Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Тимофеева А.А. Нетрадиционные техники рисования на занятиях изобразительного искусства

Библиографическое описание:
Тимофеева А.А. Нетрадиционные техники рисования на занятиях изобразительного искусства // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.

Все дети талантливы, каждый ребенок имеет способности. Дети сочиняют сказки, стихи, поют, рисуют, создают коллажи, аппликации. Любят фантазировать. В своих рисунках дети закрепляют эмоционально пережитое состояние, глубже чувствуют его так. Рисование для детей не просто забавная история времяпровождения, это радостный и творческий (в тоже время вдохновляющий) труд.

И чтобы не прошло и не иссякло в ребенке ощущение волшебного пребывания счастья творчества, которое знакомо каждому ребенку, необходимо развивать эту самую способность фантазировать, открывать и познавать мир! Эти качества затем пригодятся в любой области, в любой деятельности.

Поэтому на занятиях в изостудии мы стараемся много фантазировать и использовать необычные техники рисования. Таким образом это дает еще больше раскрыть способности детей. И это дает уверенность детям, раскрепощение в творчестве, у детей нет страха в работе, совершенно нет каких-либо преград.

В нашей изостудии занимаются дети 6-8 лет. Но даже если учащиеся старше, им тоже подойдет эта техника рисования.

У нас множество разных техник, но в данной публикации я напишу о двух техниках. В основе этих техник важный материал – осенние листья.

Мы собирали с учащимися осенние листики (подойдут разные – дубовые, березовые, кленовые, абсолютно разные, это не так принципиально)

Краски в данных техниках используем гуашь и акрил.

Первая техника - это «монотипия». Монотипия – с греческого слова «монос» – один отпечаток. Поэтому мы используем осенний листик единожды.

Мы густо смазываем его краской (акриловыми красками получается ярче по сравнению с гуашью, поскольку гуашь тускнеет затем на один-два тона) наносим на ту сторону, где отчетливо видны прожилки листика, подготовим заранее лист бумаги (лучше цветной или крафтовой), наносим отпечаток на бумагу, хорошо прикладывая к поверхности. Сразу же убираем наш лист, смотрим как получилось, практически всегда (если густо промазали листик) получается замечательный отпечаток. Отпечатки на композиции делаем, заранее продумав свою тему. Темы мы брали разные, это были натюрморты, пейзажи и абстрактные композиции. Формат работы чаще всего берем большой, это А3. Дети не боятся большого размера, мы часто с таким форматом работаем. Когда мы смешиваем тона, то обязательно используем палитру для работы, также мы не забываем о белилах, без белил не выйдет яркой картины, она будет просто тускло смотреться. Да и сама техника монотипии подразумевает изначально использование белил. На занятии также мы обязательно продумываем настроение нашего леса: динамику, погоду, движение и т.д. Населяем наш лес зверятами, птицами.

Недавно у нас была тема «Сказочный лес» (до этого с другой группой мы создавали натюрморты), затем мы устроили после занятия сразу же экспресс- выставку. Прикрепляю в данной публикации фото выполненных работ, а также процесс творчества. (фото 1, 2, 3, 4, 5).

Следующая техника, в которой мы используем осенние листочки это непосредственно рисунок прямо на листике. Мы высушиваем листик за неделю до занятия, это обычный сбор гербария, как и для создания нашей первой техники.

Здесь мы используем вновь краску двух типов- акрил или гуашь. Белила обязательно должны быть в данной работе. (также как и при работе с монотипией). Здесь мы брали за сюжет осенний лес и обитателей леса.

Поскольку листочки были у каждого ребенка разные по размерам, то определяемся с пропорциями. Вспоминаем какие животные, птицы живут в лесу, вспоминаем как мы уже умеем рисовать следующих зверят- лисица, еж, заяц, сова и т.д. Все это мы создавали и в первой технике (техника монотипия).

Поскольку работа начинается сразу же красками, (без эскиза) то если получилась какая-то ошибка в работе, мы не огорчаемся, а просто перекрашиваем сверху и вновь рисуем. Это очень просто!

Важное правило в нашей работе: мы не забываем в процессе чаще менять воду в стаканчике и промывать кисти. Это нужно делать, чтобы композиция была чистой, нельзя допускать грязи в работе.

На наших занятиях мы всегда используем здоровьесберегающие технологии. Это очень важно! После 20 минут рисования мы делаем гимнастику для глаз. Комплекс включает в себя 3-5 упражнений. «Посмотри по кругу на цветовую палитру», «Упражнение на внимательность» и т.д.

Рассчитано по времени на 3-5 минут.

Кроме этого, мы также играем в подвижные игры, такие перерывы мы делаем через каждые 30 минут, поскольку в нашей студии бывает занятие парное. Дети с удовольствием играют! Мы любим играть в такие игры, как «Ручеек», «Море волнуется раз…», «Веселая пантомима».

Для возраста младшей школы игра очень важна, и мы используем игры постоянно на наших занятиях.

Возвращаясь к нашему рисованию, мы заканчиваем работу, просушиваем листик и оформляем в паспарту. Хотелось бы отметить, как учащиеся аккуратно работают на листочках, прописывая тончайшие элементы, такие как носик, глаза у животных. Это прививает юным художникам усидчивость.

Свое рабочее место убирает за собой каждый юный художник.

После занятия сразу же оформили нашу выставку в галерее. (Прикрепляю также фотографию).

Прикрепляю фото наших работ из изостудии (фото 7, 8, 9, 10).

Список литературы:

1. В.В. Курчевский «А что там, за окном». М.: «Педагогика», 1985.

2. Фиона Уотт. «Я умею рисовать». М.: «РОСМЭН», 2003.

3. С. Константинова. «Лекции об искусстве». Санкт-Петербург, 2016.
2023