Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Нилова Е.В. Трудности и их решение в рамках общеразвивающей образовательной программы «Класс фортепиано»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


Вот уже пятый год я являюсь педагогом класса фортепиано Детской хоровой капеллы Великого Новгорода, и за столь пока недолгий преподавательский путь, судьба уже успела познакомить меня с особенным мальчиком. Особенным не только своим характером, восприятием окружающего мира и творческими способностями, но и тем, что от рождения Руслан является ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
Сейчас условиям современной жизни характерны высокая мобильность, большой объем информации и быстро меняющиеся технологии. В связи с этим меняется и сама модель образования, нацеленная на непрерывность, постоянное обновление знаний, готовность к переобучению, а также на личностную ориентированность педагогического процесса. Поэтому, как и многие другие преподаватели музыкальных дисциплин, в своей педагогической деятельности я использую технологию личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской, которая позволяет делать основной акцент на раскрытие творческого потенциала обучающихся, формирование положительной мотивации к занятиям на инструменте, а не только на исполнительское мастерство. Так как обучение в классе фортепиано осуществляется индивидуально, я имею возможность составить индивидуальный план развития и организовать образовательный процесс, опираясь на индивидуальные возможности и интересы конкретного ребенка, независимо от его природных данных и степени подготовленности. По мнению автора данной технологии, признание обучающегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.
Сравнительно недавно в тезаурус педагогов вошли такие понятия как «инклюзия» и «инклюзивное образование», возможность организации процесса обучения, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Не секрет, что дети с ограниченными возможностями здоровья находятся в некоторой изоляции от внешнего мира, от понимания взаимоотношений с окружающими людьми. И конечно совместная творческая деятельность и равное общение со сверстниками раскрывают характер межличностных отношений, что в итоге влияет на становление личности и её социализацию. Когда родители Руслана привели его на прослушивание в хоровую капеллу (так как мальчик очень любил петь и мечтал научиться играть на музыкальном инструменте), они, после удачной поверки его музыкальных данных и зачисления в первый класс, попросили нас, его новых педагогов, лишь об одном: «мы очень хотим, чтоб наш сын был здесь как все».
В младший хор капеллы Руслан влился быстро и легко, пополнив ряды альтовой партии и сразу же найдя себе новых друзей. С выбором инструмента вопрос тоже был решен сразу, так как при инвалидности в опорно-двигательном аппарате (от рождения у мальчика одна левая рука) освоить он мог только игру на фортепиано.
В фортепианном исполнительстве понятие однорукий пианист это редкость, история знает троих таких музыкантов: венгерского графа Геза Зичи, который жил и концертировал в Европе 19-го века, пианиста, автора книги «Школа для левой руки» Пауля Витгенштейна, потерявшего правую руку во время Первой мировой войны и тем не менее достигшего немалой известности в мире, исполняя сложные фортепианные произведения, и нашего современника, английского пианиста Николаса Маккарти. В свою очередь произведений для одной руки (в частности левой), написанных композиторами разных стран, не мало. А. Скрябин, К. Сен-Санс, М. Равель, П. Хиндемит, С. Прокофьев, Б. Барток и многие другие, отдали должное в сочинении одноручных произведений, и все они не только направлены на развитие и укрепление игрового аппарата, но имеют высшую техническую сложность. Что же касается нотного репертуара для детей, которые только начинают свой путь в исполнительстве, то здесь для леворуких маленьких музыкантов трудно найти красивые, технически доступные произведения.
Но поиск репертуара был не первой трудностью на нашем с Русланом пути, изначально нужно было осуществить правильную постановку игрового аппарата на инструменте, выработку рабочей осанки. У всех детей природа рук разная, обусловленная индивидуальными особенностями строения ладони и пальцев. В нашем случае необходимо было разобраться с точками опоры и ощущением всей клавиатуры инструмента одной рукой, найти удобное положение за фортепиано при этом грамотно и рационально использовать движения, не теряя их естественную свободу, в этом могла помочь хорошая осанка - одно из главных условий не утомляемости аппарата. Здесь мне помог комплекс упражнений и гимнастик А.Артоболевской.
Для того чтобы максимально помочь и не навредить Руслану я, опираясь на используемую в работе с другими учениками методику А. Шмидт-Шкловской «Воспитание пианистических навыков», сначала сама каждодневно искала все вышеперечисленные ощущения за инструментом, делая упражнения, переигрывая все музыкальные сборники одной левой рукой, в поисках программы. В отношении ансамблей и одноголосных песен все было легко, главное расписать аппликатуру, но в плане самостоятельного исполнения мелодии и аккомпанемента, чтобы Руслан на академическом концерте ничем не отличался от других сверстников, все было сложнее, это потребовало переложения пьес в удобное расположение, а также освоения педализации. Огромное желание работать и стойкость характера помогло ему справиться с необходимыми для успешного результата трудностями. В свою очередь, я, родители и другие педагоги старались всячески его поддерживать в достижении поставленных целей. Так на втором году обучения Руслан согласился поучаствовать в конкурсе «Город звёзд», который наш «Дворец детского (юношеского) творчества» проводит для поддержки и выявления одаренных детей. Руслан стал обладателем диплома за второе место в своей возрастной группе. Выступление на большой сцене, перед профессиональным жюри наравне с другими детьми, стало не только огромным толчком в его исполнительской деятельности и самореализации, но и эмоциональным подвигом. Ведь исполняя произведения, мы проникаемся содержанием музыки, стараемся понимать и сопереживать ее содержанию, выражая тем самым чувства, мысли и настроения автора, что впоследствии и формирует у ребенка чувство эмоциональной отзывчивости. Сейчас мы учим новую, интересную и технически сложную программу, планируя участие в конкурсе уже более высокого уровня.
С уверенностью могу сказать, что занятие музыкой, а в частности, индивидуальные занятия на инструменте, помогают формировать личность ребёнка, мотивированного на саморазвитие и деятельное участие в профессиональной социальной жизни общества. Поэтому, считаю, что активная музыкально-творческая деятельность позволяет обучающимся не только освоить музыкальные знания, умения, технические навыки, помогает развить их память, мышление, воображение, художественный вкус и способствует формированию опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, но и обеспечивает более высокие шансы для овладения общечеловеческими ценностями и расширяет рамки вхождения в социум всех детей, и в особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Главное нам педагогам не бояться решать задачи музыкальной инклюзии, так тесно связанные с характерными особенностями ребёнка и обусловленными его особыми образовательными потребностями, не бояться, обращаясь к его личности, помогать ее становлению. Ведь как сказал Василий Александрович Сухомлинский: «Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств, это могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».

Библиографический список.

1.        Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. – М.: Советский композитор. - 1992. - 103 с.
2.        Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа. -1974 г. - 288 с.
3.        Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. - Ленинград: Музыка. - 1985. - 70 с.
4.        Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2002. – 96 с.
5.        Иваськив И. Геза Зичи: когда страсть к музыке побеждает несмотря ни на что [Электронный ресурс] сайт.- URL: http://lifeacademy.pearl.pp.ua/geza-zichi-kogda-strast-k-muzyke-pobezhdaet-nesmotrja-ni-na-chto.html (дата обращения 29.11.2018).
6.        Захарова Ю. Из жизни известных людей. Пауль Витгенштейн – однорукий пианист-виртуоз [Электронный ресурс] сайт.- URL: http://www.aktsent.info/publ/139/ (дата обращения 02.12.2018).
7.        Леворукий пианист Николас Маккарти [Электронный ресурс] сайт.- URL https://propianino.ru/levorukij-pianist-nikolas-makkarti (дата обращения 25.11.2018).


2018