НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Драгуцан Л.М., Крупина К.В. Карты В.Я. Проппа как нетрадиционный метод обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Драгуцан Л.М., Крупина К.В. Карты В.Я. Проппа как нетрадиционный метод обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.

УДК 37.026.4

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. Авторами теоретически обосновано, что творческое рассказывание является речевой деятельностью, результатом которой является придуманный детьми рассказ самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенную и определенную словарную форму, соответствующую содержанию. Проведенное исследование позволяет утверждать, что карты В.Я. Проппа имеют огромный потенциал в развития детского словотворчества.

Ключевые слова: творческое рассказывание, дети старшего дошкольного возраста, сказочный материал, приемы использования карт В.Я. Проппа.

Проблема обучения творческому рассказыванию всегда привлекала внимание множество педагогов и лингвистов. В настоящее время существует множество научных работ, посвященных этой проблеме.

Исследованием вопросов обучения творческому рассказыванию занимались такие ученые, как: Л.С. Выготский, Р.Е Левина, А.Н. Гвоздев, Т.Б. Филичева Чиркина, Р.И. Лалаева, В.П. Глухов, Т. Ткаченко, Ефименко Л., Воробьевой.К.

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций [1].

Под творческими рассказами В. П. Глухов понимает придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму [4].

Одним из действенных нетрадиционных методов развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста являются карты Владимира Яковлевича Проппа [3]. Данный метод направлен на развитие словесного творчества детей, кроме того, карты являются замечательным наглядным средством, учитывающим особенности детей дошкольного возраста.

Владимир Яковлевич сформулировал три принципа построения сказки:

1.Постоянные, устойчивые элементы сказки служат функциями главных героев, независимо кем и как они выполняются.

2.Число функций в волшебной сказке ограничены.

3.Последовательность функций всегда одинакова.

Основными условиями для обучения детей составлению творческих рассказов по картинке являются: наличие умения связно и последовательно отображать в речи события, представления о построении рассказа (зачин, развитие сюжета, концовка).

Обучение рассказыванию по картинке занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста. Включение в составление таких рассказов элементов творческого рассказывания помогает сформировать интерес к такому виду речевой деятельности, развивает воображение.

Учитывая условия, необходимые для обучения творческим рассказам, стоит обратить особое внимание на организацию занятий по обучению дошкольников составлению рассказов по картинке с элементами творчества и на подбор адекватных приемов обучения с учетом особенностей этой группы детей.

Обучение детей самостоятельных рассказов по картинке с элементами творчества проводится в основном на втором году обучения. Однако начиная с третьего периода первого года обучения в занятия по пересказу, рассказыванию по картинам рекомендуется включать отдельные, доступные детям задания творческого характера.

Во время составления и применения речевого образца и наглядного материала особое внимание уделяется задаче формирования у детей грамматических представлений и обобщений. В занятия включаются упражнения на словоизменение, на подбор слов-описаний и слов-действий, синонимов к объектам на картинке. Выполнение таких заданий способствует овладению детьми различными средствами выразительности, позволяет построить связное развернутое высказывание в процессе осознанных речевых действий с ним. Большое внимание уделяется овладению обучающимися навыками планирования связных высказываний различного типа.

Не стоит забывать про такой вид работы, как анализ и обсуждение детских высказываний. На всех этапах обучения, в ходе коллективного обсуждения дети вносят дополнения, исправляю допущенные ошибки в оформлении отдельных высказываний, употреблении слов и словосочетаний. В ходе анализа стоит отметить такие качества рассказов, как: полнота и последовательность передачи содержания, смысловое соответствие картинному материалу, удачное использование образных выражений. В результате создаются дополнительные возможности для упражнений на подбор лексем, правильное употребление словоформ и построение предложений.

Работа по обучению творческим рассказам по картинке носит систематический и целенаправленный характер. В работе с детьми предполагается дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Любые трудности, возникающие у ребенка в ходе работы в группах, стоит принимать во внимание и создавать условия по их устранению. Увеличение объема упражнений на подбор языковых средств, упражнений на развитие внимания, памяти, восприятия. Особое внимание стоит уделить определению очередности и степени участия детей в коллективных формах работы.

Тесная взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ обеспечивает большую эффективность коррекционной работы. Обучение творческим рассказам по картинке может включать в себя несколько этапов. Так, подготовительная работа проводится воспитателем и состоит в выделении объектов на картинке и установлении взаимосвязей между ними. На занятии учителя-логопеда дети, уже знакомые с картиной, успешнее составляют высказывания и рассказы.

Воспитатель создает ряд рекомендаций по проведению индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, направленной на закрепление пройденного материала, формирование необходимых для рассказывания навыков, устранению отмечаемых затруднений. Включение в занятия элементов творческой деятельности по составлению рифм, лимериков, загадок, напрямую связанных с темой недели и сюжетом картины, также способствует формированию навыков творческого рассказывания. Дети учатся включать в свою речь образные выражения и разнообразные языковые средства.

Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети с овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний. У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: адекватность содержания, последовательность изложения, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и др. Дети овладевают навыками составления творческого рассказа по картинке, приближая уровень своей монологической речи к необходимому для дальнейшей успешной учебной деятельности в школе.

Список литературы:[1] Алексеева М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. – М.: Академия, 2006, 400 с.

[2] Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

[3] Белобрыкина О.А. Речь и общение: пособие / О.А. Белобрыкана. Ярославль, 1998.

[4] Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – 2–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004,168 с.
2023