НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ишмухамедова А.Ф. Анализ теоретических подходов к методическому обеспечению образовательного процесса в системе дошкольного образования

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf

Аннотация: В статье анализируются представленные в современной психолого-педагогической литературе подходы к разработке, внедрению и осуществлению методического обеспечения образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Рассматривается сущность отдельных подходов и преимущества системного, обеспечивающего одновременную работу по всем направлениям методического обеспечения деятельности ДОУ.
Ключевые слова: методическое обеспечение, организационно-методическое обеспечение, информационно-методическое обеспечение, мониторинговое обеспечение, системный подход.
Процессы, характеризующие современное российское образование, обусловлены тем, что до начала его модернизации официальная школа уже не могла удовлетворить всю совокупность запросов и потребностей динамично развивающегося российского общества. Основным инструментом изменений в содержании российского образования является в настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт, с характерной для него целевой установкой на построение содержания образования на основе компетенций, формирующихся у обучающихся в процессе реализации тех или иных видов деятельности.
В связи с процессами модернизации системы образования большое значение приобретает проблема методического обеспечения образовательного процесса на всех его этапах, в том числе и на этапе дошкольного образования. Решение данной проблемы предусматривает определение условий, необходимых для функционирования развития, дальнейшего совершенствования системы дошкольного образования. Значимость данной проблематики определяет интерес к ней со стороны современных отечественных авторов, в работах которых методическое обеспечение предстает как процесс поиска и разработки методических и организационно-педагогических механизмов доведения научных результатов до их практического применения в деятельности субъектов образования; как система взаимосвязанных мер, направленных на развитие профессионального мастерства педагогических работников, их личностного и творческого потенциала.
С целью выявления особенностей методического обеспечения современного дошкольного образования нами было проведено исследование теоретических подходов к его разработке и внедрению в образовательный процесс ДОУ. Объектом исследования стало методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ, предметом – теоретические подходы к разработке и внедрению методического обеспечения в деятельность ДОУ, представленные в психолого-педагогической литературе последних десятилетий.
Анализ работ отечественных авторов позволил выделить четыре основных подхода к методическому обеспечению образовательного процесса ДОУ: педагогический, управленческий, научный и рефлексивно-оценочный. В частности, педагогический подход предполагает осуществление деятельности управленческого персонала образовательной организации, направленной на повышение квалификации работников системы дошкольного образования; оказание им практической и консультативной помощи. Управленческий подход к методическому обеспечению включаем мероприятия, направленные, посредством управленческих, кадровых решений, в целом, на формирование педагогического коллектива, способного к совершенствованию образовательного процесса, на установление атмосферы взаимопомощи и взаимовыручки в коллективе работников ДОУ. Далее, научный подход к методическому обеспечению образовательного процесса предполагает организацию на базе образовательного учреждения исследовательской работы по апробации новых идей, концепций, авторских программ, которые и составят в итоге совокупность методического обеспечения образовательного процесса, а также научно-исследовательскую деятельность специалистов по разработке, подготовке и внедрению научно-методического основания образовательной работы в ДОУ. Наконец, рефлексивно-оценочный подход к методическому обеспечению включает мероприятия по проведению диагностики и анализа педагогической деятельности работников ДОУ, на основе которых происходит определение дальнейшей стратегии профессионального развития педагогов ДОУ [1, с. 696 – 697].
В то же время, очевидно, что по-отдельности описанные подходы к методическому обеспечению образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении не могут быть в полной мере эффективными, так как каждый из них сам по себе не охватывает всех аспектов педагогической деятельности и педагогического взаимодействия всех субъектов образования, имеющих место в детском саду. В связи с этим, в психолого-педагогической литературе (в частности, в исследованиях Н.В. Редковой [2, с. 155 – 156]) предлагается системный подход к разработке и организации методического обеспечения, предусматривающий реализацию по таким направлениям как организационно-методическое, информационно-методическое, а также мониторинговое.
Организационно-методическое направление методического обеспечения дошкольного образования в рамках системного подхода к его разработке и организации осуществляется посредством использования таких форм работы как проектная деятельность педагогов, проведение семинаров, практических занятий, организация круглых столов. С их помощью осуществляется внедрение в систему дошкольного образования инновационных образовательных технологий.
Информационно-методическое направление методического обеспечения призвано обеспечить успешность профессиональной деятельности педагогов, основными формами его реализации являются мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогов и других работников системы дошкольного образования.
Наконец, мониторинговое направление системного подхода к методическому обеспечению образовательного процесса в ДОУ включает такие формы как диагностика, анализ, самоанализ работы воспитателей с целью отслеживания актуального состояния системы методического обеспечения, выявления проблем в данной сфере, отслеживания динамики происходящих изменений.
Системный подход к методическому обеспечению образовательного процесса в ДОУ является, на наш взгляд, наиболее эффективным, позволяя добиться решения на уровне отдельного образовательного учреждения важных задач, характерных для сферы современного дошкольного образования в целом. В частности, благодаря одновременному влиянию на различные аспекты процесса методического обеспечения и сопровождения образовательного процесса, системный подход обеспечивает более успешное преодоление трудностей, возникающих в связи с внедрением современных ФГОС [5], своевременное решение возникающих проблем и сложностей. Данный подход также обеспечивает формирование у работников ДОУ необходимых компетенций для успешного создания социальной ситуации развития воспитанников учреждения.
Таким образом, представленные в психолого-педагогической литературе подходы к методическому обеспечению образовательного процесса ДОУ направленные на формирование четкого понимания цели, направлений и содержания деятельности в системе работы дошкольной образовательной организации. Наиболее перспективным из существующих на сегодняшний день подходов является системный, охватывающий все сферы деятельности работы педагогов и администрации детского сада по обеспечению успешности образовательно-воспитательного процесса.

Литература

1.        Кузь, Н.А. Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации / Н.А. Кузь // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. - № 5. – С. 695 – 697.
2.        Редкова, Н.В. Современные подходы к организации методической работы в ДОУ / Н.В. Редкова, Н.Л. Соколова // Наука и образование: новое время. – 2015. - № 4. – С. 155 – 159.
3.        Соломенцева, С.П. Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования / С.П. Соломенцева // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2014. – Ч. 1. – С. 46 – 54.
4.        Учебно-методическое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe-obrazovanie/fgos/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-vvedeniya-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya/ID-nomer-menyu-132.html (11.09.2018).
5.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (11.09.2018).
2018