НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Мосеева О.Н. Особенности познавательно –исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте. Изучение свойств воды.

Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf


По своей природе ребенок постоянный исследователь. Ему интересно, что происходит вокруг, нахождение причинно – следственных связей, поэтому мы так часто слышим такие вопросы: Как? Почему? Зачем? Дети проявляют естественный интерес к событиям происходящим вокруг.
Им свойственно стремление к наблюдению и экспериментированию, с целью получения новых сведений и информации об окружающем мире.
Метод экспериментирования по праву можно считать эффективным методом познания целостной картины мира.
Безусловно, очень важно поддерживать интерес и мотивацию ребенка к экспериментированию.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждое новое открытие сопровождается бурными эмоциями.
Задача педагога организовать такую предметно –пространственную среду в которой ребенок будет наблюдать, исследовать, экспериментировать, получая ответы на свои вопросы. Не достаточно просто рассказать о свойствах тех или иных материалов и веществ. Являясь активным участником процесса познания, ребенок лучше запомнит и поймет, а в дальнейшем применит на практике полученные знания. Чем больше ребенок взаимодействует, манипулирует с предметами, тем больше он о них узнает и запоминает.  
Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие.
Использование метода экспериментирования возможно для достижения целого ряда задач, например:
- воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать
- развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие-результат».
- Учитывая возрастные особенности малышей, следует особое внимание уделить эмоциональности речи, с которой педагог вовлекает ребенка в деятельность и вызывать у них положительные эмоции и желание познавать окружающий мир.
Например, можно использовать прием внедрения сказочного персонажа или героя, который принес что – то интересное.
«Ребята, сегодня утром я встретила Зайку, который подарил коробочку. А вы хотите узнать, что в ней?».
Новый предмет, материал или вещество привлекает внимание и уже интересно для ребенка, так как неизвестно, а в ходе манипуляций с ним он узнает о его качествах и свойствах.
Использование сюрпризных моментов, создание условий для проявления интереса и инициативы у детей тоже очень важный момент в ходе организации опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности.
На первый взгляд, простая деятельность, например, с песком или водой несет огромное развивающее  значение для малыша.
Предлагаю вашему вниманию материал по опытно – экспериментальной деятельности для детей раннего дошкольного возраста, целью которого является формирование представление о свойствах материалов и веществах которые нас окружают.

«Капелька»

Цель: формирование представлений о свойствах воды
Задачи:
Выяснить, можно ли перелить воду из стакана в стакан;
Выяснить, есть ли у воды вкус;
Узнать прозрачная вода или нет;
Выяснить, можно ли окрасить воду и каким способом;
Узнать, для чего нужна вода.

Ход деятельности

Педагог показывает детям куклу Катю.
Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришла кукла Катя!
Она очень любопытная, ей интересно все, что происходит вокруг! Сегодня она нашла маленькую капельку и хочет узнать, где она живет
А вы знаете? А вы хотели бы узнать? Поможем кукле Кате?
Узнать все секреты капельки нам помогут стаканы, в которых что –то есть… Посмотрите, ребята, что там? (Вода)
А как вы думаете можно ли переместить воду из одного стакана в другой?
Давайте попробуем!
Дети под наблюдением педагога переливают воду из одного стакана в другой.
Что делает вода? (Льется).
А из чего же состоит вода? Педагог медленно переливает воду из стакана в стакан подводя детей к самостоятельному выводу, что вода состоит из маленьких дружных капелек, которые как будто держатся за ручки и получается струйка.
Вот мы и узнали, где живет Капелька!
Посмотрите, как радуется кукла Катя!
Ребята, а где мы еще можем увидеть, как льется вода? (Из крана)
Педагог обращается к кукле: сейчас наши ребята покажут тебе, как вода льется из крана.
Знаем, знаем, да – да – да,
Где ты прячешься вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Педагог открывает кран, дети смотрят, как струйкой бежит вода из крана.
Ребята, а какие у нас сейчас руки? (Сухие). А теперь поместите их под струю воды. Какие стали ваши руки? (Мокрые).
Смотрите и куклы Кати руки тоже стали мокрые!
Дети возвращаются в группу.
Посмотрите, кукла Катя, налила воду в стаканчики, наверное, она хочет вас угостить. Попробуйте, воду. Какая вода на вкус? (Безвкусная, у нее нет вкуса).
Вывод: вода безвкусная, у нее нет вкуса
Какая же еще вода?
Педагог ставит два стакана один с водой, другой с молоком.
Опускает в стаканы ключики.
Ой, смотрите, ребята, что мы видим? (ключик в стакане с водой виден, а в стакане с молоком нет). Значит вода какая? (Прозрачная)
Вывод: вода прозрачная
Ребята, что мы сегодня с вами узнали? Где живет капелька? Что вы запомнили о воде?
Катя говорит вам большое спасибо, что вы помогли ей узнать где живет капелька и столько интересного о воде!








2022