НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ермолаева Н. И. Сказка как средство развития эмоционального мира у детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, творчества» - так говорил выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский.
Сказки обожают все – и взрослые и дети, ведь сказки не имеют возраста. Именно они вселяют в наши души дыхание волшебства и магии, они распространяют уют, тепло и улучшают настроение. Сказки учат нас жить, воспитывают, они становятся образцом поступков, мыслей и действий. Народные фольклорные сказки всегда имеют счастливый конец – они учат нас быть оптимистами, не останавливаться перед трудностями.
Роль сказки в дошкольном детстве очень велика. Она для ребенка составляет особый мир, который дети воспринимают активно. Дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир и познают его через чувства. Читая сказки, можно наблюдать, как дети радуются или огорчаются за героев, сопереживают им. Дети постарше любят не только слушать сказки, а рассказывать их, сочинять, участвовать в театрализованных сказочных представлениях. Сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального.
В детском дошкольном учреждении сказка приобретает особую актуальность, ведь она на прямую связана с игрой – основной деятельностью в этом возрасте. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными
психологическими проблемами (страхами, застенчивостью, и т.д.),
научиться общаться с другими детьми, выразить свои мысли и чувства.
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка. Значение сказок в воспитании ребенка трудно переоценить. Накапливая в себе мудрость прежних поколений, дети обретают волшебную силу: обучающую, развивающую, исцеляющую. Стоит отметить, что сказки оказываю влияние на формирование связной речи, мышления, памяти ребенка, на его поведение - на протяжении всего детского возраста.
В своей работе я часто использую приемы сказкотерапии. Таким образом ребенку легче понять друг друга, а порой – и наладить пошатнувшиеся взаимоотношения. Одной из любимых детьми форм сказкотерапии является театрализация. Театрализация сказок – это способ эстетического и эмоционального воспитания дошкольников. Театрализованная деятельность способна изменить отношение ребенка к себе, способ общения со сверстниками, помогает раскрыть творческие способности и является для ребенка обучающим, развивающим и психотерапевтическим средством. Работа над ролью позволяет решать множество коррекционных задач: отработать правильное произношение звуков и слов, добиться выразительности и интонационной привлекательности речи. Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражая свое собственное отношение к добру и злу. Театральная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Роль сказки в жизни ребенка огромна, ее чудесное воздействие вносит неоценимый вклад в развитии личности ребенка. И поэтому хочется еще раз сказать: «Читайте детям сказки! И мудрость сказок, ясный свет, найдет на все любой ответ!»
Новогодний сценарий: Сказка «Озорные Стрелки»
Цель: - обогащать детей новыми впечатлениями, закреплять их знания, развивать инициативу, речь, художественный вкус.
Задачи:
·          формировать музыкально-театрализованные представления детей с художественными ассоциациями и жизненными прообразами;
·          расширять словарный запас и художественное слово;
·          привлекать детей к участию в театрализации и активизировать их действия;
·          развивать двигательное воображение и творческую фантазию;
Дети под музыку заходят в музыкальный зал
Музыкальный руководитель: - Ребята, посмотрите, как красиво в нашем зале, какие вы все нарядные, веселые, а все потому, что скоро наступит Новый год! Это самый веселый и сказочный праздник. В Новый Год происходят удивительные чудеса. Давайте споем песенку про Новый Год!
Хоровод «Новый год»
Музыкальный руководитель: - Ребята, посмотрите на нашу Елочку, сколько на ней шариков, игрушек. Только мне кажется, что наша Елочка немножко грустная, видимо она не хочет встречать Новый год без огоньков, давайте мы на ней зажжем огоньки. Скажем дружно - Раз - два - три,
Наша Елочка гори!!!
Елка загорается огоньками
Музыкальный руководитель: - Какая красавица наша елочка, давайте мы ей споем песенку, ведь она тоже вместе с нами встретит Новый Год!
Хоровод «Елочка»
Музыкальный руководитель: - Ну, что ж ребята, Елочку мы нашу огоньками украсили, стихи и песни спели, пора отправляться в Новый Год! Посмотрите, у нас есть волшебные часы, мне их дал Дедушка Мороз.
Он сказал: «Как только часы пробьют 12 раз, вы окажетесь в Новом Году, а там вас ждут необыкновенные чудеса»! Но, еще Дедушка дал строгий наказ: Читает: Время бежит все вперед и вперед,
А на пороге стоит Новый Год!
Вы поспешите скорее друзья!
Волшебное время терять нам нельзя!
Музыкальный руководитель: - Ребята, Дедушка Мороз говорит: - «Поспешите скорее друзья!», это значит, что мы должны поторопиться, но я не знаю дороги к Новому Году, может вы знаете?
Дети: - Нет!!!
Музыкальный руководитель: - Придется нам звать на помощь Снегурочку,
она уж точно знает дорогу к Новому Году! Дети зовут Снегурочку
Заходит Баба Яга
Б.Я. - Здравствуйте Детишки - Кочерышки! Узнали вы меня?
Я, Снегурочка, на свете нет нигде другой такой,
Я люблю вас ребятишки, хочу подарок дорогой.
Музыкальный руководитель: - По моему ты не Снегурочка, Снегурочка такая красивая, вся беленькая, а ты?
Б.Я. - А, что я? Я пока к вам через лес добиралась, вот и испачкалась.
Музыкальный руководитель: - Ребята, а давайте мы проверим, Снегурочка это или нет?
Б.Я. - Ой, да проверяйте, я все испытания пройду!
Музыкальный руководитель: - Ну, тогда спой нам песенку про Елочку, Снегурочка ее очень хорошо знает!
Б.Я. - Я тоже про Елочку песню знаю! (Поет «В лесу родилась Елочка»)
В лесу родилась Елочка, в лесу она росла,
Яичко как - то курочка под Елочкой снесла,
Тянули Бабка с Дедкой яичко в свой мешок,
А вытянули Елочку они за корешок! Вот!!!
Музыкальный руководитель: - Ну все понятно, ты Баба Яга!
Б.Я. - Ну зачем так грубо. Я, Яга Тарасовна! Да, я самая добрая Бабуличка,
Ой, знакомые часики, небось Дедуля подарил?
Конечно, всем все раздарит, а хорошим бабушкам подарка не хватает.
Ну, ладно, я гляжу вы в Новый Год собрались?
Музыкальный руководитель: - Да, собрались, мы с ребятами ждем когда часы пробьют 12 раз.
Б.Я. - Ага, ждите, дождетесь ли?
Музыкальный руководитель: - А почему мы не дождемся?
Б.Я. - Да вы знаете, чтобы в Новый Год попасть, нужно пройти целую
кучу испытаний!
Музыкальный руководитель: - Так мы готовы к любым испытаниям, правда Ребята???
Б.Я. - Ну, раз вы готовы, тогда вот вам первое испытание:
А, сейчас друзья сыграем в интересную игру,
То, чем Елку наряжаем, я вам дети назову,
Вы послушайте внимательно, и ответьте обязательно:
Если я скажу вам «Верно», говорите «Да» в ответ,
Ну, а если вдруг неверно, говорите смело «Нет».
1. Разноцветные хлопушки? - Да!
2. Одеяло и подушки? - Нет!
3. Раскладушки и кроватки? - Нет!
4. Мармеладки, шоколадки? - Да!
5. Шарики стеклянные? - Да!
6. Стулья деревянные? - Нет!
7. Плюшевые мишки? - Да!
8. Буквари и книжки? - Нет!
Музыкальный руководитель: - Молодцы ребятки!
Б.Я. - Еще не молодцы, испытания продолжаются! Следующее задание называется: «Летающая метла». Какая команда быстрее облетит мои пенечки, та и попадет в Новый Год!
Музыкальный руководитель: - Подумаешь, мы и с этим заданием справимся, правда ребята?
Дети: - Да!!!!!!
Игра «Кто быстрее на метле оббежит пенечки»
Б.Я. – Эх, ничья, теперь всех надо отправлять в Новый Год! Ну, ничего, я все равно сделаю какую ни будь пакость, я без этого не могу!
В новый Год вы все равно не попадете!
Музыкальный руководитель:- Это еще почему? Мы все испытания прошли.
Б.Я. - Ну и что, а на праздник вы меня пригласили? Нет!!!
А Дед Мороз мне подарки подарил? Нет! Вот и вы ничего не получите!
А чтобы ваши часы не пробили 12 раз, я забираю вот эти золотые стрелки, хоть какой то подарок будет у меня. Прощайте детишки - кочерыжки!!!
Баба Яга убегает
Музыкальный руководитель: - Вот вредная старуха, украла наши стрелки, что теперь нам делать, как нам их вернуть? Ребята, я вспомнила, мне Дедушка Мороз подарил волшебный колокольчик, сейчас я попробую
вернуть стрелки. «Волшебный колокольчик, звони, звони, звони,
И стрелочки на часики, обратно к нам верни!»
Выбегают Стрелочки
Стрелка 1: - Как хорошо сестрица, что мы убежали от Бабы Яги. Надо быстрее возвращаться на часы, ведь до Нового Года осталось совсем мало времени!
Стрелка 2: - Ну и что, не хочу я больше отсчитывать время. Одно и то же
тик – так, тик – так, и без конца бегаешь по циферблату. Надоело!
Вот возьму и убегу и не на час, и не на два, а на совсем!
Стрелка 1: - Что ты, что ты, разве можно остановить время? Ведь дети не попадут в Новый Год, и к ним не придет Дедушка Мороз.
Стрелка 2: - А мне все равно! Подумаешь, Новый Год! Я убегаю, пока!
Музыкальный руководитель: - Ой, ребята, а на улице снег тает, неужели началась капель?
Выбегают Стрелки
Стрелка 1: - Вот видишь, что ты натворила! Вместо Нового Года, капель началась!
Стрелка 2: - Да, теперь я поняла. Нам надо возвращаться на часы, а то будет поздно, мне кажется, что наступает лето!
Стрелка 1: - Да уж, что - то очень жарко стало. Сестричка, а ты знаешь обратно дорогу?
Стрелка 2: - Нет, по моему мы заблудились! Что же нам делать?
Стрелка 1: - Как нам вернуться обратно?
Стрелка 2: - А давай мы позовем Снегурочку, может она нам поможет?
Стрелочки зовут Снегурочку
Заходит Снегурочка
Снегурочка: - Что случилось, не пойму, куда делась Зима, почему наступает Лето?
Стрелка 1: - Это мы виноваты, прости нас, мы убежали от Бабы Яги,
и заблудились.
Стрелка 2: - Нам надо быстро возвращаться на часы и пробить
12 раз, что бы вернуть Зиму.
Снегурочка: - Да уж, натворили вы дел, ну ничего, сейчас все исправим!
Стрелочки возвращайтесь на часы и будем ждать боя курантов
Бой курантов
Снегурочка: - Ну вот, часы пробили 12 раз. Посмотрите, сразу же полетели снежные хлопья, значит наступила Зима!
Снегурочка: - Ребята, раз уж мы в Новом Году, я думаю, что нам пора звать Дедушку Мороза!
Заходит Дед Мороз
Д.М: - Здравствуйте!
Я вас дети поздравляю, счастья вам, добра желаю,
Чтоб росли вы и умнели, веселились, песни пели,
Чтоб звенел всегда ваш смех, с Новым Годом всех, всех, всех!!!
Д.М. - Становитесь – ка ребята вы скорее в хоровод,
Песней, пляской и весельем дружно встретим Новый Год!
Хоровод «Дед Мороз»
Д.М. - А теперь я хочу посмотреть, какие вы ловкие? Вот я принес с собой снежки. Кто быстрее соберет их в снежные корзиночки?
Игра со Снежка
Снегурочка: - Дедушка Мороз, присядь, отдохни и посмотри как танцуют мои подружки Снежинки, они тебя немножко охладят.
Танец « Снежинок»
Д.М.: - Спасибо Снежинки, охладили Дедушку.
Снегурочка: - Дедушка, как весело здесь с ребятами, но мы совсем с тобой забыли, что нас ждут лесные жители, нам пора прощаться.
Д.М.: - Ты права Снегурочка! Пора нам в путь дорогу отправляться.
Снегурочка: - Дед Мороз, а где подарки?
Д.М.: - Разве я их не дарил? Как же я про них забыл?
Вот мешок под елкой, это ребята все для вас!
Дед Мороз и Снегурочка раздают подарки
Д.М.: - Вот и праздник Новогодний нам заканчивать пора,
Много радости сегодня вам желаю - детвора!
Что бы вы росли большими, чтоб не знали вы забот!
Снегурочка: - А мы с Дедушкой Морозом к вам вернемся через год!
До свидания!!! Дед Мороз и Снегурочка уходят
Музыкальный руководитель: - Ребята, наш праздник закончился, мы все пойдем в группу смотреть, что же нам подарил дедушка Мороз?
Библиографический список
1. Е.В. Белинская «Сказочные тренинги для дошкольников» - СПб; М.: Сфера,2008г.
2. Г.А. Урунтаева «Дошкольная психология» - М.: Издательский центр «Академия», 1999г.
3. Л.Е. Тумина «Сочини сказку» - М.: УЦ «Перспектива», 2004г.
Сведения об авторах
Ермолаева Наталья Ивановна – музыкальный руководитель Государственного Бюджетного образовательного учреждения детский сад № 65 комбинированного вида Красносельского района Санкт – Петербурга.
2021