НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Печенкина С.Г., Андрюшкевич О.А., Чурикова О.А., Пчелинцева Е.Н. Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы "Тайга - богатство Кузбасса"

Библиографическое описание:

Печенкина С.Г., Андрюшкевич О.А., Чурикова О.А., Пчелинцева Е.Н. Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы "Тайга - богатство Кузбасса" // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.

Цель. Обеспечение условий для развития речевых и коммуникативных способностей, патриотического воспитания дошкольников на основе знакомства с природой родного края.

Задачи: Расширить и углубить представления детей о тайге, ее растительном и животном мире. Показать разнообразие, богатство, щедрость и в то же время суровость тайги. Вызвать чувство гордости богатствами родного края.

Совершенствовать способности в подборе согласованных определений. Познакомить со словами «острога», «мотыга», активизировать выражения «охотничья избушка», «зеленая аптека», повторить названия деревьев, кустарников, ягод, грибов, лекарственных растений.

Предварительная работа

Беседы: «Возле леса жить – голодным не быть», «Почему нужно беречь лес?», «Опасности тайги».

Знакомство с литературным и иллюстративным материалом о природе Кузбасса.

Наблюдения во время экскурсий, прогулок.

Игра «Интервью»

Дидактические игры: «Какой, каким бывает?», «Похожие слова», «Что в мешочек положили?», «Зверята», «Какой ветки детка?», «Назови растение», «Кто, где живет?», «Чьи следы?», «Перелетные – не перелетные».

Игра – пантомима «Угадай животное», выразительные движения «Охотники и звери».

Продуктивная деятельность на тему «Природа родного края».

Материалы и оборудование: Фотографии (слайды) и иллюстрации, изображающие предметы быта шорцев, деревья, кустарники, ягоды, животных, птиц, лекарственные растения; гербарий, природный материал (плоды деревьев), импровизированная охотничья избушка с припасами, аудиозапись пения птиц, книга А.Н. Куприянова «Природа Кузбасса, или приключения зеленого кузнечика Кузи», справочник «Зеленая аптека Кузбасса», муляжи грибов, угощение из таежных растений.

Воспитатель: - Дети, как называется наша малая Родина? (Кемеровская область, Кузбасс)

Воспитатель: - Откуда произошло название Кузбасс? (Подготовленный ребенок рассказывает, одновременно на слайдах демонстрируются фотографии экспонатов краеведческого музея: «Коренные жители этих мест – шорцы – добывали железную руду и плавили из нее металл, а потом ковали железные предметы быта: посуду, стрелы, мотыги, чтобы рыхлить землю, остроги, чтобы ловить рыбу, и многое другое. Поэтому нашу землю стали называть Кузнецкой».

Воспитатель: - Правильно. А когда здесь открыли огромное угольное месторождение – угольный бассейн, то он стал называться Кузнецким бассейном – Кузбассом.

Наша земля богата не только углем и другими полезными ископаемыми. Здесь очень красивая природа, которой можно бесконечно любоваться. (Демонстрируются фотографии видов природы. Входит кузнечик Кузя.)

Кузя: - Здравствуйте, дети! Я – кузнечик Кузя, живу в Кузбассе. Здесь со мной столько всего произошло, в каких только приключениях я не побывал! Хотите, расскажу?

Ребенок: - Спасибо, Кузя, только мы о твоих приключениях уже знаем.

Кузя: - Откуда же?

Ребенок: - Из книжки «Природа Кузбасса, или приключения зеленого кузнечика Кузи».

Кузя: - Ух ты, какой я знаменитый! Обо мне целую книгу написали!

Воспитатель: - Да, и не только о тебе, но и о твоих друзьях, о путешествиях, о встречах, приятных и не очень. А наши дети тоже любят путешествия и приключения.

Кузя: - Правда? Значит, мы подружимся. Давайте вместе путешествовать по нашей земле.

Дети: - Куда же мы отправимся?

Кузя: - В тайгу. Знаете, что такое тайга? (Ответы детей.) Нашу тайгу называют черневой, потому что темный цвет ей придает дерево пихта. (Демонстрируется слайд.) Ее очень много в нашей тайге, ведь она хорошо приспособилась к суровому сибирскому климату. Ее хвоинки устроены так, что испаряют мало влаги. И тени она не боится. А какие еще деревья и кустарники растут в тайге? (Демонстрируются слайды, дети называют деревья и кустарники.)

Кузя: - Молодцы! А я знаю интересную игру: «Какой ветки эта детка». (Проводится игра: детям показываются иллюстрации деревьев и кустарников и их плоды: сосновая, еловая, кедровая шишки, березовые сережки, семена клена, ягоды рябины, калины и т.п. Дети должны подобрать плод к соответствующему дереву или кустарнику.)

Кузя: - Я тут у вас осмотрелся и увидел, что вы часто пользуетесь бумагой: много книг, альбомов, коробки разные… А вы знаете, из чего делают бумагу? (Ответы детей.)

Кузя: - Да, из дерева, так что ее надо беречь, чтобы деревья зря не портить. Ведь срубить дерево легко, а растет оно очень долго.

У нас в Кузбассе есть дерево, которое называют царем тайги. Называть я его не буду: отгадайте сами. А вот подсказку дам: угощу его семенами. (Раздает детям кедровые орехи. Ответы детей. Демонстрируется фотография кедра.)

Кузя: - Смотрите: настоящий царь среди деревьев. Еще ваши папы-мамы и даже бабушки-дедушки не родились, а он уже стоял. Какой он? (Дети подбирают определения: полезный, красивый, могучий, прекрасный, величавый, величественный, вековой.)

Кузя: - Хорошие слова вы подобрали для кедра. А еще он щедрый: и людей, и зверей своими орешками кормит, а они у него самые что ни на есть вкусные и полезные.

А самая большая их любительница – птица, величиной с голубя. Она даже называется кедровка. (Демонстрируется фотография.) Шелушит она своим крепким клювом шишки, а орехи под язык кладет и в укромное место прячет. Догадались, что тогда с ними происходит? (Ответы детКузя: - Верно, вырастают из них новые кедры. Вот так растения и животные друг другу помогают. А теперь закройте глаза и прислушайтесь: слышите таежную музыку? (Звучит аудиозапись пения птиц.)

Кузя: - Как поют птицы? (Ответы детей: радостно, заливисто, переливчато, пересвистываются, словно соревнуются в пении.)

Кузя: - Смотрите, вот они, прилетели! (Демонстрируются слайды с изображениями птиц.) Ну что, жители таежного края, сможете назвать этих птиц? (Дети называют птиц.)

Кузя: - Молодцы, птиц знаете. А теперь приглашаю вас на охоту на таежных зверей.

Воспитатель: - Что ты, Кузя! Это ведь опасно, да и зверей жалко!

Кузя: - А говорили, приключения любите! Да я же поиграть предлагаю!

Воспитатель: - Что ж, это другое дело. А как?

Кузя: - Давайте разделимся на две команды. Одна будет изображать охотников, а другая зверей. Задача охотников – догадаться, какого зверя они видят, и показать его на картинке. На охоте надо соблюдать главное условие – тишину, чтобы не спугнуть зверя. (Дети одной команды по очереди показывают средствами пантомимы медведя, волка, лису, белку, лося, зайца, ежика. «Охотники» имитируют движения с ружьем и биноклем, отгадывают, какой «зверь» перед ними, советуются, выбирают и показывают картинку с его изображением.)

Кузя: - Славно поохотились! Устали, проголодались? А вот и охотничья избушка. (Заходят в импровизированную охотничью избушку, где лежат припасы.) Смотрите-ка, здесь и соль, и спички, и крупа, и сухари, и даже дрова наколоты! Как будто кто-то для нас все это приготовил. Как вы думаете, кто это о нас позаботился? (Предположения детей.)

Кузя: - Охотники всегда оставляют в избушках припасы друг для друга. Знают, как трудно весь день по тайге бродить. Придет охотник, голодный, уставший, а тут все готово - еду себе сварит, отдохнет. А как в путь соберется, обязательно все для других охотников приготовит. Таков закон тайги.

А если далеко до избушки, то бывалого, умелого человека сама тайга накормит. Даже пословица есть: «Возле леса жить – голодному не быть». Чем же можно полакомиться в лесу? (Ответы детей.) Правильно, ягодами и грибами. Пойдемте на полянку за ягодами. (Дети отправляются на импровизированную полянку, берут картинки с изображениями ягод, называют их.)

Кузя: - Ух ты, сколько ягод знаете. Значит, в тайге не пропадете. А теперь пора по грибы. Только вот незадача: грибы-то я знаю плоховато. Придумал! Позову-ка я свою подружку! (Стучит по пеньку. Появляется ребенок в костюме Белочки с корзинкой грибов-муляжей.)

Белочка: - Кто меня звал? А, это ты, Кузя! Здравствуй! А с тобой дети?

Кузя: - Здравствуй, Белочка! Да, это мои новые друзья. Я им показываю нашу тайгу, хотели вот грибов набрать, да я тут не знаток.

Белочка: - Да, с грибами надо быть очень осторожным. Не ровен час, попадется ядовитый, да и отравишься. У меня как раз есть что вам показать. Назовите, дети, какие грибы у меня в корзинке? (Достает и показывает грибы, дети узнают и называют их, Белочка подсказывает.)

Кузя: - Ура, теперь мы грибы знаем и можем сами собирать!

Белочка: - Не спеши, Кузя! Ядовитые грибы очень коварные, они так умеют маскироваться под съедобные, что только опытный грибник может их отличить. Так что без взрослых грибы собирать нельзя. А незнакомые грибы вообще лучше не трогать.

Кузя: - Спасибо, Белочка! Выручила ты нас. А теперь мне так не терпится попрыгать на солнышке по моей родной полянке, по любимым травинкам! Ой! Ай!

Воспитатель, дети: - Что случилось, Кузя?

Кузя: - Кажется, я ножку поцарапал!

Воспитатель: - Что же делать, дети? Ведь в тайге, на полянке нет лекарств? (Ответы детей.)

Воспитатель: - И правда, здесь же аптека прямо под ногами!

Ребенок: - Я знаю, чем вылечить Кузю! Отгадайте загадку:

Тонкий стебель у дорожки, на конце его сережки.

Нам он – как хороший друг, лечит ранки ног и рук. (Подорожник.)

Воспитатель раздает детям листья подорожника, объясняет, как его прикладывать к ранке. Дети «лечат» Кузю.

Кузя: - Вот спасибо, вы настоящие друзья! А я слышал, что подорожник и от кашля помогает, и при болях в желудке. А какие еще целебные растения есть у меня на полянке?

Воспитатель: - Наши дети, Кузя, знают о них загадки. Давайте их вместе отгадывать.

Кузя: - Здорово! Люблю загадки!

(Дети загадывают загадки, когда Кузя их отгадывает, на слайдах появляются изображения растений):

На лесной опушке – желтые верхушки.

Не спеши домой, постой! Это травка – (зверобой).

Подготовленный ребенок: Отвар зверобоя пьют при болях в сердце, животе. Масло из цветков зверобоя помогает при ожогах.

Ее только тронь – отдернешь ладонь: обжигает трава, как огонь. (Крапива).

Подготовленный ребенок: Крапивой лечат раны, ушибы, ожоги. Она помогает от кашля, укрепляет волосы. Из крапивы варят щи, делают салаты, потому что в ней много витаминов.

Белая рубашка, желтая середочка, листья, словно лодочка. (Ромашка аптечная).

Подготовленный ребенок: Отваром из ромашки полощут горло при ангине, она помогает от кашля, при болях в желудке.

От простуды излечиться нам поможет (медуница).

Подготовленный ребенок: У нее очень красивые цветы: красные, синие, фиолетовые. Их очень любят пчелы и собирают из них нектар, который потом превращается в мед. Из листьев медуницы варят суп и делают салат.

Воспитатель: - Зеленая аптека Кузбасса очень богата. О многих лекарственных растениях можно узнать в книге «Зеленая аптека Кузбасса» (показывает справочник.)

Кузя: - Вот мы и побывали с вами в тайге. Как она вас встретила, какой вам показалась? (Дети подбирают определения: добрая, щедрая, приветливая, таинственная, разнообразная, удивительная, красивая, суровая…)

Верно, тайга наша и накормит, и вылечит, и согреет, но только если к ней относиться бережно и заботливо, как к другу. А ведь я к вам не с пустыми руками пришел: приготовил таежное угощение. (Звучит музыка, и вносится угощение: брусника и клюква в сахаре, ягодный морс, варенье, кедровые орехи.)

Воспитатель, дети: - Спасибо тебе, Кузя, и за путешествие, и за угощение. Приходи к нам еще!

Кузя: - Обязательно приду! До новых встреч!

Игра «Интервью»

Целевая прогулка по экотропе «Грибная тропинка»

Продуктивная деятельность детей на тему «Родная природа»

Список литературы1. Васильченко, А. А. Птицы Кемеровской области [Текст] / А. А. Васильченко. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – 488 с.

2. Закутько, О. Г. Лес – наше богатство [Текст] / О. Г. Закутько // Ребенок в детском саду. – 2007. - № 5. – с.29 – 33.

3. Куприянов, А. Н. Природа Кузбасса, или Приключения зеленого кузнечика Кузи [Текст] / А. Н. Куприянов, Ю. А. Манаков. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2004. – 76 с.

4. Ларина, В. Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени [Текст] / В. Л. Ларина. – 2 – е изд., испр. – Кемерово: ИПП «Кузбасс», 2005. – 80 с.
2023