НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Кислицына Г.А. Использование контекстных задач на уроках биологии как один из способов формирования естественнонаучной грамотности обучающихся (из опыта работы)

Библиографическое описание:

Кислицына Г.А. Использование контекстных задач на уроках биологии как один из способов формирования естественнонаучной грамотности обучающихся (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.

Формирование естественнонаучной грамотности как одного из видов функциональной грамотности является одним из требований ФГОС ООО (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287)

Согласно определению, используемому в PISA «Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями».

Для формирования естественнонаучной грамотности можно использовать различные технологии, методы, приемы, способы.

Одним из таких способов являются контекстные задачи, которые можно применять и для формирования и для оценки естественнонаучной грамотности.

Что такое контекстная задача? По мнению В.В. Серикова, контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание её личностной значимости.

Иными словами, контекстная задача – это задача, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, связанная с имеющимися у обучающихся знаниями и опытом. При решении таких задач отпадает необходимость давать ответ на вечный вопрос ученика «Зачем мне знать предмет? Как и где мне это пригодится в жизни?».

Применение контекстных задач способствует достижению обучающимися планируемых результатов и формированию УУД: познавательных УУД (освоение понятий, признаков объектов, умение анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи), регулятивных УУД (самоорганизация, осуществление самоконтроля, овладение способами решения поставленных задач), коммуникативных УУД (представление точек зрения, работа в группах, планирование совместной работы).

Источником контекстных задач могут быть: электронные банки заданий по функциональной грамотности, размещенные на официальных сайтах: Институт стратегии развития образования, ФИПИ, Российская электронная школа; также можно воспользоваться банком заданий по ВПР, контрольно-измерительными материалами ЕГЭ и ОГЭ.

При включении контекстных задач в урок необходимо использовать возможности УМК (аппарат учебника, печатную рабочую тетрадь, дидактические материалы).

Наряду с использованием вышеуказанных источников контекстных задач в практике педагогической деятельности особое место занимает самостоятельная разработка контекстных заданий. По моему мнению, самостоятельное составление контекстных задач позволяет преобразовать и адаптировать учебный материал к учебным возможностям учащихся, классов в контексте мотивации и личностной позиции учащихся.

Составляя контекстные задачи, важно использовать как свои личные наблюдения, так и наблюдения, ситуации обучающихся, а также видеосюжеты, статьи в СМИ, разнообразную краеведческую и научно-популярную литературу, различные справочники, содержащие информацию о процессах и явлениях, связанных с живой природой и происходящих на одном из трех уровней:

• личностном (связанном с самим учащимся, его семьей, друзьями),

• местном/национальном (проблемы данной местности, региона или страны)

• глобальном (явления, происходящие в различных уголках мира).

При составлении контекстного задания необходимо учитывать соответствие текста и заданий к нему – теме урока, его целям и задачам и тем образовательным результатам, которые планируете достичь на данном уроке.

Самым простым вариантом контекстных задач являются тесты, задания на выбор верных и неверных утверждений, составленные на основе предложенного учащимся текста. При этом ответы не всегда имеют открытый характер. Подобные задания можно использовать на разных этапах урока, в том числе для определения его цели, при изучении нового материала.

Рассмотрим несколько примеров, разработанных контекстных заданий.

Пример 1. «Колибри в Сибири?! Невероятно»
(для составления данного задания использовался видеосюжет из личного архива)

Возможность использования: темы «Отряды чешуекрылых», «Систематические группы птиц», «Формы эволюции».

Текст: «Жительница села Таштып, каждый год с нетерпением ждет наступления августа. Только в этом месяце на день или два в ее огород прилетают странные птички. Очень маленькие, размером со шмеля. Они быстро-быстро машут крыльями, зависают в воздухе над цветами и длинным клювом пьют из них нектар. Совсем как колибри.

«Мне сначала даже в голову не приходило поймать залетных гостей, -рассказывает она. – Мы с детьми боялись навредить им, спугнуть, а потом не удержались – решили рассмотреть их поближе. Изловчились и поймали одну птичку банкой».

По ее словам, их «колибри» чем-то напоминают воробышков.

Только они совсем маленькие – размером с крупного шмеля, серого цвета.

У них небольшой, длинненький, прямой и светлый клювик, маленькие крылышки, которые часто-часто

двигаются, черненькие глазки, пушистый хвостик кругленькое пузико, миниатюрные перышки.

«Мы к ним привыкли и ждем каждый год, — говорит она. — Знаем, что в один из августовских дней они прилетят. И мы снова с удовольствием на них полюбуемся! Мне бы очень хотелось узнать, что это за птички. Откуда они прилетели? Где их гнездышки? Где они, такие малышки, прячутся от дождя? Как зимуют?»

Вопросы и задания:

1. Как вы считаете, является ли верным утверждение жительницы о том, что ее «залетные гости» - птички колибри? Обоснуйте свой ответ.

2. Рассмотрите внимательно рисунок 1 и объясните причину заблуждений жительницы. Кого она все-таки увидела? Какие убедительные доказательства можно привести в подтверждение того, что увиденное животное не птица? К какой систематической группе оно относится?

3. Используя дополнительные источники информации, ответьте на вопросы жительницы, указанные в тексте.

Пример 2. «Коварный убийца»

(для составления задания использовалась статья ИА «Хакасия» от 20 января 2022 «В Хакасии призывают обратить внимание на безопасность печей»)

Возможность использования: Курс: Человек. Раздел «Дыхательная система», «Внутренняя среда организма», «Нервная система»

Текст: «Специалисты Управления по ГО, ЧС и пожарной безопасности Хакасии призывают граждан строго следить за печами и газовыми приборами в отопительный сезон.

Наиболее частыми причинами распространения угарного газа являются преждевременное закрытие заслонки дымохода, нарушение правил эксплуатации газового оборудования, пожары, отсутствие вентиляции. Угарный газ называют «тихим убийцей» − он не имеет запаха, цвета и его почти невозможно почувствовать. Однако, надышавшись им, человек теряет сознание и погибает от удушья «во сне».

Первые симптомы отравления угарным газом − слезливость, головокружение, головная боль, тошнота, сухой кашель, слабость, снижение координации движений и заторможенность. Быстрее всего газ воздействует на маленьких детей и пожилых людей.

В зимний период резко возрастает количество происшествий из-за неосторожного обращения с печами……

В помещении с печным и газовым оборудованием должна быть обеспечена хорошая вентиляция. Автолюбителям следует помнить, что нельзя оставлять машину в гараже с работающим двигателем………»

Вопросы и задания:

1. Перечислите причины, которые могут привести к отравлению угарным газом. Ответьте на вопрос: только ли печное отопление при неправильной эксплуатации печи может стать причиной отравления угарным газом?

2. Почему первыми симптомами отравления угарным газом являются: слезливость, головокружение, головная боль, тошнота, сухой кашель, слабость, снижение координации движений и заторможенность? Изучите симптомы отравления угарным газом на рисунке. Почему при длительном воздействии угарного газа состояние человека ухудшается?

Рисунок. Три степени тяжести отравления угарным газом

3. В крови человека, отравившегося угарным газом (СО), образуется соединение гемоглобина с угарным газом. Оно более устойчиво, чем соединение гемоглобина с кислородом. Ответьте на вопрос: как это отражается на тканевом дыхании человека? Почему при угаре человек погибает от удушья, несмотря на то, что кислород в легкие поступает в достаточном количестве, а примесь оксида углерода в крови составляет всего 0,1%. Почему возникает удушье? Почему быстрее всего угарный газ воздействует на маленьких детей и пожилых людей?

4. Какие меры оказания первой помощи необходимо оказать пострадавшему от воздействия угарного газа. Предложите меры профилактики отравления угарным газом.

Пример 4. «Открой форточку»

Возможность использования: Курс: Человек. Раздел «Дыхательная система»

Решите задачу.

Сколько воздуха (м3) расходует ваш класс в течение урока, если один ученик в среднем делает 16 вдохов в минуту по 500 см3?

Используя полученный результат и предложенную ниже таблицу. Объясните, почему необходимо регулярно проветривать кабинет?

Табл. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

2. Согласны ли вы со словами автора книги «Занимательная физиология» Б.Ф. Сергеевым: «Углекислый газ, вредный ненужный продукт обмена, шлак, от которого организм спешит избавиться»?

3. Для чего нужна вентиляция в жилых домах?

Пример 4. «Осторожно COVID-19»

(для составления задания использовалась статья «Ковид в Хакасии берет реванш»)

Возможность использования: Курс: Человек. Раздел «Дыхательная система»,

Факт 1. «Всего с начала года в Хакасии выявлено 47 436 случаев COVID-19. Коэффициент распространения инфекции за 4 дня – 0,5, за 7 дней – 0,4. Амбулаторно лечатся 318 (-38) пациентов, проходят лечение в стационаре 61 (-5) человек: 2 человека на аппаратах ИВЛ»

Факт 2. В медицинской реанимационной практике для улучшения кислородного обеспечения тканей организма человека используют для дыхания газовую смесь, состоящую из 96% кислорода и 4% углекислого газа.

Факт 3. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

Вопросы и задания. Используя вышеуказанные факты, ответьте на вопросы

1. Почему при тяжелых случаях COVID-19 человека подключают к аппарату ИВЛ?

2. С какой целью используют смесь с высоким содержанием кислорода? А хорошо ли будет чувствовать себя человек, если он длительное время будет дышать чистым кислородом?

3. С позиции регуляции дыхания обоснуйте целесообразность добавления в смесь углекислого газа.

Создание контекстных задач требует тщательной подготовки учителя и использования дополнительной информации. Л.Н. Толстого: «Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик».

При составлении контекстных заданий можно использовать следующий алгоритм [3]:

1. Определив тему предстоящего урока, подумайте, что в этой теме ученикам уже может быть известно.

2. Определите, что в содержании темы будет для учеников новым.

3. Подумайте, в чем может заключаться личностная значимость тех новых знаний, которые приобретут ученики на предстоящем уроке, то есть сформулируйте для себя ответы на вопросы: почему я считаю нужным, важным для учащихся приобретение ими этих знаний? Какой интерес они могут представлять для них?

4. Сформулируйте ответы на все предыдущие вопросы обобщенно – в виде личностно значимой проблемы. Ее формулировка также будет иметь характер вопроса, но теперь уже заданного как бы от лица учеников.

5. Вспомните или придумайте какую-либо жизненную ситуацию, анализируя которую или действуя в которой, ученики сами смогут осознать и сформулировать ту личностно значимую проблему, которую вы наметили как отправную точку для вхождения в новую тему.

6. Составьте текст – описание данной ситуации, то есть опишите условие контекстной задачи.

7. Сформулируйте задание, требующее анализа ситуации или осуществления соответствующих ситуации действий.

8. Оцените качество и предполагаемую эффективность полученной контекстной задачи с двух позиций: – во-первых, способствует ли она встрече с проблемой, соответствующей программной теме урока; – во-вторых, содержит ли данная задача ориентиры для получения учениками ответа на вопрос о личностной значимости новых знаний и умений.

Литература

1. Муртазин Т.М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.

2. Пентин А.Ю. Разработка компетентностно-ориентированных заданий по оцениванию читательской грамотности на основе естественнонаучных текстов. – Методист, 2011, № 4.

3. Петунин О.В. Контекстные задачи, 20.04.2020.pdf (презентация)

4.Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
2023