Согласно ФГОС в основе современного образования и воспитания лежит деятельностный подход. На мой взгляд, Школьный план действий можно рассматривать как воспитательную технологию в рамках не только гуманистической педагогики, но и деятельностного подхода, потому что:
• личностный рост ученика происходит благодаря его вовлечению в различные виды деятельности – общение, учебную деятельность, общественно-полезную – с помощью стратегий поддержки;
• общение с педагогом является ведущим типом деятельности, потому что «выступает как основное условие, благодаря которому можно целенаправленно влиять на личность ребёнка, на формирование у него в процессе этой деятельности требуемой иерархии потребностей и мотивов»
Цель Школьного плана действий – построить партнёрские отношения со всеми учащимися. Партнёрские отношения создают условия для формирования личной ответственности за свои поступки. Согласно ФГОС одним из личностных результатов образования как раз и является «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки …»
Школьный план действий содержит разнообразные приёмы партнёрского взаимодействия в ситуациях нарушения дисциплины, направленные на коррекцию «проблемного» поведения. В данной статье рассматриваются приёмы формирования универсальных учебных действий в ГПД начальной школы; акцентируется внимание на изменении позиции воспитателя: от позиции «на пьедестале» – к партнёрской позиции; раскрывается роль эмоций в формировании мотивационных отношений.
Как формировать универсальные учебные действия в группе продлённого дня?
Согласно ФГОС НОО цель и основной результат современного российского образования - «…развитие личности обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира».Освоенные универсальные учебные действия составляют основу умения учиться.
Выделяют три вида универсальных учебных действий.
Первый вид – регулятивные универсальные учебные действия. Их целью является организация учебной деятельности.
К регулятивным учебным действиям относятся:
• Умение поставить и сохранить учебную цель.
• Умение планировать свою деятельность.
• Умение применять правила.
• Умение увидеть ошибку и исправить её.
• Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
• Умение адекватно воспринимать оценки.
Регулятивные учебные действия формируются на самоподготовке. Один из приёмов формирования регулятивных УУД – использование памяток по выполнению домашнего задания.
Второй вид УУД – познавательные универсальные учебные действия.
К познавательным универсальным учебным действиям относятся:
1.Общеучебные универсальные действия:
• Навыки проведения наблюдений
• Вычислительные навыки
• Постановка и формулирование проблемы
• Самостоятельное создание алгоритмов деятельности
Общеучебные универсальные действия, связанные с постановкой и решением проблемы, формируются в проектной деятельности. Два года назад я разработала проектную задачу для учащихся 4-го класса – составить кроссворд по планетам солнечной системы.
2. Универсальные логические действия.
На мой взгляд, в ГПД логические УД формируются во внеучебной деятельности при проведении развивающих игр и упражнений. Приведу примеры игр
(упражнений), формирующих логическим универсальным действиям
• Анализ объектов с целью выделения существенных признаков
Например:
1) выбери в скобках два слова, без которого не может быть слова перед скобками.
Сад ( растения, садовник, собака, забор, земля).
2) продолжи числовой ряд. 23 26 29 32 35 38 …
• Синтез как составление целого из частей.
Например, в игре «Буквы рассыпались» нужно из букв составить слово.
КЛЕРОЗА ЗЕРКАЛО
• Сравнение объектов.
Например, напиши черты сходства и различия предметов:
«книга - тетрадь»; «лес-луг» или «лошадь – корова».
• Классификация.
Например, игра «Какое слово лишнее?»
(Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень)
• Установление аналогий и причинно-следственных связей.
Лес – деревья = библиотека –
1. город 2. здание 3. библиотекарь 4. театр 5. книги
Третий вид УУД – коммуникативные универсальные учебные действия.
К коммуникативным УУД относятся:
• умение задать вопрос;
• умение взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признать право каждого иметь своё мнение;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность разрешать конфликты посредством учёта интереса сторон и сотрудничества.
В ГПД коммуникативные УУД формируются на внеурочных мероприятиях с использованием технологии «обучение в сотрудничестве». Ребята работают в малых группах. Так, на клубном часе «Путешествие в Норвегию» ребята, работая в командах, делали коллаж по темам: «Норвегия – страна троллей» и «Водопады Норвегии».
Универсальные учебные действия не привязаны к конкретной учебной теме.
«Осознанное владение УУД обеспечивает жизненную успешность человека. Так, умение сравнивать лежит в основе чрезвычайно важной для современного человека способности – выбирать. Чем лучше человек умеет сравнивать различные жизненные альтернативы, тем объективнее и продуманнее его выбор».
Изменение позиции воспитателя в свете требований ФГОС.
Стандарт устанавливает требования к личностным результатам образования, среди которых есть такие результаты как:
• формирование личностного смысла учения
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Воспитание самостоятельности и личной ответственности вносит коррективы в деятельность воспитателя ГПД. Основная функция воспитателя – организаторская. Основная задача – партнёрские отношения с детьми. Чтобы достичь партнёрских отношений, педагогу нужно обращать внимание на чувства учеников и уметь проявлять свои чувства.
Роль эмоций в воспитании.
Под воспитанием понимается:
• передача ребёнку культурных ценностей;
• целенаправленное изменение психики ребёнка:
• целенаправленное влияние на личность ребенка.
Поэтому основная задача воспитания - это интериоризация культурных ценностей и идентификация с социокультурным окружением.
Возникает вопрос: почему одни воспитательные воздействия эффективны, а другие – нет?
Согласно психологическим исследованиям в основе формирования мотивационного отношения лежит эмоциональное отношение к воспитательному воздействию.
Например, детский психотерапевт, доктор медицинских наук Лев Перегожин отмечает, что некоторые родители могут провоцировать своих детей на агрессию под маской защиты.
«Вот мама говорит сыну: ”Пойдёшь в школу, и если Вася начнёт отбирать у тебя учебник, ты должен постоять за себя!“ … «накрученный» ребёнок только и смотрит, как бы Вася или кто-то ещё не потянулся за его вещью. ”Маша ручку взяла? На. Маша, получай! “ Это я защищаюсь!»
Понятно, что слова воспитателя о недопустимости драк вызовут у Васи раздражение или гнев, и данное воспитательное воздействие может быть малоэффективным.
В таких случаях дети говорят: «Не верю я в его извинения. Потом всё равно ударит».
Чтобы повысить эффективность воспитательных воздействий, воспитателю нужно уметь актуализировать у ребёнка эмоцию успеха – неуспеха.
Например.
Таня: Мне скучно. Девочки не принимают меня в игру.
Воспитатель: А ты хочешь с ними играть?
Таня: Хочу!
Воспитатель: Подойди и попроси их об этом.
Таня: Я их знаю – всё равно не примут.
Воспитатель: А ты просила?
Таня: Нет.
Воспитатель: Хочешь, подойдём вместе?
Таня: Я лучше сама.
Девочки приняли Лену играть в прятки.
По мнению советского психолога В.К. Вилюнаса, затруднения, свя¬занные с актуализацией эмоций – главная причина малой эффективности повседневных воспитательных воздействий.
Если психологическая атмосфера класса вызывают у ребёнка положительные эмоции, то у ребёнка появляется чувство «мы», и он усваивает нормы и ценности класса как «свои».
Гуманистическая концепция воспитания.
Каждый человек – это неповторимая личность, стремящаяся к самоактуализации.
Самоактуализация – это «стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей».
Задача воспитателя – стимулировать самостоятельную активность ребёнка с целью его личностного роста.
Деятельность детей определяется их актуальными потребностями. Если педагог опережает актуальные потребности ребёнка, он «рискует встретить сопротивление и пассивность детей».
Воспитатель стимулирует активность ребёнка через совместную деятельность.
Сначала активность педагога выше активности ребёнка, затем активность ребёнка возрастает, а на заключительном этапе ребёнок все делает сам под контролем педагога. Самое главное для педагога – это умение «отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор».
Ребёнок благоприятно развивается только в условиях любви.
Поэтому воспитатель, кроме умения понять ребёнка, должен так организовать его деятельность, чтобы ребёнок пережил успех.
Методами воспитания являются: дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов.
Основные приёмы в общении с ребёнком: Я-высказывание, активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт.
Принципы гуманистической концепции воспитания лежат в основе личностно-ориентированной педагогики. Стержнем личностно-ориентированной педагогики является совместное творческое дело, для которого характерно:
• добровольное участие
• наличие автора идеи
• выбор ролей или поручений
• выбор форм объединения с другими участниками
• рефлексия итогов дела каждым участником.
Личностно-ориентированные мероприятия позволяют пробудить интерес ученика к себе и своему развитию.
Проблема дисциплины.
Почему ученики плохо себя ведут? Может быть, они не знакомы с правилами поведения? Обычно, нет.
По мнению американского педагога Рудольфа Дрейкурса, любое поведение – это выбор ученика. «Базовая цель поведения ученика – чувствовать свою причастность к жизни школы – означает «чувствовать свою важность и значимость».
Ученик может выбрать «плохое поведение», если чувствует себя несостоятельным в учебной или коммуникативной деятельности. При этом ученик понимает, что нарушает дисциплину, но не осознаёт, что за его поведением «стоит одна из четырёх целей: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи».
Чтобы помочь ученику изменить поведение, воспитатель должен составить школьный план действий.
Школьный план действий – это «план изменения ребёнка через описание взаимодействия с ним».
Школьный план действий состоит из пяти шагов.
Первый шаг.
Наблюдение и объективное описание проблемного поведения ученика.
Второй шаг. Выявление ошибочной цели поведения.
Критерии
определения
ошибочной
цели
Ошибочная цель
Чувства воспитателя
Первое побуждение воспитателя
Реакция ученика на замечание воспитателя
Привлечение внимания
раздражение
----
Прекращение выходки
Власть
гнев, злость, может быть, страх
· Немедленно прекратить выходку: встряхнуть ученикаКонфронтация
Месть
обида, боль на фоне гнева (страха)
Ответить силой, как равному, или убежать из классаУсиление конфронтации (стиль ответа – вредить)
Избегание неудачи
Профессиональная беспомощность
Оправдаться и объяснить поведение ученика с помощью специалиста.Продолжает ничего не делать.
Третий шаг.
Выбор техники экстренного педагогического вмешательства.
Ошибочная цель
Оптимальная техника экстренного педагогического воздействия (из опыта моей работы)
Привлечение внимания
· Игнорировать демонстративное поведение· Контакт глазами
· Встать рядом
· Назвать имя ученика
· Формулировать Я-высказывание.
Власть или месть
· Признать власть ученика· Предлагаю выбирать
· Позволить «сохранить» лицо
· Установление санкций
Избегание неудачи
· Показать ценность ошибки как попытки· Формировать веру в успех.
· Аплодисменты.
Четвёртый шаг.
Выбор стратегии и тактики поддержки с целью повышения самоуважения.
Стратегия поддержки
Оптимальная тактика поддержки (из опыта работы воспитателя)
Принятие
· Любовь ребёнка без всяких условий.· Толерантное отношение к внешности ученика.
Внимание
· Приветствие учеников· Выслушивание учеников
· Посещаю концерты и спектакли, в которых участвуют ученики
· Выполняю просьбы учеников
· Поздравляю с Днём рождения
· Тему мероприятий выбираю вместе с ребятами
Уважение (признание достижений)
· Аплодисменты«Тим! Ты – молодец! Очень аккуратно выполнил домашнее задание!»
· Наклейки со смайликами.
· Выставки творческих работ – рисунков, рассказов.
Одобрение
· Благодарю учеников.«Спасибо тебе, Стасик, за то, что ты вышел гулять на улицу вместе с воспитателем и всей группой».
· Мне нравится твоя мечта …
· Я с удовольствием прочла твою любимую книгу.
Личный вклад ученика в групповые отношения
· Приглашаю ученика стать помощником воспитателя:предлагаю провести конкурс или выступить с сообщением, принести любимый мультфильм, полить цветы и др.
· Принимаю правила поведения вместе с учениками.
· Благодарю учеников за взаимопомощь на самоподготовке.
Пятый шаг.
Включение родителей в реализацию Школьного плана действий.
Я не ставлю родителей в известность о работе с ребёнком по программе «Учитель и проблемы дисциплины», потому что:1. Эта программа содержит только педагогические техники общения, на которые специального разрешения со стороны родителей не требуется.
2. Родители в силу занятости не будут тратить время на дополнительное самообразование и могут просто отказаться.
В заключении хочется сказать, что в условиях реализации требований ФГОС НОО воспитатель выступает как партнёр по общению, наставник, помощник и организатор деятельности детей. Воспитатель должен побудить учащихся к нравственному выбору. Ученик же становится активным участником воспитательного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать своё мнение.
Воспитатель должен владеть ИКТ, технологией «обучения в сотрудничестве», методами проектной деятельности. Навыки конструктивного взаимодействия с учениками являются ключевой компетентностью современного педагога.
Школьный план действий – это индивидуальная программа построения взаимоотношений с конкретным учеником. Школьный план действий позволяет управлять мотивацией и поведением обучающихся, не лишая их внутренней свободы, а, следовательно, формирует ответственности за своё поведение.
Внедрение Школьного плана действий прекращает игру «Кто виноват?», в которой участвуют в случае нарушения дисциплины учащиеся, родители и педагоги. На основании своего опыта по внедрению ШПД я могу сказать, что результатом его применения является уменьшение конфронтации в отношениях с учениками и повышение их адаптации.
Библиографический список
1. Краткий психологический словарь.Под общ. ред. А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского 2 изд. Ростов н/Д: изд. «Феникс», 1998
2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373.
3. Блинник И., статья «Вырастет из сына псих…»,
газета «Московский комсомолец» 04.04.14 стр. 15
4. Кривцова С.В. «Тренинг: учитель и проблемы дисциплины» 3-е изд. – М.: Генезис, 2000