Педагоги, психологи. родители знают, что первоклассник испытывает колоссальный психологический стресс, придя в школу первого сентября. В таком же стрессовом состоянии он будет первого сентября и в пятом классе. Любой переход человека в новую социальную среду – это стресс для его психического и соматического здоровья. Психологи утверждают, что переход младшего школьника в среднее звено – это сложный и ответственный период в их жизни. Их дальнейший успех в обучении зависит от того, успешно ли пройдет адаптация пятиклассников к их новой школьной жизни. Говоря об оказании психолого-педагогической помощи при переходе из начального звена обучения в среднее, основное внимании уделяют формированию адаптации школьников и готовности к обучению в средней школе. Понятия «адаптация школьников» и «готовность к обучению в средней школе» являются взаимосвязанными. Каждый учащийся по-своему готов к переходу в пятый класс, так как все дети имеют различный тип нервной системы, темперамент, черты характера. Под адаптацией в данном случае мы имеем в виду привыкание, осознание, вовлечение в учебную деятельность, в новых для них условиях обучения. Психологи выделяют две основные составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»: 1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала. 2. Новообразования младшего школьного произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах). 3. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Педагоги подчеркивают важность ещё и следующих моментов: 1. успешное усвоение основного программного материала начальной школы; 2. важные умение ученика самостоятельно работать, осмысливать материал, самому добывать знания из разных источников. В среднем звене условия обучения практически полностью меняются: дети переходят от одного основного учителя-«мамы» к системе – «учителя предметники». Не все учителя предметники способны заменить ту заботу, то внимание, которое детям давал их первый учитель, их вторая «мама». Не всегда дети переходят в пятый класс тем же коллективом, по тем и ли иным причинам они попадают в другой школьный коллектив. У них появляются не только новые учителя, но и новые одноклассники, что затрудняют их адаптационный период. То есть в период адаптации к обучению в среднем звене ученики испытывают трудности различного характера: социально-эмоциональные, учебные затруднения, режимные трудности. Цель работы по адаптации детей к обучению в пятом классе заключается в следующем: – анализ запроса на проведение работы и составление совместно с психологом плана психолого-педагогических мероприятий; – создание для детей искусственной коррекционно-развивающей среды со специально организованной деятельностью в форме коррекционных занятий; – перенос отработанных данных в актуальные ситуации обучения детей и использование педагогических приемов на уроках; Анализ психолого-педагогической литературы и сопоставление их с результатами наших наблюдений и педагогической диагностикой детей позволил нам выделить основные трудности, с которыми сталкиваются дети и педагоги в период адаптации. – трудности включения в работу – низкая нормативность поведения, некоторая неорганизованность; – неумение осуществлять самоконтроль. – затруднено восприятие информации на слух, рассеянное зрительное восприятие; – способность концентрировать внимание и точность работы некоторых детей не соответствует возрастным нормам; – память – некоторые дети показывают высокие показатели, некоторые – низкие; – трудности, связанные с социальной адаптацией (новые учителя, старшеклассники и т. д.) Наша практическая деятельность по оказанию психолого-педагогической помощи четвероклассникам в адаптации к обучению в среднем звене была направлена на: · формирование умения учиться, самостоятельно добывать знания, так как в среднем звене это одно из важнейших требований в обучении; · в каждой отдельной дисциплине обучающимся предъявлялись различные требования, чтобы изменение условий обучения, и качественное усложнение требований, предъявляемых к пятикласснику разными учителями, не были такими неожиданными; · разрабатывались различные поручения к учащимся, для выстраиваний отношений с будущими учителями среднего звена («Подойди, пожалуйста, на переменке к Марии Александровне за заданиями по олимпиаде»); · на классные часы приглашались учащиеся среднего и старшего звена, для того, чтобы у четвероклассников было понимание того, что они переходят именно в среднее звено, так как чувство взрослости в пятом классе неизбежно; · на протяжении последнего года обучения, знакомили детей с учителями среднего и старшего звена, устраивали школьные мероприятия совместно с учащимися среднего и старшего звена; · организацию и проведение родительского собрания к концу обучения начального звена на тему «Проблема адаптации в среднем звене». Мы предполагаем что, подобная педагогическая помощь повлияет на протекание адаптации в столь сложный период для ребенка, особенно, в сочетании с работой школьного психолога для снятия тревожности при переходе четвероклассников в среднее звено. Библиографический список 1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Издательский центр «Академия», «Раритет». – 2001. – 704 с. 2. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. – URL: http://www.pedlib.ru/Books/2/0070/2_0070-132.shtml 3. Шарова, Д. Е. Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене / Д. Е. Шарова. – URL: http://festival.1september.ru/articles/506389/ 4. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик- – М.: Просвещение, 2007. – 358 с. 5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М., Просвещение, 2008. – 398 с. 6. Фридман, М. Л. Психология детей и подростков / М. Л. Фридман. – М.: Смысл, 2003. – 360с.