Актуальные вопросы начального общего образования

Кочетова А. Е., Карпенко И. А. Формирование функциональной грамотности младших школьников через разви- тие орфографической зоркости на уроках русского языка

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf


Учебный предмет «Русский язык» направлен на формирование функциональной грамотности обучающихся начальной школы. Учителей начальных классов всегда беспокоит проблема безграмотного письма многих учащихся, неумение видеть орфограммы.
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Каковы основные критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать ребенок начальной школы?
1) Готовность взаимодействовать с окружающим миром.
2) Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
3) Способность строить взаимоотношения в малой социальной группе, в частности - в школьном коллективе.
4) Овладение навыками рефлексии, способность смотреть на себя со стороны, уметь оценивать свою работу и работу других.
Формирование грамотного письма – одна из самых сложных задач. Но именно она стоит как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.
Как же научить детей грамотному письму? Как развивать орфографическую зоркость? Решение этой задачи возможно только при условии, если ученики видят орфограммы. Обнаружив орфограмму в слове, ученик сможет определить её написание, применив изученные правила. А значит, орфографическая зоркость, то есть умение видеть, находить орфограммы, является основным орфографическим умением, выступает главным этапом при обучении грамотного письма учащихся.
Следовательно, формирование орфографической зоркости также актуально в условиях современного обучения в школе.
Орфографическая зоркость – это навык видеть, находить орфограммы, то есть случаи при письме, в которых при одинаковом произношении имеется выбор написания. Она развивается в процессе запоминания орфографических правил и выполнении различных упражнений на протяжении всего обучения.
Орфографическая зоркость – это сочетание некоторых процессов восприятия: зрительный процесс, слуховой процесс и процесс движущейся руки.
Зрительный процесс начинает работать при запоминании непроверяемых написаний. Стоит ребенку раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно. И зафиксирует рукой графически.
Слуховой процесс срабатывает во время прослушивания. И чтобы правильно написать, необходимо хорошо слышать и слушать учителя или самого себя. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
Процесс движения руки. Для достижения любого орфографического навыка нужно упражняться, то есть необходимо ритмичное движение пишущей руки. Вот почему на уроках важно как можно больше писать. Рука, двигаясь по строчке, создает графический образ слова, «запоминает» его и далее пишет уже автоматически.
Успех всей этой работы зависит, главным образом, от ряда условий, таких, как:
- четкое планирование всей работы;
- систематичность;
- разнообразный тренировочный материал;
- контроль над усвоением орфограмм.
В своей практике можно применять некоторые виды работ, которые способствуют формированию орфографической зоркости. Наиболее эффективными считаются следующие упражнения:
·       списывание;
·       письмо с проговариванием;
·       комментированное письмо;
·       письмо с пропуском орфограмм;
·       письмо с намеренно допущенными ошибками;
·       письмо по памяти;
·       зрительные диктанты;  
·       работа по карточкам;
·       игры, кроссворды.
   Остановимся на некоторых приемах формирования грамотного письма.
   Прием «Ошибкоопасное место».
На начальном этапе (в первом и втором классах) все «ошибкоопасные места» выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. Далее, при изучении тех или иных орфограмм, выделяются зеленым цветом только незнакомые орфограммы, а остальные дети определяют самостоятельно. Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования. Например, «Выдели больше знакомых орфограмм» или «Кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока?».
Прием «Лови ошибку».
Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.
На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. Также с огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, когда кто-то из одноклассников работает у доски и допускает ошибки. Особенно, если эти ошибки они исправляют красным цветом.

Прием «Письмо с проговариванием».
Прием «Письмо с проговариванием» может использоваться как в индивидуальной работе, так и в коллективной.
Для индивидуальной работы можно применить зрительные диктанты, где дети орфографически прочитывают предложение и диктуют его себе.
В коллективной работе письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривает учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.
Прием «Комментированное письмо».
При использовании приема «Комментированное письмо», чтобы исключить простого списывания, используется текст, который передается от одного учащегося к другому и диктуется всему классу по одному предложению. При этом диктующий проговаривает и комментирует все встречающиеся знакомые орфограммы. При использовании этого приема одновременно вырабатывается внимательность других участников процесса, так как они должны следить за тем, чтобы «комментатором» не были пропущены те или иные орфограммы.

Библиографический список:

1. Алхатова, Т.С. Компетенции педагога в использовании инновационных технологий в начальной школе в условиях обновленной системы образования / Т.С. Алхатова, А.В. Семкин, Б.Н. Иманжанова // Наука и реальность.-2020. -№1. – С. 64-66.
2. Козлова, М.И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М.И.Козлова // Сборник статей II Международного учебно–исследовательского конкурса.- Петрозаводск, 2020. – С. 116 – 125.
3. Юрикова, О.И. Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе / О.И.Юрикова // Педагогика и психология: перспективы развития: сборник материалов VIII Международной научно – практической конференции.- 2019. – С.21 – 23.
4. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника:
к постановке проблемы. / Н.Ф.Виноградова // Начальное образование. – 2017. - № 3. - С.3-7.
2022