То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю. Китайская мудрость Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал Лев Семёнович Выготский. Дошкольное образование теперь является составной частью системы непрерывного образования. Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной деятельности в детском саду, подразумевают, овладение необходимыми образовательными технологиями. Одной из них является технология проблемного обучения. Проблемное обучение, что же это? – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением. В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Джона Дьюи (1859—1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Проблемная ситуация,которую педагог создает каждый день сам того не замечая – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Проблемная ситуация специально создается воспитателем путем применения особых методических приемов: т.е. перед ребенком ставиться проблемная задача. Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Таким образом, схема проблемного обучения состоит из четырёх принципов: 1 - педагог подводит дошкольников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; 2- предлагает детям рассмотреть явление с различных позиций; 3- побуждает воспитанников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; 4- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения). Например, игра «летает - не летает». Ребёнок задумывается над вопросом: «Почему шарик летает?» В понимании ребёнка лететь это крылья, а шарик летит сам, беспричинно. Возникает противоречие, начинается процесс мышления – он появляется с желанием найти ответ, перетекающего в процесс поиска и открытия нового решения проблемы. Таким образом, компонентом проблемной ситуации для ребенка является: 1. неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности; 2. познавательная деятельность; 3. творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний. НО ЗДЕСЬ НАДО ОТМЕТИТЬ, нельзя торопиться с готовым ответом, нужно давать возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно или с помощью воспитателя – ребёнок воспринимает себя как первооткрывателя. Что включает в себя проблемное обучение. а) Моделирование и решение задач; б) Экспериментирование; в) Проектирование; г) Решение кроссвордов, шарад, головоломок. Подводя итог, можно сделать выводы: · Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить. · Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать. · Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно. Вывод. Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего, он додумается сам. Дайте возможность каждому ребенку сделать свое маленькое открытие.
Библиографический список
1. Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления дошкольном возрасте// Вопросы психологии, 1987, №4, с.135-139. 2. Ильницкая И.Л., Остапенко JI.B. Развитие творческого потенциала личности дошкольника в процессе проблемного обучения. Омск: ООИПКРО. 2001. 3. Ильницкая И.Л, Остапенко JI.B. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения // Дошкольное воспитание. 2006. № 12. С. 82-85; 2007. № 1. С. 19-23; 2007. № 3. С. 15-21. 4. Ильницкая И.Л., Остапенко JI.B. Творческая деятельность и психическое развитие ребенка // Там же. 2009. № 5. С. 49-53. 5. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М., 1991. 6. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 1998.№ 10. 7. МатюшкинА.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.