Информационные технологии в современном образовательном процессе

Тимофеева Е.М. Разработка и использование образовательного сайта как вспомогательного средства в обучении английскому языку в средней и старшей школе

Библиографическое описание:
Тимофеева Е.М. Разработка и использование образовательного сайта как вспомогательного средства в обучении английскому языку в средней и старшей школе // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/77-2.pdf.

В последние годы информационные технологии стали играть особо значимую роль в процессе обучения. Они прочно входят в образовательный процесс и доказывают свою эффективность. Использование информационных технологий способствует повышению мотивации учащихся к изучению иностранных языков. Также они могут использоваться в качестве вспомогательного средства обучения, обеспечивающего развитие речевых умений и языковых навыков. ИКТ могут применяться как средство предъявления новой информации учащимся и контроля успешности ее усвоения.

Большое разнообразие средств ИКТ, а также широкое внедрение их в систему образования дают возможность учителю создавать свои электронные ресурсы. Например, учитель может создать свой собственный сайт, содержащий различные виды заданий. Такой сайт будет представлять собой банк заданий, которым учитель может воспользоваться в любой момент. Данный банк заданий можно создать на учительском портале или используя конструктор сайтов Google Сайты. В процессе создания своего сайта мной был выбран второй вариант.

В процессе создания сайта был осуществлен анализ различных упражнений, видео материалов, рабочих листов в сети Интернет. Были отобраны задания на развитие умений аудирования, чтения, письменной речи, говорения и языковых навыков – грамматических и лексических.

Сайт содержит следующие типы заданий:

1) задания True/ False;

2) установление хронологической последовательности;

3) заполнение пропусков;

4) установление соответствий;

5) задания на одиночный и множественный выбор;

6) ответы на вопросы;

7) классификация;

8) кроссворды;

9) задание на проверку понимания просмотренного видео;

10) написание сочинений и электронных писем;

11) проекты.

Учащиеся выполняют задания онлайн и отправляют их на проверку. Многие задания (тестовые, задания на установление соответствия, заполнение пропусков) проверяются автоматически на специальных платформах, например, Online Test Pads или Learning Apps. Задания с развернутым типом ответа проверяются учителем на платформах вручную. После проверки задания выводится оценка и демонстрируется вся статистика выполнения учащимися заданий.

Сайт также включает в себя темы и вспомогательный материал для проектных заданий, которые направлены на развитие монологической речи и творческого потенциала учащихся. Задания, направленные на рефлексию, занимают особое место в процессе обучения. Рефлексия представляет собой небольшой опрос для учащихся, который они проходят онлайн. Опрос включает в себя 3 типа вопросов:

1) вопросы, направленные на оценивание своей работы;

2) вопросы, направленные на анализ содержания заданий;

3) вопросы, направленные на оценивание самого вебсайта с точки зрения удобства использования и полезности.

Опрос является анонимным и позволяет учителю проанализировать сильные и слабые стороны Интернет-ресурса, способность учащихся анализировать и оценивать свою учебную деятельность.

Для повышения интереса и мотивации учащихся сайт позволяет использовать упражнения игрового типа, тем самым реализуя игровой метод обучения: задания на соотнесение слов и изображений, кроссворды, задания на заполнение пропущенных букв.

Использование такого Интернет-ресурса позволяет применить методику “перевернутой классной комнаты” (Flipped Classroom). Согласно данной методике, учащиеся знакомятся с новым материалом дома, а уже в классе отрабатывают практические навыки и задают вопросы учителю.

Разработанный учителем сайт может оказаться особенно полезным во время дистанционного обучения или в качестве банка заданий для домашних заданий. К преимуществам использования своего образовательного сайта относится:

1) повышения мотивации учащихся;

2) развитие ИКТ-компетенций;

3) наличие готового материала для использования во время дистанционного обучения;

3) способствование развитию речевых умений и языковых навыков;

4) введение новых форм работы с материалом в дополнение к традиционной форме работы с бумажными носителями.

При создании вебсайта учитель обязательно должен учитывать требования ФГОС. Использование проектных технологий, внедрения этапа саморефлексии, использование информационных технологий в процессе обучения позволяют сказать, что образовательный процесс осуществляется согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Таким образом, внедрение современных информационных технологий в обучение позволяет модернизировать процесс обучения, повысить мотивацию к изучению предмета и реализовать инновационные методики преподавания. Создание собственного образовательного сайта помогает учителю раскрыть свой творческий потенциал и совершенствовать навыки работы с онлайн-ресурсами.

Библиографический список:

1) Носкова Т.Н. Информационные технологии в образовании. М.: Лань, 2022. 296 с.

2) J. Bergmann, Aaron Sams. Flip your classroom. Washington, DC: ISTE, 2012. 112 с.

3) Новые методики преподавания английского языка [Электронный ресурс] URL: https://skyteach.tu/2023/12/04/novye-metodiki-prepodavaniya-anglijskogo/?ysclid=lr3aitlig698700198
2024