НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Горбунова Е.В., Ганьжина М.А., Зыкова С.А., Соколова К.Ю. Развитие эмоционально-волевой сферы в дошкольном возрасте

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf

В процессе деятельности, познания окружающего мира, общения с взрослыми и сверстниками ребёнок испытывает самые разные эмоции и чувства. Он переживает то, что с ним происходит; относится определённым образом, что его окружает. Переживание человека к окружающему миру составляет сферу чувств и эмоций. Чувство человека-это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. Эмоции и чувства рассматривают как формы отражения действительности, в отношении ребёнка к окружающему миру, в переживаниях по поводу появления, удовлетворению и неудовлетворению потребностей.
Развитие эмоций и чувств имеет определённые закономерности.
    I.    Вначале появляются эмоции, отражающие простые переживания, связанные с удовлетворением естественных потребностей. Такие эмоции и у животных. Но простейшие эмоции ребёнка следует отличать от простейших эмоции животных, так как форма их проявления имеет у человека социальный характер. Эмоции человека обусловлены социальной формой удовлетворения потребностей.
Результатом социальных воздействий появляются возникновение положительных эмоций (например, оживление младенца, появление улыбки). Положительные эмоции выполняют роль механизма, с помощью которого осуществляется связь между различными анализаторами, что создаёт предпосылки к обучению.
У ребенка с 2 лет наиболее яркой эмоцией является реакция на людей, которые проявляют: радость, одобрение, поощрение. В исследовании детям 2-9 лет предлагалось распознать по фотографиям мимические реакции (удивление, гнев, страх, радость и т.д.), а затем распознать их. Оказалось, что первой в ряду реакции дети распознавали радость. Радость также была первой в произвольно - воспроизводимых мимических реакций. Таким образом, способность распознать и произвольно воспроизвести мимические реакции, формируется в отношении положительных эмоции.
Благоприятное воздействие положительных эмоции на психическое и физическое развитие детей, несомненно. Но, если ребёнок только потребляет радости, не добывая их трудом, напряжением духовных сил, его сердце может стать холодным, равнодушным.
 II.    Развитие эмоции происходит, как обогащение переживаний. Примером переживаний, имеющих положительный эмоциональный тон, могут быть, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребности младенца в пище. Переживание неудовольствия дошкольника может проявляться как: страх, гнев, отвращения, а переживание удовольствия - как нежность, умиления, духовной близости с родителями.
Эмоции и обогащения переживаний связаны с развитием личности ребёнка, расширением круга явлений, вызывающих эмоциональным откликом (от взаимоотношений с другими людьми, оценки собственных поступков, восприятие событий общественной жизни)
III.    Развитие чувств у детей происходит как обобщение эмоций.
У дошкольников система эмоций и чувств только формируется. Их эмоции – не столько проявление переживаемого чувства, сколько материал для обобщения и формирования н внешних чувств.
IV.    Процесс развития эмоциональной сферы дошкольника является постепенным отделением субъективного отношения от объекта переживаний. Чем младше ребёнок, тем в большей степени слиты для него характеристики объекта и характеристики субъективного переживания. Для заболевшего 3-х летнего ребенка, медсестра, которая делает ему уколы и причиняет боль, будет плохой тётей. В этом случае ребёнок отрицательную характеристику эмоционального состояния переносит на человека, связанного с этим состоянием. Слитность объекта переживаний и отношений к нему проявляется в отождествлением объекта переживаний с самим собой. Образцов писал о том, что дошкольнику нельзя показывать сказку «Красная шапочка». Сказочную бабушку они отождествляют со своей бабушкой, сидящей рядом, а в конце им жаль волка. Спектакль для дошкольников должен иметь счастливый конец. Дети отожествляют себя с благородным героем. При восприятии сказок дошкольники часто стремятся переделать сюжет, чтобы в конце была счастливый конец.
 V.    В дошкольном возрасте происходит развитие динамической и содержательной стороны эмоций и чувств. Развитие содержательной стороны обусловлено расширением и углублением знаний ребёнка об окружающем мире, увеличением круга предметов и явлений, к которым он испытывает устойчивое отношение. Развитие динамической стороны обусловлено, формированием умения контролировать и регулировать свои эмоциональные проявления. Содержательный аспект эмоций и чувств связан с объектами переживаний. Динамический аспект эмоций и чувств характеризуется глубиной, продолжительностью частотой возникновения переживаний.
Развитие эмоций и чувств, связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени – с речью. Осознание ребёнком с помощью речи происходит эмоциональное проявление своих чувств, управление ими. Дети говорят о необходимости удовлетворения имеющихся у них потребностей, но и характеризуют свои переживания. Например: 6 летняя Женя говорит: «Знаешь, мама, какая тоска меня гложет?» - «Какая?» - «Я есть хочу». С помощью речи ребёнок различает внешнее выражение эмоции и их переживания.
На эмоциональную сферу детей зависит влияние слов и возраст детей. Как отмечает Кольцова «до 4,5-5 лет внушение через слово не удается, что объясняется слабыми связями между первой и второй сигнальными системами». «В старшем возрасте по мере усиления взаимосвязи сигнальных систем усиливается эмоциональная окраска второсигнальных реакций, так и контроль второй сигнальной системы над проявлением эмоцией». «Нужно подчеркнуть, что даже у детей дошкольного возраста связь эмоциональной сферы с первой сигнальной системой более выражена, чем со второй». «В наблюдениях, проведённых в старшей и подготовительной группе детского сада, убеждаемся, что если дети слушали сказку или рассказ без показа картинок или фильма, то их эмоциональные реакции оставались довольно слабыми». «Если же рассказ сопровождался иллюстрациями, то эмоциональность реакции детей сразу же возрастала, что проявлялось и в последующих пересказах, услышанное передавалось в живой образной форме, с более выразительными интонациями».
Список литературы
1. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М.: Просвещение, 1991.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
3. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996.
marya.ganjina@yandex.ru, 89995592693
2018