Библиографическое описание:
Гаевая Е.И. Проектно-исследовательская деятельность на уроках музыки // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.
“…Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить”
(Ф.А. Дистервег)
Метод проектов относится к группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, принадлежит к виду проблемного обучения. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
Метод проектов – это обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо, высказывать веское авторитетное мнение. Проект – замысел, план. Метод - это система приёмов и способов овладения определёнными практическими и теоретическими знаниями. В результате метод проектов - это совокупность приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательным представлением результатов.
В современных условиях гуманистической философии образования реализуется с помощью разнообразных технологий, компетенций, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика.
Программа Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой предлагает тематическое планирование уроков музыки, которое позволяет использовать проектно-исследовательскую деятельность. Работая учителем, приходится думать о том, как заинтересовать учеников музыкальным искусством. Уроки музыки нужно выводить на новый уровень.
Когда мы употребляем словосочетание «проектная деятельность», мы имеем в виду особую деятельность, которая ведет за собой развитие школьника.
Современное представление о результатах образования – это самостоятельность – учебно-практическая, социальная; компетентности в разрешении проблем, в принятии решений и т.д.; ответственность и инициативность. Такие результаты недостижимы иначе как через проектную деятельность школьников. И в этом смысле проектная деятельность имеет место на протяжении всего школьного обучения.
Само слово «проект» можно перевести с латинского на русский язык как «брошенный вперед». А девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка:
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».
Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859—1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. «Обучение должно быть основано на личном опыте учащихся и ориентировано на их интересы и потребности, основным способом обучения становится исследование окружающей жизни в проектной форме». Подробное освещение метод проектов получил так же в трудах американских педагогов У.Х. Килпатрика, Э. Коллинза и других.
В 1905 году Станислав Теофилович Шацкий – русский педагог и последователь идей Джона Дьюи пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся. Но был сделан вывод о том, что этот метод не дает глубоких знаний по предметам. В результате идея проектной методики не получила своего развития и исследования в этом направлении прекратились.
Современный метод проектов хорошо «накладывается» на изучение предметов искусства. Так как на уроках искусства происходит созидание через творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности, как способность ребёнка создавать своё, новое, оригинальное, лучшее. Поэтому, ведущую роль должны играть творческие методы обучения.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.
Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.
Стандарты нового поколения — это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. Стандарты второго поколения уходят от парадигмы получения только знаний, все понятия ведут к личному развитию ребенка.
«Учительская профессия - это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в детях новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду».
Работа учителя музыки в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей обучающихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. Особенно актуальной проблема творчества обучающихся стала в настоящее время – в период модернизации российского образования.
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».
Метод проектов хорошо «накладывается» на изучение предметов искусства, так как именно на этих уроках происходит созидание через творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности, как способность ребёнка создавать своё, новое, оригинальное, лучшее. Поэтому, ведущую роль должны играть творческие методы обучения.
Проект на уроке музыка - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Главными целями введения метода проектов в практику преподавания музыки являются:
- показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
- реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножать знания о нем;
- продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;
- подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.
Программа Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой позволяет использовать проектно-исследовательскую деятельность. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.
Организуя работу над проектом учителю важно соблюсти несколько условий:
- тематика музыкального проекта должна быть актуальной;
- проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
- необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.
В своей практике работы я действую по следующему алгоритму:
1. Подготовка к проекту. предварительно изучаю индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика класса, выбираю тему проекта, формулирую проблему, предлагаю обучающимся идею, обсуждаю ее с учениками.
2. Организация участников проекта. сначала формирую рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача; в состав групп включаю учащихся разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта. В процессе работы обсуждается собранная информация; задача учителя – уважительно относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта. Оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Умение представить и доказать свою точку зрения - один из важных навыков в современном мире.
5. Подведение итогов проектной работы
Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, обучающиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть компьютером.
Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить [2,192].
“…дети любят искать, сами находить. В этом их сила”, - писал А.Эйнштейн; а "…творчество – разновидность поисковой активности", утверждал В.С. Ротенберг и что “на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания”, - писал К.Н. Вентцель [6].
Готовый материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.
Приведу примеры тематики проектов, которые я использую в 5-7 классах:
1. «Мультипликационный фильм» - предполагает исполнение песни во время показа выполненной детьми презентации (нарисовать или найти картинку - слайд к определенному куплету песни).
2. «Мой музыкальный инструмент и как его изготовить». Этой работе предшествует исследование свойства предметов для извлечения звуков, подготовка инструкций, как другим ребятам можно сделать такие же инструменты.
3. «В стране музыкальных загадок» - нацелен на закрепление детьми пройденного материала (музыкальных терминов, фамилий композиторов, названий произведений и музыкальных жанров) в форме музыкальных загадок разных видов (кроссворд, сканворд, шарады, ребус, загадка, стенгазета с музыкальными загадками к предметной неделе).
4. «Музыкальные инструменты» - предполагает подготовку небольших сообщений об инструментах и выступить в роли экскурсоводов с показом иллюстраций. Другой группе можно предложить выступить в роли музыкантов и исполнить небольшую импровизацию на простейших инструментах (ложки, бубен, свистульки, трещётки).
5. «Музыкальная сказка» развивает умение сочинять сказки о «волшебной» силе музыки. Ребята пробуют свои силы в виде авторов, художников-оформителей, руководителей проекта.
6. «Лучший синквейн» способствует активизации словаря, закреплению пройденных понятий.
7. «Музыка в театре, в кино, на телевидении» - учит создавать попурри из песен известных детских фильмов и мультфильмов с общей тематикой. Ребята задумываются над такими вопросами, как: Что роднит музыку с литературой? Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если не было ни поэзии, ни прозы? На этом этапе дети учатся работать с различными источниками и выделять самое главное из огромного потока информации. На уроке используя полученные знания, дети находят ответы на проблемные вопросы: Что стало бы с литературой, если б не было музыки? Соперники или друзья музыка и литература? Ответом на эти вопросы может стать проект по теме: «Озвучить литературное произведение».
Проект должен иметь общую тематику и смысл: о дружбе, о доброте, о школе и другие. На уроке каждая группа представляет свою работу, другие участники выбирают самый удачный, при этом оцениваются содержательность, смысловую последовательность и эмоциональное исполнение.
1. «Великие даты в произведениях искусства».
2. «Ритм в окружающем нас мире».
3. «Тембры в музыке и колорит в живописи», «Роль мелодии в музыке и линии в живописи».
4. «Мелодией одной звучат печаль и радость…».
5. «Творчество А. Вивальди», «Творчество М. Глинки и поэта И. Козлова», «Творчество С. Прокофьева», «Творчество А. Бородина».
6. «Песня-от истоков до современности».
7. Фоторепортаж по темам: «Блокада Ленинграда», «Театральные декорации», «История танца», «Природа в разное время суток или разное время года».
В старших классах по предмету «Искусство» и «Мировая художественная культура» учебный материал охватывает все виды искусства и даёт огромную возможность творить. Темы проектов очень разнообразны:
1. «О танце в живописи», «О вальсе в литературе», «Пейзаж в литературе, музыке, живописи», «Жанр портрета в культуре разных времён», «Что есть красота».
2. «Виды храмовой архитектуры».
3. «Образы фантастики в литературе и кино».
4. «Историческая архитектура моего города», «Декоративно-прикладное искусство моего края», дизайн-проект «Традиции и современность в облике нашего города», «Реклама в нашем городе», «Магазины: убранство и интерьеры», «Фонари на улицах моего города», «Музыка на городских праздниках».
5. «Учёные науки и искусство», «Отечественные и зарубежные «короли» танца»», «Художники-передвижники».
6. «Клубная музыка - истоки и современность», «Мой любимый танец», «Лучший флэш-моб».
7. «Лучший видеоролик (танца, песни)».
8. «Афиша», «Музыкальный компакт диск», «Программа концерта авторской песни»
9. Плакаты по темам: «Моя семья», «Экология души», «Мир моих увлечений».
10. «Новаторство 20 века», «Синтез стилей в архитектуре Татарстана», «Идеальный образ города Санкт-Петербурга», «Модерн и современный город», «Музыка 20 века», «Классика на мобильных телефонах», «Классика в современной обработке».
11. Дизайн-проекты: «Город моей мечты», «Вечерний город», «Спортивная площадка», «Спортивная обувь», «Вечерний наряд», «Сквер», «Интерьер актового зала нашей школы», «Посуда и мебель», роспись «Хохлома», «Городец» по теме: «Лесная сказка», «Утро».
Я считаю, что уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, способствуют формированию синестетического восприятия произведений искусства. Нельзя утверждать, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство активизации познавательных и творческих способностей обучающихся. Проект - это реальная возможность для саморазвития и самореализации, так необходимой для воспитания конкурентно способной личности выпускника школы, гибко адаптирующегося в меняющихся жизненных ситуациях, умеющего самостоятельно приобретать необходимые знания, удачно применять их на практике, для решения возникающих проблем.
Литература:
1.Земсков Ю.П. Основы проектной деятельности, учебное пособие Санкт-Петербург, Лань, 2020. 184 с.
2. Управление проектами с использованием Microsoft Project, учебное пособие Т.С. Васючкова 3-е изд. М., Саратов 2020. 147 с.
3. Ерёменкова Т.Ю. Актуальные вопросы введения ФГОС, 2012.
4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. 192 с.
5. Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.
6. Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие. – М., 2009.
7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000.
8. Прокопьева Н.И. «Проектное обучение в зарубежной педагогике, к вопросу о становлении и развитии».
9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
10. Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических нововведений». М., 1995.
Гаевая Е.И. Проектно-исследовательская деятельность на уроках музыки // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.
“…Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить”
(Ф.А. Дистервег)
Метод проектов относится к группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, принадлежит к виду проблемного обучения. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
Метод проектов – это обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо, высказывать веское авторитетное мнение. Проект – замысел, план. Метод - это система приёмов и способов овладения определёнными практическими и теоретическими знаниями. В результате метод проектов - это совокупность приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательным представлением результатов.
В современных условиях гуманистической философии образования реализуется с помощью разнообразных технологий, компетенций, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика.
Программа Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой предлагает тематическое планирование уроков музыки, которое позволяет использовать проектно-исследовательскую деятельность. Работая учителем, приходится думать о том, как заинтересовать учеников музыкальным искусством. Уроки музыки нужно выводить на новый уровень.
Когда мы употребляем словосочетание «проектная деятельность», мы имеем в виду особую деятельность, которая ведет за собой развитие школьника.
Современное представление о результатах образования – это самостоятельность – учебно-практическая, социальная; компетентности в разрешении проблем, в принятии решений и т.д.; ответственность и инициативность. Такие результаты недостижимы иначе как через проектную деятельность школьников. И в этом смысле проектная деятельность имеет место на протяжении всего школьного обучения.
Само слово «проект» можно перевести с латинского на русский язык как «брошенный вперед». А девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка:
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».
Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859—1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. «Обучение должно быть основано на личном опыте учащихся и ориентировано на их интересы и потребности, основным способом обучения становится исследование окружающей жизни в проектной форме». Подробное освещение метод проектов получил так же в трудах американских педагогов У.Х. Килпатрика, Э. Коллинза и других.
В 1905 году Станислав Теофилович Шацкий – русский педагог и последователь идей Джона Дьюи пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся. Но был сделан вывод о том, что этот метод не дает глубоких знаний по предметам. В результате идея проектной методики не получила своего развития и исследования в этом направлении прекратились.
Современный метод проектов хорошо «накладывается» на изучение предметов искусства. Так как на уроках искусства происходит созидание через творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности, как способность ребёнка создавать своё, новое, оригинальное, лучшее. Поэтому, ведущую роль должны играть творческие методы обучения.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.
Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.
Стандарты нового поколения — это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. Стандарты второго поколения уходят от парадигмы получения только знаний, все понятия ведут к личному развитию ребенка.
«Учительская профессия - это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в детях новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду».
Работа учителя музыки в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей обучающихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. Особенно актуальной проблема творчества обучающихся стала в настоящее время – в период модернизации российского образования.
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».
Метод проектов хорошо «накладывается» на изучение предметов искусства, так как именно на этих уроках происходит созидание через творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности, как способность ребёнка создавать своё, новое, оригинальное, лучшее. Поэтому, ведущую роль должны играть творческие методы обучения.
Проект на уроке музыка - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Главными целями введения метода проектов в практику преподавания музыки являются:
- показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
- реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножать знания о нем;
- продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;
- подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.
Программа Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой позволяет использовать проектно-исследовательскую деятельность. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.
Организуя работу над проектом учителю важно соблюсти несколько условий:
- тематика музыкального проекта должна быть актуальной;
- проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
- необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.
В своей практике работы я действую по следующему алгоритму:
1. Подготовка к проекту. предварительно изучаю индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика класса, выбираю тему проекта, формулирую проблему, предлагаю обучающимся идею, обсуждаю ее с учениками.
2. Организация участников проекта. сначала формирую рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача; в состав групп включаю учащихся разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта. В процессе работы обсуждается собранная информация; задача учителя – уважительно относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта. Оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Умение представить и доказать свою точку зрения - один из важных навыков в современном мире.
5. Подведение итогов проектной работы
Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, обучающиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть компьютером.
Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить [2,192].
“…дети любят искать, сами находить. В этом их сила”, - писал А.Эйнштейн; а "…творчество – разновидность поисковой активности", утверждал В.С. Ротенберг и что “на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания”, - писал К.Н. Вентцель [6].
Готовый материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.
Приведу примеры тематики проектов, которые я использую в 5-7 классах:
1. «Мультипликационный фильм» - предполагает исполнение песни во время показа выполненной детьми презентации (нарисовать или найти картинку - слайд к определенному куплету песни).
2. «Мой музыкальный инструмент и как его изготовить». Этой работе предшествует исследование свойства предметов для извлечения звуков, подготовка инструкций, как другим ребятам можно сделать такие же инструменты.
3. «В стране музыкальных загадок» - нацелен на закрепление детьми пройденного материала (музыкальных терминов, фамилий композиторов, названий произведений и музыкальных жанров) в форме музыкальных загадок разных видов (кроссворд, сканворд, шарады, ребус, загадка, стенгазета с музыкальными загадками к предметной неделе).
4. «Музыкальные инструменты» - предполагает подготовку небольших сообщений об инструментах и выступить в роли экскурсоводов с показом иллюстраций. Другой группе можно предложить выступить в роли музыкантов и исполнить небольшую импровизацию на простейших инструментах (ложки, бубен, свистульки, трещётки).
5. «Музыкальная сказка» развивает умение сочинять сказки о «волшебной» силе музыки. Ребята пробуют свои силы в виде авторов, художников-оформителей, руководителей проекта.
6. «Лучший синквейн» способствует активизации словаря, закреплению пройденных понятий.
7. «Музыка в театре, в кино, на телевидении» - учит создавать попурри из песен известных детских фильмов и мультфильмов с общей тематикой. Ребята задумываются над такими вопросами, как: Что роднит музыку с литературой? Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если не было ни поэзии, ни прозы? На этом этапе дети учатся работать с различными источниками и выделять самое главное из огромного потока информации. На уроке используя полученные знания, дети находят ответы на проблемные вопросы: Что стало бы с литературой, если б не было музыки? Соперники или друзья музыка и литература? Ответом на эти вопросы может стать проект по теме: «Озвучить литературное произведение».
Проект должен иметь общую тематику и смысл: о дружбе, о доброте, о школе и другие. На уроке каждая группа представляет свою работу, другие участники выбирают самый удачный, при этом оцениваются содержательность, смысловую последовательность и эмоциональное исполнение.
1. «Великие даты в произведениях искусства».
2. «Ритм в окружающем нас мире».
3. «Тембры в музыке и колорит в живописи», «Роль мелодии в музыке и линии в живописи».
4. «Мелодией одной звучат печаль и радость…».
5. «Творчество А. Вивальди», «Творчество М. Глинки и поэта И. Козлова», «Творчество С. Прокофьева», «Творчество А. Бородина».
6. «Песня-от истоков до современности».
7. Фоторепортаж по темам: «Блокада Ленинграда», «Театральные декорации», «История танца», «Природа в разное время суток или разное время года».
В старших классах по предмету «Искусство» и «Мировая художественная культура» учебный материал охватывает все виды искусства и даёт огромную возможность творить. Темы проектов очень разнообразны:
1. «О танце в живописи», «О вальсе в литературе», «Пейзаж в литературе, музыке, живописи», «Жанр портрета в культуре разных времён», «Что есть красота».
2. «Виды храмовой архитектуры».
3. «Образы фантастики в литературе и кино».
4. «Историческая архитектура моего города», «Декоративно-прикладное искусство моего края», дизайн-проект «Традиции и современность в облике нашего города», «Реклама в нашем городе», «Магазины: убранство и интерьеры», «Фонари на улицах моего города», «Музыка на городских праздниках».
5. «Учёные науки и искусство», «Отечественные и зарубежные «короли» танца»», «Художники-передвижники».
6. «Клубная музыка - истоки и современность», «Мой любимый танец», «Лучший флэш-моб».
7. «Лучший видеоролик (танца, песни)».
8. «Афиша», «Музыкальный компакт диск», «Программа концерта авторской песни»
9. Плакаты по темам: «Моя семья», «Экология души», «Мир моих увлечений».
10. «Новаторство 20 века», «Синтез стилей в архитектуре Татарстана», «Идеальный образ города Санкт-Петербурга», «Модерн и современный город», «Музыка 20 века», «Классика на мобильных телефонах», «Классика в современной обработке».
11. Дизайн-проекты: «Город моей мечты», «Вечерний город», «Спортивная площадка», «Спортивная обувь», «Вечерний наряд», «Сквер», «Интерьер актового зала нашей школы», «Посуда и мебель», роспись «Хохлома», «Городец» по теме: «Лесная сказка», «Утро».
Я считаю, что уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, способствуют формированию синестетического восприятия произведений искусства. Нельзя утверждать, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство активизации познавательных и творческих способностей обучающихся. Проект - это реальная возможность для саморазвития и самореализации, так необходимой для воспитания конкурентно способной личности выпускника школы, гибко адаптирующегося в меняющихся жизненных ситуациях, умеющего самостоятельно приобретать необходимые знания, удачно применять их на практике, для решения возникающих проблем.
Литература:
1.Земсков Ю.П. Основы проектной деятельности, учебное пособие Санкт-Петербург, Лань, 2020. 184 с.
2. Управление проектами с использованием Microsoft Project, учебное пособие Т.С. Васючкова 3-е изд. М., Саратов 2020. 147 с.
3. Ерёменкова Т.Ю. Актуальные вопросы введения ФГОС, 2012.
4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. 192 с.
5. Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.
6. Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие. – М., 2009.
7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000.
8. Прокопьева Н.И. «Проектное обучение в зарубежной педагогике, к вопросу о становлении и развитии».
9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
10. Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических нововведений». М., 1995.