Баженова С.А. Комплексно-тематическая модель планирования музыкальной деятельности в реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие
В системе дошкольного образования, как и в системе музыкального воспитания дошкольников, изменилось очень многое, в том числе требования к содержанию и организации музыкального воспитания. Определяющими новое представление о содержании и организации музыкального воспитания являются требования ФГОС дошкольного образования, устанавливающие нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы. Реализация образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» направлена на формирование общей культуры детей через развитие музыкальности, музыкально-художественной деятельности детей и способности эмоционально воспринимать музыку, приобщение к музыкальному искусству. Причем за счет тематического разнообразия, выразительных и изобразительных возможностей музыки параллельно решаются и задачи других образовательных областей. Комплексно-тематический принцип и принцип интеграции образовательных областей реализуются как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников, в различных видах детской деятельности. Комплексно-тематический принцип даёт свободу выбора не только форм и методов работы с детьми, но и простор творчеству. Фактически во всех дошкольных учреждениях, реализующих в настоящее время комплексно-тематическую модель построения образовательного процесса обращают на себя внимание и «увлекательность» образовательного процесса, и «полнота жизни» всех его участников – детей, родителей, педагогов. По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи. Такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, следовательно, лучше усваивается материал. Цель работы: Разработка модели комплексно-тематического плана по художественно-эстетическому развитию в музыкальной деятельности дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Задачи: 1. Разработать комплексно – тематический план по художественно – эстетическому развитию в музыкальной деятельности; 2.Внедрить в образовательный процесс дыхательную гимнастику, игровой самомассаж, артикуляционную гимнастику, подвижные игры, пальчиковую гимнастику согласно тематическим циклам; 3. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по развитию музыкально - ритмического чувства, формированию певческих умений и навыков, развитию танцевального творчества; Для осуществления образовательного процесса в свете требований ФГОС необходимыми являются: Насыщенная музыкально-развивающая среда, несущая информационную функцию, побуждающая делать детей сознательный выбор, выдвигать, реализовывать собственные инициативы; Использование игровой мотивации при проведении образовательной деятельности и стимулирование партнерской деятельности педагога с детьми; Компетентностный подход в построении образовательного процесса, направленный на формирование личностных характеристик ребенка; Использование здоровьесберегающих технологий; Этапы накопления и систематизации опыта I этап – подготовительный Изучение методической, педагогической литературы; Создание - игровой предметно-развивающей среды; Создание банка - дидактического материала для развития детского творчества, звуковысотного слуха, памяти, ритма, тембрового слуха; Создание картотек: по комплексно – тематическому планированию, самомассажа, музыкально – подвижных игр, творческих игр со словом, упражнения для расслабления мышц, укрепление осанки, артикуляционной и дыхательной гимнастики; Разработка конспектов занятий и праздников, Составление комплексно – тематического плана музыкальной деятельности, использование музыки в режимных моментах; II этап – основной Апробация практического материала в практику работы с детьми в совместной, самостоятельной и индивидуальной деятельности; Применение практических рекомендаций педагога – психолога; Проведение с детьми игр и упражнений на развитие мелкой моторики в различных видах деятельности и в режимных моментах; Повышение компетентности родителей по проблеме (рекомендации, советы, памятки), были проведены индивидуальные беседы; III этап- заключительный Обобщение опыта работы по выявленной проблеме. Календарь событий и праздников, положенный в основу комплексно-тематического принципа в нашем саду обеспечивает: Всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие детей; Охрана и укрепление здоровья детей; Активное включение семьи в образовательную деятельность, Преобразование предметно-развивающей среды в соответствии с темой Поддержание эмоционально-положительного настроя ребёнка, так как праздник – это всегда событие. Мною разработан комплексно – тематический план для воспитанников старшей группы. Одной лексической теме уделяется не менее одной недели. Знания и опыт, приобретенные в занимательном деле, становятся содержанием самостоятельных игр, социально - коммуникативного общения, музыкально-художественной и познавательно-исследовательской, самостоятельной детской деятельности. Таким образом,использование в работе комплексно-тематической модели планирования позволяет более качественно, эффективно, плодотворно организовывать музыкальную деятельность. Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях. В завершение тематических недель в детском саду проводятся развлечения, праздники и досуги совместно с родителями. Ведь мероприятия в детском саду значительно интереснее, когда родители не просто зрители, а активные участники. А на страницах сайта детского сада родители могут познакомиться с темами недели, по которой работает детский сад, в удобное для себя время прочитать консультации и изучить практический материал.
Заключение
В процессе проведённой работы были получены следующие результаты: Систематизирован материал по разделам «пальчиковая гимнастика», «дыхательная гимнастика», «артикуляционная гимнастика», «творческая игра со словом», «самомассаж», «музыкально – подвижная игра», в соответствии с тематическими циклами. В группах постоянно обогащается развивающая среда дидактическими пособиями, музыкальными инструментами, которые используются многократно. Тематический комплекс помог наладить более продуктивный контакт с семьями: если некоторые взрослые не подключились, то дети настаивают. А это очень важно – повернуть семью к интересам и нуждам ребенка. Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, склонности, также отметили, что дети стали более раскрепощенными, непосредственными. Они активны и инициативны не только на занятиях, на развлечениях и праздниках, но и в общественной жизни. Деятельность эмоциональная, несущая массу нового, это очень интересно. Библиографический список: 1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Серия: Библиотека программы «Детство» Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей. – СПб. Детство-Пресс, 2010 г. 2. Зарецкая В. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М. Владос, 2001 г. 3. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности. М. Творческий центр, 2010 г. 4. Логинова В.И. и др. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» М.: Детство-Пресс, 2010 г. 5. Тарасова, К. Новые программы и методики. Журнал Музыкальный руководитель, №1, 2004 г.