Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf
Развитие дошкольника в рамках детского сада осуществляется в различных направлениях, охватывая большой круг знаний, умений и навыков. Так как качество мелкой моторики напрямую влияет на познавательно-речевое, эмоционально-личностное развитие ребенка и определяет успех овладения наиболее сложными графомоторными, трудовыми, бытовыми навыками, навыками самообслуживания, одним из приоритетных направлений работы воспитателя является развитие мелкой моторики и ручной умелости.
Но несмотря на высокую степень изученности этой темы и продолжающийся интерес к ней, в современном обществе существует проблема несвоевременного и неполноценного развития мелкой моторики дошкольников. Еще А.В. Запорожец отмечал, что дети младшей и средней групп детского сада еще имеют отклонения в развитии движений пальцев рук: «движения неточные, не координированные, затруднены изолированные движения пальцами» [1]. Как ни странно, в современном обществе ситуация усугубилась. Учителям младшей школы зачастую приходится помогать ребенку осваивать элементарные навыки рисования, вырезания, лепки. Связано это во многом с тем, что XXI век – век информационных технологий. И если раньше дети мастерили игрушки из подручных средств, занимались ручным творчеством и рукоделием, развивая тем самым и фантазию и ручную умелость, были задействованы в домашнем труде, сейчас большинство детей предпочтут таким занятиям теле-, аудио-коммуникации или компьютерные и мобильные игры. Дошкольный возраст – это наиболее сенситивный период развития тонких моторных навыков, упустив который, придется приложить немало усилий и времени в более зрелом возрасте.
Нельзя оставить без внимания мысль В.А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» [2]. Из его работы следует, что развитие мелкой моторики способствует умственному развитию, стимулирует память, внимание, воображение и что немаловажно детскую речь. Так как моторная и речевая зоны коры головного мозга находятся в тесной взаимосвязи, и расположены крайне близко, уровень развития речи во многом будет определяться уровнем сформированности тонких движений пальцев.
О недостаточно развитом уровне мелкой моторики дошкольника может рассказать неуклюжесть движений рук, затруднения при приеме пищи, связанные с использованием ложки, сложности при работе с кистью и карандашом, невозможность элементарного самообслуживания, проявляющаяся в первую очередь в неумении застегивать пуговицы, кнопки, завязывать шнурки и так далее. При несвоевременном решении этих проблем ребенок получит массу сложностей в дальнейшей жизни.
Именно поэтому целесообразно начинать развитие мелкой моторики еще в младенческом возрасте. С младенцами можно практиковать элементы пальчикового массажа, воздействуя тем самым на множество активных акупунктурных точек, находящихся на ладонях. Для детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи актуальными будут пальчиковые игры, крупотерапия или песочная терапия, конструирование, рисование, аппликация, лепка, изготовление поделок, работа с тренировочными стендами (обучающими простейшим навыкам шнуровки, плетения, манипуляциям с замками и застежками).
В настоящее время в условиях дошкольных образовательных учреждений используется множество новшеств и интересных, нестандартных решений в воспитательно-образовательном процессе. Для наилучшего усвоения ребенком образовательных основ в практике детского сада применяются различные техники, приемы, инструменты.
Рисование – это своеобразное отражение действительности, одно из самых интересных занятий для ребенка. Оно позволяет выразить свои эмоции, развивает фантазию, образное мышление, воображение, дает возможность закрепить знания о цветах и формах. В процессе рисования развивается эстетический вкус ребенка, творческие способности и, конечно же, мелкая моторика. Рисование оказывает 39 положительное влияние на постановку руки, умение владеть карандашом, кистью, укрепляет мелкую мускулатуру рук.
Нетрадиционные техники рисования являются одним из средств, с помощью которых можно разнообразить процесс рисования, добавив ребенку новых впечатлений. В процессе работы с нетрадиционной техникой ребенок познает привычные, казалось бы, материалы с новой стороны. Учится рисовать крупой, ватной палочкой, ладошкой, мыльными пузырями, управляться со штампами и трафаретом и т.д. В ходе работы с подобными техниками и материалами развивается тактильная чувствительность, координация движений, пластичность, четкость, ритмичность пальцев.
Занятия с применением нетрадиционных техник рисования не утомительны, интересны, за счет постоянной смены видов деятельности. При этом у детей сохраняется творческая и познавательная активность, высокая работоспособность на протяжении всего времени. Использование нетрадиционных техник укрепляет навыки сенсомоторной сферы, оказывает положительное влияние на эмоционально-личностную сферу дошкольника.
Перечень нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста представлен в таблице 1.
Таблица 1
Нетрадиционные техники рисования
Оттиск (штампами из овощей и фруктов, пробок, бумагой, листьями)
Рисование бисером
Печать по трафаретуНиткография
Рисование мыльными пузырями
Фотокопия
Пуанализм
Граттаж
Кляксография
Рисование ватными шариками
Рисование ладонью, пальчиками
Тестопластика
Рисование методом тычка
Штриховка
Рисование крупой
Монотипия
Рисование солью
Пластиинография
Рисование зубной щеткой
Рисование трубочкой
Таким образом, целенаправленная, систематическая, качественно организованная работа с детьми будет способствовать развитию навыков мелкой моторики и даст свои положительные результаты. Нетрадиционные техники рисования являются одним из таких инструментов в области художественно-эстетического, мелко-моторного развития дошкольников.
Библиографический список
1. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М.: Астрель, 1990. 320 с.2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1973. 287 с.