НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Королькова И.В., Кротова У.Ю. Блокада Ленинграда

Библиографическое описание:
Королькова И.В., Кротова У.Ю. Блокада Ленинграда // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.

Вид проекта: комплексный, практически-творческий, образовательный, познавательно-исследовательский.

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети подготовительной к школе группы, родители.

Возраст детей: 6-7 лет

Длительность проекта: краткосрочный (3-4 неделя января).

Цель проекта: вызвать у детей интерес к историческому прошлому нашего города, к периоду блокады города Ленинграда в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов.

Задачи:

1. Познакомить детей старшего дошкольного возраста с блокадой города Ленинграда во время Великой Отечественной Войны на доступном материале в совместной творческой, художественной, продуктивной, игровой деятельности;

2. Расширить представления детей о том времени, о тяготах и лишениях жителей нашего города, об их мужестве, труде и жизни во время блокады. Особое внимание уделить жизни детей в блокадном городе;

3. Развивать активный словарь детей, умение выражать свои мысли и суждения на заданную тему;

4. Воспитывать уважение и чувство гордости за наш город, поклонение подвигу участников событий, героев войны и труда;

5. Рассказать детям о воинских наградах, о памятниках славы героям и защитникам нашего города;

Форма итогового мероприятия: презентация проекта, тематический музыкальный досуг «Ведь эта память – наша совесть, она, как сила, нам нужна».

Мотивация (введение в проект), варианты:

1. В группе развесить картины о блокадных днях, дать возможность детям рассмотреть их, а затем начать отвечать на вопросы и подвести к нужной теме проекта;

2. В книжном уголке появились книги о блокаде Ленинграда. (Н. Ходза «Дорога Жизни», В. Семенцова «Лист фикуса», альбом «В те дни»);

3. Приготовить и положить в уголок патриотического воспитания шкатулку с наградами «За оборону Ленинграда», «Житель блокадного города».

Работа с родителями:

1. Вовлечение родителей в поисково-исследовательскую деятельность по сбору наглядного и познавательного материала по теме проекта.

2. Привлечь родителей к поиску видеоматериалов по теме проекта с использованием Интернет-ресурсов (подготовка итогового мероприятия проекта).

3. Семейные маршруты выходного дня по историческим местам: парк Сосновка (бывший военный аэродром), Музей блокады, Пискаревское мемориальное кладбище (Дневник Тани Савичевой), мемориал «Разорванное кольцо», «Невский пятачок», тематические экскурсии в Ботаническом саду и Зоопарке, мемориальные акции на Дворцовой площади и памятных местах города. По итогам - создание альбома с фотографиями (для рассматривания детьми) семейных маршрутов.

Семейные маршруты выходного дня

Маршрут «Дорога Жизни»

1. Шоссе Революции: мемориальная стела, украшенная со всех сторон барельефами, с табличкой «Ржевский коридор блокады» - очень опасный участок военной дороги;

2. Зенитная пушка и памятный знак «Регулировщица», рядом стела с цифрой 1 и надписью: «Дорога Жизни» - начало дороги;

3. 3й км шоссе каменный цветок «Цветы Жизни» «посажен» в 1968 году и «растет» во имя мира и против войны. Надпись: «Пусть всегда будет солнце»;

4. Вблизи от цветка роща 900 берез - по количеству дней блокады Ленинграда. Березки «носят» красные пионерские галстуки - «Аллея дружбы»;

5. От цветка «Аллея дружбы» ведет к траурному кургану с 8 гранитными стелами - «страницы» блокадного дневника Тани Савичевой;

6. 10й км обелиск у подножия Румболовской горы: листья дуба, лавра и желудь. Дуб - сила, лавр - слава, желудь - продолжение жизни;

7. Булыжниковый участок «Дороги Жизни», как символ памяти военного времени;

8. 18й км - монумент «Катюша»;

9. Деревня Ириновка - памятная стела в память о не доехавших до большой земли;

10. «Разорванное кольцо» мемориальный комплекс;

11. Деревня Коккорево музей «Дорога Жизни», в 1941 г. тут находился командный пункт, затем штаб;

12. 45й км. Осиновец музей «Дорога Жизни» транспортный самолет ЛИ-2, зенитные, полевые, корабельные орудия;

13. немного вперед «Ладожский курган» - братская могила;

14. на следующем км станция «Ладожское озеро». Паровоз, километровый столб;

15. Памятник человеческой воли, которую проявляли герои Ладоги, табличка на постаменте: «Сталь можно согнуть, человеческую волю - никогда!».

Маршрут «Пискаревское мемориальное кладбище».

1. От проспекта Непокоренных некрополь отделяет каменная ограда. Её завершают чугунные звенья с ритмично чередующимися погребальными урнами.

2. Вход на кладбище выделен пропилеями в виде павильонов, в которых размещена экспозиция, рассказывающая о суровых днях блокады. На фризах пропилеев памятные тексты:

«Вам беззаветным защитникам нашим

Память о вас навсегда сохранит Ленинград благодарный.

Жизнью своею потомки обязаны вам…

Вечен ваш подвиг в сердцах поколений грядущих.

Гордым героям – бессмертная слава!»

Михаил Дудин.

3. За пропилеями, в центре террасы, в обрамлении черного гранита - Вечный Огонь (зажжен 9 мая 1960 года от факела, доставленного с Марсова поля).

4. В левой части – бассейн, на дне которого, мозаичное изображение факела и дубовой ветви, увитых алой лентой;

5. С верхней площадки-террасы открывается вид на партер некрополя;

6. Центральная аллея (300 метров) разделена газонами на три полосы, выложенными гранитными плитами, ведет вдоль братских могил. Каждый могильный холм покрыт травяным холмом. На стороне, обращенной к аллее - гранитный блок с изображением звезды или серпа и молота, дубового листа и даты: 1941, 1942, 1943…

7. Аллея приводит к завершающей части мемориального ансамбля. На высоком гранитном пьедестале установлена шестиметровая бронзовая фигура Матери-Родины. В её опущенных руках – гирлянда из дубовых и лавровых листьев. Авторы монумента – скульпторы В.В. Исаев и Р.К. Таурит.

8. За памятником Матери-Родины стопятидесятиметровая гранитная стена-стела, на ней высечены рельефы, повествующие о людях осажденного города, выстоявших и одержавших победу в смертельной схватке с жестоким врагом. В центре стены выбиты слова Ольги Берггольц:

Здесь лежат ленинградцы,

Здесь горожане – мужчины,

женщины, дети.

Рядом с ними – солдаты- красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции.

Их имен благодарных мы здесь

Перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто…

Все незнакомые слова и термины детям объясняют родители при прохождении маршрута.

Организация проекта: создание условий для самостоятельной, познавательной, продуктивной деятельности детей, вовлечение родителей в проектную деятельность.

Формы и методы организации проекта: непрерывная образовательная деятельность педагога с детьми, организация тематических бесед, совместной игровой деятельности, прогулок, досугов, выставок.

Предполагаемый результат:

- воспитание чувства гордости, уважения и благодарности к героическим защитникам города Ленинграда;

- формирование устойчивого интереса к истории родного города, стремление к сохранению священных памятных мест.

I этап. Организационный

- подбор методической, художественной литературы, иллюстрационного материала с изображением блокадных дней, черно-белые фотографии военных лет, «Книга Памяти», подбор музыкальных произведений (диски), видеоматериалов (Интернет-ресурсы), открытки, военные награды.

- информация для родителей «Участвуем в проекте «Блокада Ленинграда».

- привлечение родителей к поиску материалов по теме проекта с использованием домашних библиотек, семейных архивов и сети Интернет.

II этап. Реализация проекта

- организация тематического цикла непрерывной образовательной деятельности «Блокада Ленинграда»;

- Внесение в предметно-развивающую среду группы:

· альбом «Дорога Жизни»;

· «Книга памяти»;

· Репродукция картин на тему: «Блокада»;

· Черно-белые фотографии времен войны: «Дети в бомбоубежище во время вражеского налета»; «Игрушки детей во время войны»;

· Боевые награды: «За оборону Ленинграда», «Блокадному жителю»;

· Аудиокниги: «Чем дальше мы уходили от войны» (песни военных лет, документальные аудио и видеозаписи); Марк Бернес - песни военных лет; Аудиоэнциклопедия «Великая Отечественная Война» (глава 5- Блокада Ленинграда; глава 8- Дорога Жизни); «Летопись победы» (ВОВ в воспоминаниях жителей Выборгского района).

- Совместная деятельность педагога с детьми:

· Рассматривание иллюстраций на военную тему, обучение навыкам анализа, умению видеть главные моменты сюжета картины, мелкие детали;

· Рассказы воспитателя: «Нападение Германии. Начало Войны»; «Блокада Ленинграда», «Прорыв блокады», «Ленинградский день победы» (27 января);

· Чтение: Н. Ходза «Дорога Жизни», В.Н. Семенцова «Лист фикуса», С. Алексеев «Подвиг Ленинграда», «Сосны шумят», альбом «В те дни». Беседы по содержанию прочитанного. О. Берггольц «Нам от тебя теперь не оторваться…», С. Маршак «Ленинградское кольцо» - разучивание, Л. Полежаева «Война, блокада, я и другие»,

· Беседы: «Война - не место для детей», «Письма с фронта» («Треугольное письмо», «Кому нужна война?», «Память героям»);

- Продуктивная деятельность:

· Рисование на тему: «Мечты ребенка блокадного Ленинграда», «Блокадные картинки» (рисование углем или простым карандашом), «Салют Победы»;

· Изготовление «треугольного письма»;

- самостоятельная деятельность детей:

· Рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий;

· Сюжетно-ролевые игры «Военно-полевая почта», «Разведчики», «Госпиталь», «Телерепортер» (интервью «Что ты знаешь о войне?») – это трансформации обычных игр «Почта», «Больница», «Военные», «Телевидение» за счет добавления атрибутов военного времени: сумка-планшет, треугольные письма, пилотки, бинты в бумажных упаковках и пр.; а также исторического экскурса для детей во время предварительной работы к сюжетно-ролевым играм.

- Взаимодействие с родителями:

· Рекомендовать родителям прочитать детям рассказы о войне, о блокаде из книги «Лист фикуса»;

· Принять участие в создании и пополнении альбома «Дорога жизни», «Блокада Ленинграда»;

· Обсуждение и разработка семейных маршрутов выходного дня (групповая консультация на данную тему);

· Оставить с ребенком рассказ о войне.

III этап. Заключительный

Презентация проекта. Создание творческих работ.

Тематический музыкальный досуг

Опять война,

Опять блокада –

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь, это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться

Правы

И убедительны слова.

Но даже, если это правда,

Такая правда

Не права!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

Юрий Воронов.

Сегодня – день особенный для нашего города, 27 января 1944 года, город Ленинград был полностью освобожден от вражеской блокады, длившейся 900 дней и ночей. Сегодня, через десятилетия, мы хотим рассказать о том, как это было. Рассказать тем, кто, к счастью, этого не испытал.

Звучит фрагмент песни «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача), показ презентации «Блокада Ленинграда» (см. Приложения)

В нашем городе есть люди, которые жили в то время и помнят, как это было. Для них этот день - особенный праздник, но праздник со слезами на глазах. Радуются они тому, что блокада кончилась, город выстоял и победил, а плачут они, когда вспоминают, как было страшно и тяжело, как много погибло детей и взрослых в те дни.

И мы с вами сегодня будем отмечать этот светлый праздник: читать стихи, петь песни и слушать музыку военных лет, танцевать.

Дети читают стихи.

Хотели враги Ленинград уничтожить,

Стереть этот город с земли,

Но захватить и прорвать оборону

Фашисты никак не смогли

Враги окружили наш город,

В блокадном кольце Ленинград.

Над Лиговским, Невским проспектом

Снаряды и пули летят.

Рано зима в тот год наступила.

Морозы пришли, холода.

И в мирную жизнь ленинградцев

Ворвалась нежданно беда.

Танцевальная композиция в исполнении мальчиков «Ленинградские мальчишки» (музыка И. Шварца, слова В. Коростылева).

Дети читают стихи.

Охваченный войною

Блокадный Ленинград

На улицах трамваи

Замерзшие стоят.

Разрушенные здания

И надпись на стене:

«Опасно при обстреле

На этой стороне»

В водопроводных кранах

Не вода, а лед.

И только прорубь невская

Горожан спасет.

Все дети выходят, выстраиваются полукругом, поют песню «Дети блокадного города» (слова и музыка Н.Я. Соломыкиной, музыкальная обработка И.Г. Смирновой, «Колокольчик» №45-2010 с.24)

Дети читают стихи.

Чтобы жизнь спасти ленинградцам,

Зимой в сорок первом году

С хлебом шли в город машины

По Ладоге, прямо льду.

Бомбежки, метели, заносы…

Уходят машины под лед,

Но каждый шофер твердо верил,

Что город любимый спасет.

«Дорогой жизни» Ладогу назвали,

Надеждой на спасение людей.

Раненых, больных и истощенных

Везли полуторки из города по ней.

Песня «Ладога» (текст- капитан П. Богданов, музыка – старшина П. Краубнер, сержант Л. Шенберг) (прослушивание или пение)

Маленькую ласточку из жести

Я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

Это означало: жду письма.

Этот знак придумала блокада.

Знали мы, что только самолет,

Только птица к нам, до Ленинграда,

С милой-милой Родины дойдет.

Танцевальная композиция под песню «Синий платочек» (музыка Е. Петербургского, слова Я. Голицкого, М. Максимова) в исполнении девочек.

Нет смелее, нет храбрей

Шофера фронтового.

Любит он свою машину –

Друга боевого.

И по снегу, и по льду

Он ведет машину.

Как объехать полынью,

Не попасть на мину?

Фронтовой шофер – герой

Много в жизни повидал,

Но за руль держался крепко,

Свою песню напевал.

Шуточный танец под песню «Фронтового шофера» (музыка Б. Мокроусова, слова Н. Лабковского и Б. Ласкина).

Прослушивание исторической аудиозаписи объявления Ю.Б.Левитана о прорыве блокады Ленинграда.

Такого дня не видел Ленинград,

Нет, радости подобной не бывало,

Казалось, что все небо грохотало,

Гремел неумолкаемый салют

Из боевых, прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди.

И ежели отныне захотят

Сказать о пролитой бесценной крови,

О мужестве, проверенном стократ,

О доблести, то скажут- Ленинград,

И все сольется в этом слове.

Музыкально-ритмическое упражнение с атрибутами «Салют» («Музыка в детском саду. Выпуск 1. С. 24)

Ведущий: 27 января - день Ленинградской Победы. За мужество и героизм Ленинграду присвоено звание «Город-Герой» - это звание является высшей степенью отличия, которую может получить город. Также он награжден медалью «Золотая Звезда». Наш город имеет славную и героическую историю и достоин уважения и благодарности потомков.

Дети читают стихи.

Пусть летят столетия,

Пусть летят года –

Город наш великий

Будет жить всегда.

Ленинград, Петербург –

Ты наш город родной,

Мы любуемся с детства

Твоей красотой.

Ты – слава России,

Город – Герой

Расти, процветай –

Мы гордимся тобой!

Финальная песня «Мой Город-Герой» (Слова и музыка Н.П.Бобковой, «Колокольчик» №45-2010г., с.26).

Дети рисуют блокаду.

Тематические НОД рисование «Мечта ребенка блокадного города» (по прочитанной книге В. Семенцовой «Лист фикуса»). Мотивация – стихотворение Людмилы Пожедаевой (Мила Анина) «Я рисую»:

Я рисую на стене

Все, что в голову придет…

Это танк, а тут меня

Мама за руку ведет…

Здесь деревья…Там стрельба…

Это солнца круг с лучами.

Вот зеленая поляна

С разноцветными цветами.

Самолеты и солдаты,

Бомбы падают кругом…

Я рисую, чем придется –

Краской, грифелем, углем…

Вот король и королева…

Это гитлер*: «Хенде хох!»

Винегрет сплошной на стенах…

Хоть бы гитлер этот сдох!

Я рисую Хлеб и Булку…

Ложка вышла больше рта…

Я себя изображаю

У накрытого стола…

Я продрогла… есть охота…

Дрожь в коленках и руках…

Разрисованные стены

Закружились вдруг в глазах…

*Сохранены орфография и пунктуация автора, гитлер с маленькой буквы - знак полного неуважения (Мила Анина)

Блокадные картинки (рисование углем или простым карандашом, монохромное изображение) по мотивам иллюстраций к книге Ирины Токмаковой «Сосны шумят…», иллюстрации Николая Устинова. Особенности иллюстраций в этой книге – довоенные и послевоенные картинки – цветные, иллюстрации военного времени – монохромные.

Список художественной литературы для чтения детям:

1. Ходза Н. Дорога Жизни. Рассказы. – СПб: Издательство детской литературы «ДЕТГИЗ», 2011– 87с., ил.

2. Семенцова В.Н. Лист фикуса. Рассказы о войне. – СПб: «Паритет», 2014.- 32 с., ил.

3. Алексеев С.П. Подвиг Ленинграда. 1941 – 1944: рассказы для детей / Сергей Алексеев; худож. А. Лурье. – М.: Дет.лит., 2012. – 81с., ил. – (Великие битвы Великой Отечественной)

4. Ходза Н. Дорога Жизни. Рассказ. – Л.: «Детская литература», 1974 – 72с., ил.

5. Рассказы о войне. – М: Издательство «Самовар», 2014-192 с., ил.

6. Дыгало В.А., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Военная техника/ Сост. А.В. Мясников. – М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2010.- 96 с., ил. – (Детская энциклопедия РОСМЕН).

7. Час Мужества: стихотворения и рассказы/ Худож. В.Гольдяев, А.Лурье. – М.: Издательство Оникс, 2008. – 192с., ил. – (Библиотека российского школьника).

8. Токмакова И. Сосны шумят: повесть/ И. Токмакова; рис. Н.Устинова – СПб.; М.: Речь, 2015. – 48 с.:ил. – (Вот как это было).

9. Пожедаева Л.В. Война, блокада, я и другие…: Мемуары ребенка войны/ Л.В. Пожедаева. – Санкт-Петербург: КАРО,. 2015.- 416 с.,ил.

10. Элькин Г.Н., Семенов А.С. Детям о городах-героях. – СПб.: Паритет,2015.- 96с., ил.

Список репродукций картин

1. Присекин С.Н. «Маршалы Советского Союза Г.К.Жуков и К.К.Рокоссовский на Красной площади 24 июня 1945 года (фрагмент) 1985.

2. Лактионов А.И. «Письмо с фронта». 1947.

3. Самсонов М.И. «Сестрица» (фрагмент).1954.

4. Юон К.Ф «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года».1949.

5. Блокада Ленинграда.

6. Наглядно-тематическое пособие «Мир в картинках» День Победы.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

7. Наглядно-тематическое пособие «Рассказы по картинкам» Великая Отечественная война в произведениях художников. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Список литературы:

1. Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с. (Детям о самом важном).

2. Шипунова В.А. Защитники Отечества (Комплект карточек).- М.: ООО Издательский дом «Карапуз», 2014.

3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2015. – 112 с.

4. Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду/ Сост. Ю.Е. Антонов. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

5. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015. (Библиотека Воспитателя).

6. Шорыгина Т.А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны. – М.: Сфера, 2014. – 80 с. (Вместе с детьми).

7. Шорыгина Т.А. Беседы о Великой Отечественной войне. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с. (Вместе с детьми).

8. «Чем дальше мы уходим от войны…»: Великой Победе посвящается: Сборник сценариев внеклассных мероприятий, посвященных 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне/ под ред. Т.Н. Поляковой. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 176с.

9. Толкачева Т.Ю. Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 304с.

10. Нищева Н.В. Праздничные даты. День Победы / Информационно-деловое оснащение ДОО.

11. Памятники воинской славы Санкт-Петербурга /Наглядные пособия по истории города.

12. Награды войны. Демонстрационные картинки, беседы / Великая Победа. – М.: ТЦ Сфера.

13. Белоусова Л.Е. Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 24 с., цв.вкл.

14. Музыка в детском саду. Выпуск 1. Для детей 2-5 лет. Составители Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Т. Ломова.- М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «МУЗЫКА», 1982.- 80 с.

15. Колокольчик №45 – 2010.

Приложение к проекту «Блокада Ленинграда»

Даты, которые необходимо обозначить:

1. 22 июня 1941г. – нападение Германии. Начало Войны;

2. 8 августа 1941г.- Ленинград окружен со всех сторон (начало блокады);

3. 20 ноября 1941г. – конно-транспортный обоз с мукой;

4. 22 ноября 1941г.- впервые на лед сошла большая колонна грузовиков;

5. 25 декабря 1941 г.- впервые повышены нормы выдачи хлеба;

6. 6 ноября 1942 г.- в жилых домах ленинградцев загорелись лампочки (по дну озера протянули 5 кабелей, восстановлена Волховская ГЭС);

7. 12 января 1943 г.- начало операции «Искра» по прорыву блокады;

8. 18 января 1943 г.- прорыв блокады;

9. 7 февраля 1943 г. – впервые в Ленинград пришел поезд с Большой земли;

10. 27 января 1944 г.- полное снятие блокады Ленинграда;

11. 9 августа 1944 г.- городу была обеспечена полная безопасность, завершилась битва за Ленинград;

12. 22 января 1945 г.- Ленинград награжден орденом Ленина за героизм и мужество в ВОВ;

13. 1 мая 1945 г.- городу присвоено звание «Город-Герой»;

14. 8 мая 1965 г. город награжден медалью «Золотая Звезда».

Методические рекомендации:

Способы увлечения детей разнообразны, включить их в деятельность по освоению малой Родины несложно, главное эмоционально преподнести материал, чтобы у них появился интерес к познанию, общению и деятельности, чтобы проводимая работа нашла отклик в их сердцах и заставила задуматься.

Однако даже при изложении такого серьёзного материала, стоит быть готовым к неожиданным реакциям детей. Например, была прочитана книга В. Семенцовой «Лист фикуса», в совместной деятельности с детьми рассматриваем иллюстрации, живое растение, обращаем внимание на знак, обозначающий «Осторожность» в обращении с ним и один из детей задает вопрос: «А тот фикус, что девочка ела, выжил в блокаду?»

Такие вопросы, при всей своей кажущейся комичности, говорят о глубоком эмоциональном переживании детьми затронутой темы.

Важно привлекать детей и родителей к деятельности, в которой они отражают впечатления о городе, его славе, известных местах. Это поможет сформировать образ о городе и его жизни.
2023