Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Левина Л.Н. Формирование гражданственности, духовности и толерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf

Педагогический коллектив МБОУ «Зубово-Полянская гимназия» стремится к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, воспитание духовности и толерантности, ведь любой человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества. Школа сегодня обязана не только учить, но и воспитывать, имеет возможность донести до наших детей самые важные общечеловеческие ценности.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Обращаясь к Государственному Собранию, Глава Республики отметил, что «сегодня крайне важно формирование у молодежи гражданской позиции, здорового прагматизма и толерантности, взаимоуважения, готовности и умения конструктивно мыслить и действовать... Нужна такая работа с молодежью, которая формирует конкурентоспособных, предприимчивых, деловых людей с активной гражданской позицией».
Проблема гражданского воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.
Гражданское воспитание – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.
Гражданское воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.
Основной целью гражданского воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в труде на благо общества.
Опыт работы МБОУ «Зубово-Полянская гимназия» по гражданской направленности показал, что такие понятия, как общественное благо, права человека, социальная справедливость, осознанная законопослушность, нравственность и правдивость в реальной деятельности - то есть совокупность ценностей, составляющих феномен гражданственности, лучше усваивается детьми и подростками через участие в общественно-полезной деятельности, через привлечение ребят к активному взаимодействию со всеми институтами общества, с обретением собственного опыта активной деятельности в обществе.
На Педагогическом совете гимназии была принята Концепция духовно-нравственного развития учащихся, основой которой является гражданско-патриотическое воспитание. Программа гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин России!» ориентирована на пробуждение и развитие у детей и подростков духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России и Мордовии. А воспитание Гражданина Отечества является общей целью образовательной системы России, которая нашла отражение в Законе РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
Учителями гимназии проводится систематическая комплексная работа по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников. В рамках гражданского воспитания учащихся проводятся следующие мероприятия:
- сбор материалов об участниках войн, о героях труда, об истории района и поселка;
- создание и пополнение школьного краеведческого музея;
- участие в благоустройстве посёлка, в оформлении гимназии;
- создание выставок, рисунков, поделок;
- проведение экскурсий и подготовка экскурсоводов из числа гимназистов;
- устройство вечеров поэзии, живописи, музыки;
- еженедельные рейды по благоустройству Памятника Победы;
- ежегодное участие 9 мая военно-патриотической группы учащихся гимназии в вахте Памяти у мемориала Победы;
- помощь в охране природы, в озеленении посёлка.
Одним из эффективных способов укрепления традиций преемственности поколений является шефство гимназистов над ветеранами войны и труда. Учащиеся Зубово-Полянской гимназии оказывают шефскую помощь 19 ветеранам и пожилым людям нашего микрорайона, из них 7 вдовам участников ВОВ, 25 ветеранам педагогического труда.
В Зубово-Полянской гимназии создаются максимальные условия для тесного взаимодействия с родителями учащихся. Одним из эффективных способов их активного вовлечения в школьную жизнь являются совместные мероприятия различного направления. Творческие встречи в стенах гимназии помогают родителям узнать о разносторонних интересах детей, знакомят с насыщенной программой досуга учащихся, способствуют связи поколений. С этой целью проводятся такие мероприятия, как «О той, которая дарует нам жизнь и тепло…», «Гимназия – мой второй дом», «7+я – спортивная семья», «Посвящение в гимназисты» и др. Должным вниманием окружены и представители более старшего поколения: как уважаемые ветераны сферы образования, так и любимые бабушки и дедушки учащихся. В их честь гимназисты ежегодно готовят праздничную программу «Возраст осени прекрасный».
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения. Приоритетным направлением и составными частями образовательного процесса гимназии является гражданско-правовое и патриотическое воспитание школьников. Премьер-министр РФ Д.А. Медведев неоднократно отмечал в своих выступлениях, что «больше внимания нужно уделять патриотическому воспитанию молодёжи. Необходимо серьёзно обновить эту работу, но некоторые традиционные методы, например, военно-патриотические игры, востребованы и сегодня. Они выработают и командный дух, и сильный характер и формируют навыки поведения в самых сложных условиях. Особо отмечу значение деятельности отрядов, устанавливающих имена погибших солдат... В таких экспедициях молодёжь действительно получает навыки истинного патриотизма – не показного, а истинного». Учащиеся гимназии сотрудничают с членами поисковой группы «Броня», активными участниками которой является Ведяшкин А. и Ведяшкина И., жители посёлка Зубова Поляна. Так, поисковая группа гимназии «Девчата», принимавшая участие в Республиканском палаточном лагере «Инерка - 2011», была отмечена дипломом Межрегионального форума молодых инициатив.
С целью создания условий для воспитания чувств гражданственности и патриотизма на уровне гражданина своей школы, гражданина своего посёлка наша Зубово-Полянская гимназия выбрало такой метод, как военно-патриотическое движение. Руководит этим видом деятельности в течение 30 лет преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности Филичкин В.С., Заслуженный учитель Республики Мордовия.
В гимназии стали традицией встречи с курсантами военных училищ (выпускниками школы-гимназии), круглые столы, диспуты с участием работников райвоенкомата, ветеранов войны, офицеров запаса, сотрудниками отряда особого назначения «Гепард» УФСИН России по РМ на следующие темы: «Служу России», «Я выбираю профессию военного», «С чего начинается Родина…», «Наше будущее – офицерский корпус» и др. Среди выпускников гимназии около ста офицеров, которые охраняют мир и покой граждан России.
Одной из форм гражданско-патриотического воспитания учащихся являются встречи с известными людьми района под общей рубрикой «Персона». Многогранный, разносторонний разговор с гимназистами вели Кидяев В.Б., депутат Государственной Думы РФ, Брагин Н.Е., советник Главы Зубово-Полянского района, Стёпушкин И.А., начальник Управления по социальной работе администрации Зубово-Полянского района, Качалова А.И., в течение 22 лет возглавлявшая Зубово-Полянский педагогический колледж, Д.Н.Беляев, старший офицер по социальной работе и профилактике правонарушений отдельного полка связи ВДВ Генштаба РФ и многие другие.
Сам Виктор Семёнович работает над проблемой «Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время». Учитель выполняет большую общественную работу, он является членом районной комиссии по профотбору учащихся в Вооруженные Силы. Ежегодно команда учащихся под руководством Виктора Семёновича является победителем в районной спартакиаде допризывной молодёжи «Защитник Отечества». Филичкин В.С. – победитель номинации «Лучшая организация подготовки юношей к военной службе» среди образовательных учреждений Республики Мордовия.
Филичкин В.С. – инициатор, идейный вдохновитель и организатор ряда Республиканских соревнований, таких как «Республиканские соревнования по военно-прикладным видам спорта, посвященные годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Республиканское военно-патриотическое соревнование, посвящённое памяти сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебного долга», «Республиканские соревнования, посвящённые Героям России Янкловичу А.Ю, Дежурову В.Н., уроженцам Зубово-Полянского района, и в связи с 85-летием со дня создания ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ» и многих других. За значительный вклад в реализацию основных целей ДОСААФ России, военно-патриотическое воспитание допризывной молодёжи, проведение общественно-значимых мероприятий военно-патриотического характера Виктор Семёнович награждён Медалью «85 лет ОСОАВИАХИМ, ДОСААФ СССР, РОСТО, ДОСААФ России» и Благодарностью Председателя ДОСААФ России, генерала-полконника А.Колмыкова.
Среди человеческих чувств выделяется необыкновенно прекрасное по своему благородству и бескорыстию чувство любви к Родине. Яркое и чистое, как родник, оно хранится где-то глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя, начиная от нежной любви к родному краю и доходя до высокого гражданского звучания. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В школьные годы закладываются основы добрых чувств – любви к людям, к труду, к родной природе, к своей Родине. Чтобы иметь гражданскую позицию, нужно, чтобы даже ребенок осознавал себя личностью, осознавал свою значимость и важность в человеческом обществе. Особая роль в формировании гражданина, воспитании чувства патриотизма принадлежит школьному музею, где на конкретном материале ребята узнают о родной гимназии, о наших земляках, их военных и трудовых подвигах во имя Родины.
Более двадцати лет в гимназии действует краеведческий музей «Валдоня», в котором собрано более ста подлинных экспонатов. В экспозиции широко представлены мордовская национальная одежда, украшения, посуда из дерева, бересты, глины, предметы быта, созданные руками наших предков. Большую помощь в развитии музея вносили старожилы посёлка и района, специалисты-краеведы – Прохоров А.А., Народный учитель МАССР, Бокарёв Г.И., фотокорреспондент. Большую работу по обновлению и пополнению экспозиции новыми реликвиями проводит сотрудница музея С.П.Шаева.
Важное значение в школьном краеведении играет сочетание научно-исследовательской и учебно-воспитательной работы. Наиболее ценную краеведческую информацию ребята получают во время фольклорно-этнографических экспедиций. Учащимися гимназии проведены следующие исследовательские работы: «История национального костюма», «Куда ушло письмо», «Диалектика села Покассы – ярко выраженное языковое явление» и др. За поисково-историческое исследование «История школы» коллектив учащихся гимназии под руководством заведующей музея Белкиной А.Д, учителя мордовского языка, занял II место в республиканском конкурсе поисково-исследовательских работ «История образования в Мордовии» в номинации «Краеведческая выставка».
Педагогический коллектив и родительская общественность главной своей задачей считают формирование патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу, любовь к своей Родине, соотечественникам, стремление к миру, уважение к государственной власти, готовность служить своей Отчизне. Воспитание чувства собственного достоинства и дисциплинированности, гармонического проявления патриотических чувств и культуры межнационального общения (уважения и солидарности с другими народами и странами).
Правовую культуру школьников составляют такие качества и знания, как сознательная дисциплина, законопослушность, нетерпимость к правонарушениям, знание основных законов общества и государства, представление о праве, о гражданских правах человека и ребенка, в частности. Особенно важной можно считать задачу формирования законопослушности - уважения к закону и стремления его выполнять. Правовое воспитание крайне актуально в условиях роста детской и молодежной преступности. С этой целью Филичкин В.С. в гимназии проводит диспуты на такие темы, как «Предупреждение духовно-нравственной деградации молодёжи», «Проблемы наркомании и алкоголизма», «Путь в бездну», «Противостояние преступности» и др., с участием прокурора Зубово-Полянского района, начальника наркослужбы, врачами Зубово-Полянской ЦРБ. Ведь правовая культура является частью нравственной культуры человека и гражданина в условиях современного общества.
Это относится и к культуре межнациональных отношений, основное содержание которой состоит в следующем: любовь к культуре своего народа и уважение, терпимость к другим народам. К задачам формирования культуры межнациональных отношений следует отнести знание истории, культуры, искусства своей родины, страны; любовь к своему народу и активное участие в сохранении и развитии национальной культуры; знание культур других народов своей страны и других государств, уважительное к ним отношение, умение строить отношения с представителями других культур и народов на принципах толерантности.
С 2008 года одним из направлений исследовательской работы коллектива гимназии становится тема «История, культура и традиции земли Зубово-Полянской». Педагоги объединились в творческие и поиско-исследовательские группы по следующим направлениям: «Дорога к храму», «История национального костюма», «Музыкальное искусство народов Земли Зубово-Полянской», «Социально-экономическое и географическое положение Зубово-Полянского района», «Историко-культурное наследие Зубово-Полянского района», «Великие земляки Зубово-Полянского района». Итогом работы стали ежегодные конференции педагогов и учащихся, членов научного общества «Интеллект», такие, как «Навеки мы вместе с Россией», «Таланты земли Зубово-Полянской». С 2013 г. действует масштабный проект – Республиканская научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся «Моя малая Родина: природа, культура, этнос», число участников которой растёт год от года. Так, в марте 2017 г. в конференции приняло участие 21 образовательное учреждение Республики Мордовия.
В.В.Путин в авторской статье пишет, что «для России – с её многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос носит фундаментальный характер… Одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие». В решении данного вопроса, считает Президент, «огромная роль … принадлежит образованию. Выбор образовательной программы, многообразие образования – наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история – естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур».
Наша гимназия располагают достаточным арсеналом средств для гражданского воспитания учащихся. К ним относятся, прежде всего, ряд традиционных школьных предметов (история, литература, география, обществознание). Для достижения поставленных целей создаются специальные курсы. Так, в гимназии с 2008 года изучается курс "Право", который охватывает такие области, как ответственность за правонарушения, жизнь современной семьи, гражданские права и пр. Имеются и другие специальные курсы, предназначенные для формирования нравственной, гражданской культуры школьников: элективные курсы по праву и обществознанию. Темы курсов: «Ориентир в лабиринте закона», «Политический круиз», «Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века», «Детский правозащитный университет» и др.
Новый Федеральный Государственный стандарт общего образования (ФГОС) рассматривает этнокультурное образование как важнейший элемент системы поликультурного образования, которое, кроме этнокультурных, включает в себя национально-региональные, общероссийские и общечеловеческие аспекты.
Основой этнокультурного образования является освоение родной и неродной этнокультуры, представление об их месте в отечественной и мировой культуре, овладение этнокультурными ценностями, формирование адекватной модели поведения в полиэтнической среде.
В соответствии с новыми стандартами этнокультурное образование реализуется, во-первых, через введение в учебный план специальных дисциплин этнокультурной направленности (таких, как родной язык и литература, основы религиозных культур и светской этики), во-вторых, через интеграцию этнокультурного компонента в содержание традиционных предметов (например, таких, как история, география, литература), в-третьих, – во внеучебной деятельности (через работу кружков, воскресных школ, фольклорных коллективов, музейную педагогику и т.д.). В Зубово-Полянской гимназии мордовский язык как предмет изучается во 2-4 с 1989 года (учитель Белкина А.Д.), а курс «Основы православной культуры» - с 2003 года (учителя Моисеева Л.И., Привалова Т.Н.). С 2008 года учителя начальных классов и преподаватели гуманитарных дисциплин в Образовательные программы по предметам включают и национально-региональный компонент. Приведу пример из программы учителя русского языка и литературы Баграмян И.Н. Так, в 10 классе при изучении творчества А.С.Пушкина включены следующие темы: «Пушкиниана Мордовии», «А.И.Полежаев – младший современник А.С.Пушкина»; заключительным уроком по творчеству М.Ю.Лермонтова стала тема «Образ М.Ю.Лермонтова в творчестве мордовских поэтов»; в 8 классе после изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» идёт урок внеклассного чтения «Тема пугачёвского восстания в мордовской литературе» и др.
Задачи гражданско-патриотического воспитания решаются во внеурочной деятельности учеников: участие школьников в самоуправлении, в разнообразных делах гимназии, класса, занятиях в клубах, кружках, молодежных общественных организациях, экскурсионной деятельности. В гимназии действуют три детские организации: для учащихся 1-4 классов – клуб «Светлячок», для 5-8 – клуб «Подросток» и «Совет старшеклассников» для учащихся 9-11 классов. У нашей гимназии есть своя символика: герб, гимн, клятва и девиз «Sine studies vita nulla est» (в переводе с латинского «Без ученья жизнь ничто»). Учащиеся 1-7 классов с удовольствием занимаются в национальном клубе «Лихтибряне».
Коллектив Зубово-Полянской гимназии много внимания уделяет и вопросам духовно-нравственного воспитания, которое неразрывно связано с гражданско-патриотическим направлением. Так, например, в ОУ действует юношеская киностудия «Исток» в МБОУ «Зубово-Полянская гимназия», которая была организована более четырёх лет назад. Основателем и руководителем студии является Привалова Т.Н., учитель русского языка и литературы, преподаватель основ православной культуры. В полный голос киностудия заявила о себе, став победителем Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2014-2015». С тех пор на счету «Истока» много побед в значимых православных конкурсах. Так, несколько лет подряд киностудия «Исток» - Лауреат Епархиального этапа Республиканского историко-культурного конкурса «Мой храм», посвящённого священнику-просветителю А.П.Архангельскому. Лауреатом конкурса также является фильм киностудии «Тихая моя Родина»; в 2017 году старшей группе киностудии «Исток» был присуждён Диплом I степени на VII Саровских детских и юношеских чтениях, проходивших в г.Саров Нижегородской области и многих других.
В течение такого короткого времени своего существования юношеской киностудией было создано более 20 фильмов, с которыми можно ознакомиться не только в сети Интернет, на сайте www.tat-privalova.ucoz.ru, но и на телеканале «Спас».
Сама Привалова Т.Н. в 2015 г. стала победителем Республиканского этапа и этапа Поволжского Федерального округа Всероссийского педагогического конкурса «Серафимовский учитель - 2015» в номинации «Реализация детских и молодёжных медийных, информационных проектов и программ в области духовно-нравственного просвещения».
Воспитательная работа образовательного учреждения, ориентированная на гражданское воспитание подростков и молодежи, дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности, формирование правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, профессионализма и гражданской активности.
Таким образом, гражданственность, нравственность, толерантность – важные компоненты жизненной позиции личности. И воспитывать их нужно не только на уроках и внеклассных мероприятиях, но и личным примером: «Вся жизнь и деятельность учителя в современных условиях – это пример высокого гражданского служения, проявления истинной любви к своему Отечеству».

Библиографический список:
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации)
2. Авторская статья Президента РФ В.В. Путина «Национальный вопрос»
3. Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия

4. Закон РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

5. Кочеткова С.В. Программа создания системы военно-патриотического воспитания//Детство.-2008.-№3-4

5. Кочеткова С.В. Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности. //Детство.-2008.-№1-2

6. РФ. Министерство образования «О плане мероприятий Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи: Письмо от 21 авг. 2002 г. № 15-52-691/15-01-21 //ОБЖ. – 2003. - № 1

4. Быть достойным. Программа гражданского и патриотического воспитания //Воспитание школьников. – 2003. - № 2. – С. 37-45

7. Мазыкина Н., Монахов А. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотическому воспитанию детей и подростков // Воспитание школьников. – 2003. - № 6. – С. 13-17

8. Политова Ю.М. Этническая толерантность как мировоззренческий нравственный принцип. //Реальность этноса. СПб., 2002.
Автор статьи:
ФИО Левина Людмила Николаевна
Место работы МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»
Должность Заместитель директора по НМР
Контактный телефон: 8 960 339 31 77
E-mail: korolevalyda1975@mail.ru
2017