Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Поперина И. М. Обучение русскому языку в контексте креативной педагогики

Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf


Идеал современного общества - неординарная творческая личность, способная к самостоятельному решению сложных задач и созданию нового в разных сферах общественной деятельности. Воспитание такой личности и развитие тех способностей, которые востребованы самой личностью и обществом и является целью современного образования.
Исходя из этого, задача каждого педагога - создание условий, способствующих индивидуальному развитию и личностному росту ученика, раскрытию его потенциальных возможностей. Эти условия предполагают такую организацию образовательной деятельности, в которой активизировался бы творческий потенциал, пробуждалось стремление к познанию, исключалось бы пассивное восприятие готовых знаний и выводов.
Однако на пути достижения этой цели существует много препятствий, преодолеть которые отнюдь не легко.
В первую очередь, это "широкие возможности" глобального информационного пространства. Популярные в среде учащихся готовые домашние задания (ГДЗ) формируют лишь способность бездумного переписывания от упражнения до сочинения.
Во-вторых, преобладающие в практике школьного обучения упражнения тестового характера призваны лишь быстро проверить знания по теме и разделу, но в меньшей степени способствуют развитию речи учащихся, раскрытию их творческого потенциала.
Третьей проблемой в деле воспитания творчески мыслящей личности является в какой-то мере и стандартизованный характер итоговых испытаний. И как следствие этого - распространенные тенденции к "натаскиванию" ученика, а не к развитию его способностей.
 Кроме того, предмет "русский язык" до сих пор имеет устойчивую репутацию самого скучного и нелюбимого. По данным опроса учащихся, изучать его неинтересно, в отличие от математики, химии, географии, истории и др. предметов. "Русский язык - это нудные правила, однообразные упражнения, трудные диктанты и... куча ошибок", - говорят одни. "И еще бесконечные тесты, тренировочные варианты ОГЭ и ЕГЭ", - утверждают другие. О том, что в языке есть и чудесные превращения, как в химии, и красивая стройная логика, как в математике, и разнообразие стран и народов, как в географии, и еще много чего интересного, учащимся неизвестно.
К большому сожалению, приходится констатировать "болевые точки" современных учащихся, проявляющиеся "учебной аллергией", клиповым мышлением, использованием примитивных средств языкового общения (характерных для чатовой коммуникации), неспособностью восприятия текста, низким уровнем мотивации. И уж совсем печальный результат - "безъязыкий" человек, испытывающий трудности в коммуникации.
Таким образом, возникает противоречие между потребностями современного социума в креативных специалистах, целевой направленностью образования на всестороннее личностное развитие и существующими тенденциями. Как воспитать креативную личность? Как превратить обучение русскому языку в интересный процесс? Как научить без принуждения?
В этой связи имеет смысл говорить о креативной педагогике - новом и молодом направлении в педагогической теории, возникшем как альтернатива педагогике принуждения и критической педагогике. Внимание указанного направления обращено на творческое развивающее современное образование, основной целью которого является воспитание ученика, овладевшего не только определённой суммой знаний, умений, навыков, но способного к саморазвитию, самореализации, созданию нового в себе и в своей деятельности.
Основой для возникновения креативной педагогики явились труды зарубежных и отечественных ученых: Д. Гилфорда, Э. Торренса, Б.Г. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.А. Крутецкого, В.Д. Шадрикова, В.Н. Дружинина, Д.Б. Богоявленской и др. Сам термин и концепция этого направления были предложены в 1989г. А.Г. Алейниковым, определившим креативную педагогику как науку и искусство творческого обучения - знание и исследование того, как развивать творчество и знание и делать это творчески. [2, с. 29].
Наше обращение к креативной педагогике как к технологии раскрытия творческого потенциала объясняется ее отличительной чертой - универсальностью, т.е. приложением к любому предмету.
Чтобы быть креативным, ученик должен иметь необходимый и достаточный уровень знаний, умений и навыков, обладать высокой мотивацией и проявлять интерес к обучению и творческой деятельности, поэтому в основе нашей деятельности - методы развивающего, проблемного, проектного обучения; познавательные, волевые, эмоциональные и социальные методы мотивации; частные методы лингвистического эксперимента, аллюзии, ассоциативных связей.
Ведущие приемы, используемые при обучении, - творческое задание, проблемная ситуация, познавательное затруднение, учебно-познавательная игра, коллективное творческое дело.
Важным средством развития творческого потенциала ученика является внеурочная деятельность по русскому языку, которая осуществляется в несколько этапов.
I этап - реализация курса "Русский язык: двери в большой мир". Курс предназначен для организации занятий с учащимися 5 класса; направлен на повышение мотивации к учебному познанию, развитие творческой самореализации посредством углубления имеющихся знаний о языке и их творческой переработки.
Предлагаемый познавательный материал отличается прежде всего новым, непривычным для учащихся, способом преподнесения. "Как понять звуковую алгебру?", "Чящя и щюка: почему нет?", "Где увидеть орфографическую экзотику", "Как найти работяг и бездельников среди морфем?" - эти и мн.др. формулировки темы занятий вызывают интерес у учащихся и настраивают их на самостоятельный поиск ответов на заданные вопросы.
Нестандартны и виды творческих заданий, выполняемых учениками. Это лингвистическая пропорция, лингвистическая география, бармаглот, словообразовательная лестница, синтаксическая дробь и мн.др.
По характеру организации предложенные задания можно разделить на несколько типов.
Лингвистические задачи - задания интегративного характера, расширяющие не только знания учащихся в области данного предмета, но и общие представления о мире вещей. Задания носят поисковый развивающий характер: решение нужно найти, применяя методы аналогии, сравнения, анализа и синтеза. Кроме того, привлекается и имеющийся личный опыт учеников - знания из других областей. Причем, возможна как внутренняя интеграция (с материалом из исторической грамматики, этимологии, общего языкознания, диалектологии и др.), так и внешняя (с иностранным языком, литературой, математикой, биологией и др.)
Перечень подобных заданий, используемых нами при обучении, достаточно разнообразен: "Вы - полиглоты: скажите по-...", "Считайте по-японски", "Переведите с латышского на русский", "Этимологические загадки", "Исторические задачи", "Звуковая алгебра" и др.
Возрожденный текст - задание, направленное на развитие логического мышления, совершенствования качеств речи. Возможны 2 варианта организации этого задания: первый - определить порядок следования предложений, учитывая логику изложения и средства связи между предложениями текста; второй - восстановить текст, вставляя на месте пропуска подходящие по смыслу слова и учитывая лексические и грамматические нормы языка.
Языковая подсказка. В основе задания - метод лингвистической аллюзии. В формулировке содержится намек, помогающий ученику решить поставленную задачу. Предлагаем ученикам разные варианты этого задания: "Пунктуационная подсказка" - указано количество знаков препинания, необходимых для пунктуационного оформления предложения текста; "Антонимическая подсказка" - указан антоним к заданным словам текста; "Словообразовательная подсказка" - указаны грамматические признаки пропущенных слов в тексте; "Синтаксическая подсказка" - указаны синтаксические отношения между пропущенными членами предложения и др. Выполнение задания этого вида способствует развитию качеств правильной речи ученика (точность, логичность, выразительность), расширению его словарного запаса.
Речевое моделирование - задание, построенное на приеме выявления общих свойств и определения лексической сочетаемости. При выполнении задания требуется подобрать слово, одинаково подходящее ко всем указанным словам-определениям в ряду. Задание выявляет эрудицию и лексическую осведомленность, помогает развитию указанных категорий.
Игры со словами - задания, частичное представление о которых учащиеся имеют из курса начальной школы. Предложена более узкая дифференциация языковых игр (разнообразные виды кроссвордов: филворд, чайнворд, кейворд, изокроссворд, дуаль, словесный футбол, по вертикали, все гласные и т.д.); лексический материал для кроссвордов подобран с учетом изучаемых языковых явлений.
Практические все предложенные задания непривычны для обучаемых, и первоначально многие из ребят, возможно, будут испытывать трудности при выполнении. Но интеллектуальное затруднение является одним из условий креативного подхода, его преодоление формирует интерес к познавательной деятельности и укрепляет уверенность в себе. Кроме того, чем больше знаний получает ученик, тем разнообразнее его подходы к решению новых задач и проблем. Причем, важен не столько объем знаний, сколько их систематичность, точность, подвижность.
II этап - реализация курса "Секреты творческой деятельности, или Как создавать идеи", разработанный нами для учащихся 6 класса, направлен на формирование навыков проектной деятельности, на развитие креативности за счет моделирования творческих действий, включения способов креативного поведения и самовыражения и освоения технологий творческой деятельности.
Основной задачей этого курса внеурочной деятельности является знакомство детей с новой для них технологией проектного обучения и подготовка к будущей работе над индивидуальным проектом в 7 классе.
Учащимся предложено выполнение проектов языковой направленности: «Слово о словах», «Откуда есть пошло слово…», "Энциклопедия слова". Предусмотрено воплощение проектов интегрированного знания: "Обрядовая поэзия разных народов", «Литературная математика или математическая литература?», «Лингвистическая география» и др. Тематика проектов подобрана с учетом познавательных интересов учащихся и результатов изучения предыдущего курса "Русский язык: двери в большой мир".
Работа учащихся над проектом осуществляется по алгоритму: постановка цели, обоснование актуальности, сбор и обработка информации, оформление и презентация результатов, рефлексия.
Развитие активности и самостоятельности как креативных характеристик происходит поэтапно и состоит из нескольких уровней.
Первый - несамостоятельная активность, когда ученики выполняют задачи воспроизводящего характера по решению темы (проблемы), заданной учителем.
Второй уровень - полусамостоятельная активность - совместное выделение и решение проблемы.
Третий уровень связан с самостоятельным решением проблемы, выделенной педагогом - самостоятельная активность.
Четвертый уровень - творческая активность - связан с выполнением самостоятельных работ, которые требуют от учеников открытия нового (своего) способа решения. Ученики сами, без помощи учителя, определяют тему, отбирают информацию, предлагают пути решения, оформляют и представляют результат.
Результатами-продуктами ученических проектов, выполненных под руководством учителя или самостоятельно, в группе или индивидуально, могут быть книги-миниатюры, буклеты, эссе, игровые задания, комиксы, буктрейлеры, альбомы иллюстраций и др. Продукты индивидуальных проектов учащихся представлены в Приложении 6.
Еще один вид творчества, предусмотренной программой курса "Секреты творческой деятельности, или Как создавать идеи", связан с организацией коллективно-творческого дела - внеклассного мероприятия. Учителем задается только тема, а ученику предлагается задание, содержание и характер преподнесения которого он определяет самостоятельно.
Важное условие выполнения этого задания - представлять только оригинальные идеи, не повторять решения других, поэтому при подготовке своего задания ученик старается найти несколько способов выполнения на случай совпадения решений. Конечным результатом является создание сценария творческого мероприятия, к разработке которого причастен каждый ученик.
Достойным итогом внедрения курса внеурочной деятельности "Секреты творческой деятельности, или Как создавать идеи" становится активное творческое применение знаний в практической деятельности, развитие умений работать в команде.
Таким образом, использование креативного подхода при организации внеурочной деятельности по предмету подразумевает взаимосвязь 4 аспектов: креативного процесса, креативного продукта, креативной среды и креативной личности. Включаясь в креативный процесс, учащийся активизируется в креативной среде, приобретая черты креативной личности и реализуя свой творческий потенциал в креативном продукте.
Доказано, что потенциальная способность к творчеству дана человеку с рождения. Но раскроется она или останется нереализованной, во многом зависит от системы обучения.
Творческий ученик - это, безусловно, талантливый ученик. Талантливый ученик - заветная мечта каждого учителя. По словам талантливого пианиста и педагога Г.Нейгауза, "таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, т.е. почву, на которой растут и процветают таланты". Представленный проект - попытка создать "почву" для произрастания способностей ученика к творческому познанию и самопроявлению. А креативная педагогика является инструментом сохранения плодородного слоя для творческого процветания.

Библиографический список

1.       Алейников А.Г. О креативной педагогике // Вестник высшей школы. 1989. №12. С. 29-34.
2.       Чапаев Н.К. Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения // Образование и наука. 2011. № 10. С.3-27.
2021