Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Ягодницын Ю.Ю. Конфликты в учебной деятельности «ученик — учитель»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (13) https://f.almanah.su/13.pdf


Для школы характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин. В целом они сходны с причинами любых межличностных конфликтов: противопоставление целей, интересов, социально-ролевых позиций; психологическая несовместимость оппонентов; низкий уровень коммуникативной культуры и т. д. Однако на практике, в процессе поиска эффективных способов решений конфликтных ситуаций в школе, имеет смысл конкретизировать эти причины и рассматривать их в контексте педагогической деятельности.
В сфере образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель и т.д.
Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.
Во-первых, стиль взаимодействия учителя с учениками служит им примером для воспроизводства взаимоотношений со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями. Личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничество» обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах «авторитарных» учителей и в старшем школьном возрасте.
В младших классах учитель для ученика — такой же непререкаемый авторитет, как и родители, поэтому межличностных конфликтов почти не возникает. В подростковом возрасте происходит изменение личности, отстаивается позиция «Я — взрослый», которая способствует созданию конфликтных ситуаций с преподавателем.
В старших классах школьники стремятся к автономии, открыто отстаивают право быть самим собой, самостоятельно решают вопросы, касающиеся лично его, имеют собственные привязанности, а также собственные взгляды на происходящее вокруг него. В этом возрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо острее и может приводить к конфликтам в любой форме.
Конфликты между учителем и учениками могут возникать из-за несправедливых оценок. В таких случаях в конфликт может втянуться весь класс, выступая на стороне ученика. Некоторые учителя придерживаются двух противоположных стратегий в оценке знаний учеников. Одна выражается в заниженных требованиях для установления благоприятных отношений с учениками, другая — в завышенных требованиях с целью подготовки учеников для поступления в институт. Обе стратегии потенциально конфликтны. Завышенные оценки отучают хороших учеников от активной учебы, заниженные оценки воспринимаются классом как произвол учителя. Необходима справедливая оценка знаний учеников.
Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть - просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия, жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности.
Конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:
• действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнением им внеучебных заданий;
• поведение (поступки) учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее;
• отношения, возникающие в сфере эмоционально - личностных отношений учащихся и учителей.
Конфликты в деятельности возникают между учителем и учеником в различных случаях, например в отказе ученика выполнить учебное задание или некачественном его выполнении. Причинами чего может быть: утомление, сложность в усвоении учебного материала, порой некорректное замечание ученику, вместо конкретной помощи. Такие конфликты часто происходят с учениками, которым трудно усваивать материал, а также в том случае, если учитель работает непродолжительное время, а отношения с учеником строятся лишь учебной работой. В последнее время наблюдается тенденция увеличения школьных конфликтов из-за того, что учитель завышает требования к ученику, а оценки использует как средство наказание за недисциплинированность.
Конфликты поступков. Некоторые учителя делают необоснованные выводы при анализе поступка школьника, не выяснив при этом его мотивы, причины поступков. Следствие поведения учителя, вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.
Конфликты отношений имеют личностную окраску, приводят к длительной неприязни обучающегося к учителю, на долгое время нарушают их взаимодействие.

Что же делать?

В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога. Иногда стоит прибегнуть к самоанализу для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым проведя границу между самоутверждением и самокритичным отношением к самому себе.
Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом:
·          воспринимать ситуацию такой, какая она есть на самом деле;
·          не делать поспешных выводов;
·          при обсуждении анализировать мнения противоположенных сторон, избегать взаимных обвинений;
·          научиться ставить себя на место другой стороны;
·          не давать конфликту разрастись;
·          уважительно относиться к ученикам, с которыми общаешься;
·          пытаться искать компромисс;
·          преодолеть конфликт может совместная деятельность.
Конфликтология выделяет основные формы разрешения конфликтов: приспособление или подчинение (изменение своей позиции); компромисс (взаимные уступки); игнорирование или прерывание (выход из конфликта, не решая его); интеграция или сотрудничество (совместная выработка решения, удовлетворяющая интересы всех сторон); соперничество.
Сотрудничество, поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересов участников является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны.
Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другой стороны. Понять – не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намереньях ученика. Не бывает абсолютно плохих или хороших людей или социальных групп. Но в каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться.
Суммируя методы и способы решения конфликтов можно самостоятельно выработать модели поведения в ситуации кризиса, конфликта и добиваться осуществления своих целей в каждом конкретном случае. При этом необходимо учесть, что важную роль в разрешении конфликтов играют следующие факторы: адекватность отражения конфликта, открытость и эффективность общения конфликтующих сторон, создание климата сотрудничества и взаимного доверия.
Конфликты в педагогическом процессе неизбежны. Профессия педагога признана в числе самых тяжелых, по своей психофизиологической напряженности она стоит на уровне летчиков-испытателей и альпинистов. Поэтому одной из проблем в педагогике является вопрос конструктивного разрешения конфликтов.
Учитель, который не избегает конфликтов, а стремится их разрешить, приобретает неоценимый личный опыт управления ими. К нему приходит понимание мотивов поведения учеников, постепенно вырабатываются навыки прогнозирования и управления ими. Понимание этих проблем дает реальную возможность преподавателю направлять энергию межличностных конфликтов на совершенствование процесса образования н воспитания школьников.
Педагогика имеет на вооружении ряд алгоритмов поведения, необходимых для успешной работы учителя:
• в школе должно быть только рабочее настроение, отрицательные эмоции, связанные с личными проблемами, остаются за порогом школы;
• не избегать конфликтов, направлять процесс их разрешения в конструктивное русло, не затягивать их разрешения;
• одинаковое, справедливое отношение ко всем ученикам;
• вся деятельность учителя сосредоточивается на процессе обучения и воспитания;
• не унижать учеников, а поднимать их до своего уровня;
• учить школьников умению учиться;
• в отношениях с коллегами демонстрировать только ассертивную форму поведения (не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него).
В. А. Сухомлинский, говоря о педагогических конфликтах, называл их большой бедой школы. «Чаще всего конфликт возникает тогда, когда педагог думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет». Умение избежать конфликта - одна из составных частей педагогической мудрости педагоги. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива». В современных условиях практически невозможно работать с учащимися без конфликтных ситуаций. Конфликты присущи современному процессу обучения и общения учителя и ученика. В тоже время конфликтная ситуация это сигнал, звонок какого-то нарушения. Это возникшее, обнажившееся противоречие, которое нельзя не замечать. Главный способ бесконфликтного педагогического общения – формирование высокого уровня педагогического профессионализма, владение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства.

Список использованной литературы:

1)       Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития. – М: УРСС, 2001. - С. 373–394.
2)       Клименских М.В., Ершова И.А. Педагогические конфликты в школе: учеб. пособие - Екб.: Издательство Уральского университета, 2015. – 76 с.
3)       Курочкина И.А., Шахматова О.Н. Педагогическая конфликтология: учеб. пособие. – Екб.: Издательство РГППУ, 2013. – 229 с.
4)       Немов Р.С. Психологический словарь. - М.: Владос, 2007. – 460 с.
5)       Мельник Н.Б., Осипована М.В. Педагогическая конфликтология: учеб. пособие. – Екб.: Издательство УрГУ, 2007. – 182 с.
6)       Селиванова Е.А. Роль учителя в возникновении и разрешении педагогических конфликтов. // Научно-теоретический журнал «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров». Вып. № 3(5). 2010. – С. 34-38.
7)       Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. – 128 с.
8)       Конфликты в условиях учебной деятельности [Электронный ресурс] // FirstEducation. Современное обучение, воспитание, образование. – 2014. - URL: http://www.firsteducation.ru/neopols-451-1.html (дата обращения: 24.08.2018).
2018