Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf
В современной дошкольной педагогике практикуется довольно много способов и методов взаимодействия с родителями. Мы, как и большинство педагогов, в поисках свежего, нового, оригинального контента. Семинары-практикумы, круглые столы, родительские собрания и т.п. стали привычными и заурядными, каждый ищет что-то новое и интересное. В соответствии с ФГОС вся деятельность (образовательная, воспитательная) в ДОО реализуется через игру. Идя в ногу со временем, мы, как и большинство педагогов, в поисках свежего, нового, оригинального контента изучили всевозможные сетевые челленджи. Они ворвались в нашу жизнь через интернет. Мы решили попробовать привлечь внимание родителей к проблеме развития речи детей через отличный, современный способ тренировки и совершенствования личной эффективности – челлендж. Челлендж, как вызов сделать что-то на спор, только на массовую аудиторию. Это интересная игра, в которую можно играть с кем угодно. Опыт, полученный родителями на челлендже, по нашему мнению, поможет легко сформировать здоровые привычки (совершенствовать и развивать речевой аппарат и речь) и внесёт только позитивные перемены в каждую семейную жизнь.
Содержание
Цель: вовлечь родителей в трудный, но увлекательный процесс планомерных и систематических занятий с детьми дома, чтобы решить проблемы с развитием речи у детей группы компенсирующей направленности.
Задачи: - познакомить родителей с некоторыми важными приемами и методами логопедической работы по коррекции и развитию речи, приобщить их к совместным играм и игровым приемам, которые возможно и даже необходимо использовать в домашних условиях;
- представить родителям многообразие игрового оборудования и пособий, которые можно не только купить, но и сделать своими руками;
- показать значимость и эффективность коррекционной работы логопеда и педагогов ДОО с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения;
-акцентировать внимание родителей на важности их участия в логопедической работе, вызвать у них желание хотеть, знать и уметь участвовать в реализации коррекционных задач для достижения самых высоких результатов;
Оборудование: костюм мышки; елка с шишками; блюдо с фасолью, мелкие игрушки, дыхательный тренажер «Футбол», деревянные щипцы и наборы камешек разной формы, световой стол с песком, набор фетровых кукол с одеждой; деревянные ложки; палочки-тренажеры для дыхания, аэробол, игра-тренажер «Футбол», листочки на лентах, стаканы с водой и трубочками; «волшебная коробочка» с картинками для пальчиковой и дыхательной гимнастики.
Ход
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Рады приветствовать вас на нашем необычном собрании. Сегодня ваши дети расскажут и покажут вам – зачем им нужен логопед, как интересно, увлекательно, а главное полезно работать над своей речью, а главное, дети бросят вам вызов «А вы так сможете» сделать вместе с нами? Так что сегодня мы объявляем челлендж между детьми и взрослыми. Челлендж – это модное английское слово, которое можно перевести как «вызов».Выходят 2 ребенка:
1-Й: Людям очень интересно,
Всем когда давно известно:
Как зовут, и кем ты будешь,
И кого ты больше любишь,
Маму, папу или братца? –
Всё не могут разобраться
2-Й: А вот завтра я пойду
На беседу к логопеду!
Она мне скажет: порычи.
Он попросит: помычи.
Пошипи и пожужжи
И язык мне покажи.
Хорошо пойдет беседа
У меня и логопеда!
Хором: Мы откроем вам секрет –
Зачем нам нужен логопед!
Ведущий: А мы, педагоги, надеемся, что вы, родители, примите «вызов» детей и вместе с ними сможете выполнить любые задания.
Инсценировка рассказа В. Драгунского «Заколдованная буква»
1-й ребенок: - Ой, ребята, смотрите какая елка выросла!
2-ой: - Ага, а на елке сыски висят.
1-й: – Ой, умру от смеха! Сыски!
– Пять лет девчонке, а говорит «сыски»… Хаха-ха!
2-й: – Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»…
1-й: – Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда, здорово – хыхх-кии! Вот как у меня легко выходит: хыхки!
2-й: – Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски!
1-й: – Именно, что не надо сыски, а надо хыхки.
И оба давай спорить: «Сыски!» – «Хыхки!» – «Сыски!».
Выбегает Мышка: - Вы чего тут спорите? Никакие это не сыски и не хыхки! А правильно надо говорить ФЫФКИ!
Ведущий: А ты кто такая?
Мышка: Я – миська! Я хосю к вам в садик ходить!
Ведущий: Кто-кто? Миска?
Мышка: Нееет! Миська!
Ведущий: Мишка что ли?
Мышка: Да нет же! Миська я – пи-пи-пи!
Я миська-ноюська,
Сеенькое бьюско,
Хосю быть я васей подъюской!
Ведущий: Что-то мы тебя плохо понимаем! Если хочешь ходить в наш садик, тебе нужна помощь логопеда!
Мышка: Засем мне нузен ёгопед?
Ведущий: Чтоб уберечь от разных бед!
Кто очень быстро говорит
И звуки искажает,
Сказать, не думая, спешит,
Того не понимают!
Он правильно научит говорить –
Не торопиться, не спешить,
И станет твоя речь красивой,
И четкой, и неторопливой!
Мышка: Ой! Хосю-хосю науситься говоить! А сто нузно для этого деять?
Ведущий: Ребята, подскажите мышке, что нам помогает говорить?
(ответы детей)
Правильно, в первую очередь, нужно, чтобы хорошо работали наши органы артикуляции. А что вы для этого делаете? (ответы детей). Интересно, а родители ваши смогут сделать так же как вы?
Дети хором: « А у вас получится?»
Артикуляционная гимнастика:
«В гостях у бабушки с дедушкой» (дети вместе с родителями выполняют артикуляционную гимнастику):
Толстые внуки приехали в гости, («толстячки»)
С ними худые, лишь кожа да кости. («худышки»)
Толстые внучки приехали тоже, («толстячки»)
С ними худые – лишь кости да кожа. («худышки»)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, («улыбочка»)
Поцеловать они все потянулись. («трубочка»)
Утром проснулись – в улыбочку губы, - («улыбочка»)
Чистили мы свои верхние зубы. («чистим зубы снаружи»)
Влево и вправо, внутри и снаружи, -
С нижними зубками тоже мы дружим.
Губки сожмём мы и рот прополощем, («шарики»)
И самоваром пыхтим что есть мочи. («самовар»)
Блюдца поставим – положат блины нам. («лопаточка»)
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. («дуем на лопаточку»)
Блинчик жуём. Завернём и надкусим («кусаем язык»)
Следующий блинчик – с вареньем закусим. («вкусное варенье»)
Чашки поставим, чтоб чаю налили, («чашечка»)
На нос подули – мы чай остудили. («фокус»)
Чаю попили – никто не обижен.
Вкусный был завтрак – мы губки оближем («облизываем губы»)
Ведущий: А еще, чтоб красиво говорить, нужно с пальцами дружить. Наши ребята умеют выполнять пальчиковую гимнастику. Ребята, как вы думаете, а у родителей получится повторить упражнения для пальчиков как у нас?
Дети хором: « А вы так сможете?»
Ведущий: Уважаемые родители, у вас дружная семья? И у каждого члена семьи наверняка есть своё интересное занятие. Об этом мы сейчас расскажем и покажем (проводится пальчиковая гимнастика «Наша семья» ). И вы покажите вместе с нами.
Мама лепит пирожки (соответств. движения)
Папа полку мастерит (ударяем кулачками друг о друга)
Дед в очках читает книжку (очки из пальцев)
Шьёт бабуля мне штанишки (имитируем шитьё иглой)
Моет пол сестричка Маша (потираем ладошки)
Трудится семья вся наша (замочек из пальцев)
На лужок я побежал - (два пальца бегут по другой руке)
Всем большой букет нарвал! (цветок из пальцев)
Мышка: Какая замесятельная гимнастика! Я тозе хосю поплобовать! Давайте все вместе! (выполняют и дети, и родители)
Ведущий: Есть у нас еще любимая гимнастика «Юбилей у окуня»:
Всю семейку пескарей (ладонями показываем «рыбку»)
Окунь звал на юбилей. (делаем приглашающие жесты обеими ладонями)
Он за стол их посадил, (кладем ладонь на кулак)
Чаю в чашки им налил, (кладем кулак на ладонь)
Подал в вазочках варенье, (округляем ладони, растопыриваем пальцы)
И на блюдечке – печенье. (округляем ладони, вкладываем одну в другую)
Щука мимо проплывала, (ладонями показываем «рыбку»)
И застолье увидала. (показываем «бинокль»)
Окунь щуку в дом позвал, (делаем приглашающие жесты обеими ладонями)
Чаем щуку угощал. (кладем кулак на ладонь)
Щука чай не захотела: (грозим пальчиками)
«Пескарей бы я поела!» (складываем пальцы в щепотку)
Им пришлось уплыть скорей. (ладонями показываем «рыбку»)
Вот так славный юбилей! (разводим руки в сторону)
Ведущий: Сейчас мы проверим, какие стали ловкие пальчики у наших детей и родителей!
Предлагаем детям из «волшебной коробочки» взять по одной картинке на которой изображены атрибуты для дыхательной и пальчиковой гимнастики. Рассмотрите их вместе с родителями.
1) Конкурс с фасолью ( рисунок 1)
В тазу не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль!
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей!
( семья, у которой соответствующая картинка подходят к столу на котором стоит тазик с фасолью, отыскивают и достают маленькие игрушки)
2) Футбол (рисунок 2)
(играют в пальчиковый тренажер «Футбол» (необходимо надетыми на пальчики сапогами забить в ворота гол на макете футбольного поля)
3) Песочный стол
( ищут в песке на световом столе плоские фигурки игрушек.)
4) Щипцы
(с помощью деревянных щипцов, захватывают круглые и квадратные камешки и перекладывают их в другую емкость) (рисунок 5)
5) «Оденем куклы» (рисунок 6)
(играют в фетровые конструкторы (куклы) с набором сезонной одежды)
Ведущий: С нашим музыкальным руководителем ребята тоже развивают моторику рук и развивают чувство ритма, что в дальнейшем способствует развитию речевого и фонематического слуха.
(дети исполняют логоритмический танец с ложками)
Ведущий: Чтобы научиться правильно выговаривать все звуки, мы с ребятами еще и дыхательную гимнастику выполняем. Для этого мы используем интересные игровые пособия. А вашим родителям тоже, наверное, хочется поиграть и вам помочь.
1) выполняют дыхательную гимнастику с помощью «палочек-тренажеров для дыхания» (рисунок 3)
2) играют в игру-тренажер «футбол»
3) отрабатывают дыхание на дыхательных тренажерах «Аэроболы» (рисунок 4)
4) дуют на «Летающие листочки»
5) увлекательно пускают пузыри в стаканах с водой через трубочки
Ведущий: В современном мире понятие «челлендж» чаще всего означает какое-то сложное задание, которое надо выполнить, чтобы «не упасть лицом в грязь».
Дорогие родители, сегодня мы вместе с детьми «бросили вам вызов», т.е. предложили сделать вместе с нами эти интересные трудные задания.
Ребята, как вы думаете, ваши родители сегодня справились с такими заданиями, которые мы с вами выполняем каждый день? (ответы детей).
Ведущий: Молодцы, родители, потрудились! А теперь послушайте стихи– как наши дети занимаются с логопедом.
1)Татьяна Анатольевна к нам приходила,
Говорить всех нас учила.
Открывает, глянет в рот -
Ничего не разберет
2)На занятия к логопеду
Очень быстро я бегу:
Ведь учительнице доброй
Показать язык могу!
3)К кабинету логопеда
Я с волненьем подхожу:
То заставит порычать,
То попросит жу-жу-жу...
4)Мы трещим как пулемет,
Мы свистим, как рация.
Не пугайтесь у нас, идет
Автоматизация!
5)В развивающие игры
Научились мы играть.
Ведь они нам помогают
Звуки все запоминать!
6)Предложили мне в тетради
Выполнить задание.
Даже папа мне сказал:
- Вот так наказание!
7)Я решила в выходные
Упражнения повторить.
Даже кошка наша Мурка
Попыталась говорить!
8) Логопед наш проявляет
Знанья и активность,
Развивается у нас
Коммуникативность!
9)Мы пока стихи читали,
У нас устали языки.
Нам похлопайте погромче
Так старались,
Как могли!
Мышка: Ой, мне так все понравилось, все так интересно! Буду у вас в садике заниматься!
Ведущий: Милая мышка, чтобы действительно научиться красиво говорить, нужно не только в садике заниматься, но и домашние задания логопеда регулярно выполнять! А чтобы ты правильно занималась дома, вот тебе тетрадь для заданий логопеда.
Мышка: Спасибо большое! Вы мне все очень помогли! Обязательно буду заниматься по этой интересной тетради! (мышка уходит)
Ведущий: А вы, уважаемые родители, поняли, что нужно делать с детьми дома, чтобы речь стала правильной и красивой? На магнитной доске вы видите смайлики, выражающие три эмоции: улыбку, удивление и загадочность. Предлагаем вам выбрать смайлики, соответствующие вашим эмоциям и положить их на столы с атрибутами: улыбку, если эта игра очень понравилась, удивление, если в такую играли впервые, загадочность, если подобные игры уже использовали дома.
Список литературы
1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Б32 Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).
2. Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
(рисунок 1. Конкурс с фасолью) (рисунок 2. Футбол)
(рисунок 3.Палочки- тренажеры) ( рисунок 4. Аэроболы)
( рисунок 5. Упражнение с шипцами)
( рисунок 6. Упражнение «Оденем куклы»)