.
Цель работы по адаптации детей к обучению в пятом классе заключается в следующем:
– анализ запроса на проведение работы и составление совместно с психологом плана психолого-педагогических мероприятий;
– создание для детей искусственной коррекционно-развивающей среды со специально организованной деятельностью в форме коррекционных занятий;
– перенос отработанных данных в актуальные ситуации обучения детей и использование педагогических приемов на уроках;
Анализ психолого-педагогической литературы и сопоставление их с результатами наших наблюдений и педагогической диагностикой детей позволил нам выделить основные трудности, с которыми сталкиваются дети и педагоги в период адаптации.
– трудности включения в работу – низкая нормативность поведения, некоторая неорганизованность;
– неумение осуществлять самоконтроль.
– затруднено восприятие информации на слух, рассеянное зрительное восприятие;
– способность концентрировать внимание и точность работы некоторых детей не соответствует возрастным нормам;
– память – некоторые дети показывают высокие показатели, некоторые – низкие;
– трудности, связанные с социальной адаптацией (новые учителя, старшеклассники и т. д.)
Наша практическая деятельность по оказанию психолого-педагогической помощи четвероклассникам в адаптации к обучению в среднем звене была направлена на:
·          формирование умения учиться, самостоятельно добывать знания, так как в среднем звене это одно из важнейших требований в обучении;
·          в каждой отдельной дисциплине обучающимся предъявлялись различные требования, чтобы изменение условий обучения, и качественное усложнение требований, предъявляемых к пятикласснику разными учителями, не были такими неожиданными;
·          разрабатывались различные поручения к учащимся, для выстраиваний отношений с будущими учителями среднего звена («Подойди, пожалуйста, на переменке к Марии Александровне за заданиями по олимпиаде»);
·          на классные часы приглашались учащиеся среднего и старшего звена, для того, чтобы у четвероклассников было понимание того, что они переходят именно в среднее звено, так как чувство взрослости в пятом классе неизбежно;
·          на протяжении последнего года обучения, знакомили детей с учителями среднего и старшего звена, устраивали школьные мероприятия совместно с учащимися среднего и старшего звена;
·          организацию и проведение родительского собрания к концу обучения начального звена на тему «Проблема адаптации в среднем звене».
Мы предполагаем что, подобная педагогическая помощь повлияет на протекание адаптации в столь сложный период для ребенка, особенно, в сочетании с работой школьного психолога для снятия тревожности при переходе четвероклассников в среднее звено.
Библиографический список
1.       Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Издательский центр «Академия», «Раритет». – 2001. – 704 с.
2.       Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. – URL: http://www.pedlib.ru/Books/2/0070/2_0070-132.shtml
3.       Шарова, Д. Е. Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене / Д. Е. Шарова. – URL: http://festival.1september.ru/articles/506389/
4.       Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик- – М.: Просвещение, 2007. – 358 с.
5.       Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М., Просвещение, 2008. – 398 с.
6.       Фридман, М. Л. Психология детей и подростков / М. Л. Фридман. – М.: Смысл, 2003. – 360с.
2019-12-26 16:03 2019