М.Н. Миронова пишет: «Если ребенок не уважает хлеб, разбрасывает его по комнате, то его не бьют и не ругают. Ребенку просто спокойно рассказывают, что десятки людей потрудились над тем, чтобы свежая булочка, оказалась у них дома на столе. Также подчеркивают, что папа и мама напряженно работали для того, чтобы купить хлеб. Поэтому неуважение к хлебу – это неуважение к родителям, а также к своей семье» [9, c. 14].
Относительно методов поощрения и наказания в психолого-педагогической литературе существуют противоположные точки зрения. Остановимся подробнее на использовании тактики «кнута с пряником» в различных комбинациях.
Поощрение является высочайшим искусством процесса воспитания, в зависимости от приемов и методики оно может как навредить, так и поспособствовать лучшему развитию. Однако, по мнению О.Л. Олешко, преувеличенная похвала воспринимается как лесть, часто имеет противоположный эффект. В частности, автор пишет: «Если дочка постаралась и хорошо убралась в комнате, то не стоит говорить: «Ты моя умница, я без тебя как без рук!». Просто отметьте, что в комнате был большой беспорядок, а сейчас жилище преобразилось, сияет чистотой. Комментарии должны быть построены таким образом, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях, почувствовал себя нужным. Иначе он может возгордиться собой или почувствовать заискивание и лесть» [11, с. 88].
Е.И. Холостова придерживается мнения о том, что за естественные вещи хвалить не стоит – не нужно говорить, что ребенок особенный и молодец, если он просто оделся и почистил зубы. «Нельзя обещать поощрение заранее», - отмечает автор и указывает на то, что не стоит говорить, что за посаженное во дворе дерево ребенку купят кроссовки или мяч. Это приведет к тому, что он не захочет делать что-то действительно полезное для семьи и общества просто так. Нужно воспитывать понимание, что далеко не за каждое полезное действие должна быть похвала. Также следует сказать ребенку, что его обязательно поощрят, если увидят реальную пользу от его действий [13, c. 144].
«Не усердствуйте при поощрении шоколадкой или конфеткой. Вы рискуете воспитать культ еды и избыточную массу тела. Особенно это касается дошкольников», - пишут в своей работе М.Н. Миронова и О.С. Ворошилова [9, с. 13].
Обращаясь к изучению такого метода семейного воспитания, как наказание, стоит отметить, что противники применения каких-либо наказаний вообще высказывают сомнения в необходимости подобного метода, но большинство родителей сходятся в пользе метода «кнута» в противовес «прянику».
В.М. Минияров придерживается следующего мнения: «Наказывать нужно в любом случае, чтобы подрастающее поколение понимало границы дозволенного. Самое главное в наказании – ребенок должен понять и уяснить свой проступок, иначе физические или духовные лишения совершенно не имеют никакого смысла» [8, с. 91].
«Наказание – это не только расплата за проступок, это предупреждение подобных действий в будущем. Например, дочка разбила вашу любимую вазу, вы накричали на нее и поставили в угол. Вы не только покарали за проступок, но и создали в ее сознании установку, что за каждое баловство в будущем, заканчивающееся порчей вещей, вы будете ставить проказницу в угол», - пишет в своей работе М.И. Лисина [7, с. 54].
Наказание делится на две основные группы: физическое воздействия и запреты. Физическое воздействие должно быть редким, только за очень серьезные проступки или непослушание. Максимум – это шлепки. С запретами можно действовать гибче – найти источник удовольствия для ребенка и регулировать его.
Е.П. Бахурова выделяет основные правила, которых следует придерживаться при наказаниях:
1. Продумать наказание, сделать его справедливым и ни в коем случае не нужно унижать достоинство ребенка. Критиковать поступок, а не личность.
2. Держать себя в руках, не придумывать наказание сгоряча. Выбрать такую меру наказания, чтобы оно соответствовало проступку.
3. Не нужно глобально наказывать и все запрещать. Говорить, как про негатив, так и про позитив в поведении. Можно наказать за порванные шорты во время игры на улице, зато отметить, что сын всегда старается быть аккуратным и случай с порванной одеждой – это редкость.
4. Если ребенок заслужил поощрение, но не получил его, то наказание не должно это отменить. Родителям следует всегда выполнять свои обещания: купите ребенку игрушку за хорошую поведение даже тогда, если он разбил случайно разбил дорогую вазу. Однако, потом необходимо придумать наказание за вазу [2, c. 65].
А.В. Конышева предлагает рассматривать еще один метод семейного воспитания детей среднего дошкольного возраста - личный пример. Дети в своем большинстве копируют поведение родителей, это вполне естественно. Автор указывает на то, что из такого копирования можно извлечь выгоду при воспитании – нужно просто вести себя так, как бы родители хотели, чтобы вели себя их дети [5, с. 98].
В примере с уважением к хлебу родители должны сами уважать хлеб, ни в коем случае не показывать пренебрежения к этому продукту питания. Тогда дети обязательно оценят такое отношение, возможно, что не придется прибегать к наказаниям.С таким методом воспитания, как личный пример, следует быть внимательным, поскольку дети перенимают не только положительные, но отрицательные стороны родительского поведения. По этому поводу Р.Т. Державин пишет: «Лучший вариант – это вести себя правильно, порядочно, по нормам общества в любых ситуациях. Только тогда вы по праву сможете требовать от ваших наследников вести себя подобающе» [4, с. 101].
Говоря об условиях успешного воспитания ребенка в семье, стоит отметить, что в любом доме устанавливаются свои правила. Родители опираются на сложившиеся традиции и собственное представление о верных педагогических подходах. Даже самые консервативные специалисты в этом вопросе не настаивают на каких-то жестких догмах. При этом основные принципы семейного воспитания, как правило, остаются неизменными.
«В процессе воспитания детей в семье обсудите правила со всеми взрослыми членами. Для того чтобы законы соблюдались, желательно, чтобы их поддерживали все. Уже ставший банальным пример, когда мама не разрешает конфету, а бабушка ее выдает, не утратил своей актуальности. Если взрослые не могут договориться о принципах семейного воспитания, то детям почти невозможно принять эти правила, так как они противоречивы», пишет в своей публикации Е.П. Бахурова [2, c. 66].
Чтобы воспитание детей в семье было успешным, законы должны естественно вытекать из того, что родители считают правильным. Правила для детей не универсальны, они рождаются в каждой конкретной семье, уникальны для каждого ребенка. Попытки применить к своему ребенку чужие, предписанные кем-то методики воспитания детей в семье, как правило, оканчиваются неудачей.
Какая-то семья будет учить своего ребенка вставать, если в его присутствии стоят женщины, для другой же семьи такое правило является архаизмом. В какой-то семье можно есть только на кухне и в строго определенное время, в другой же допустимо есть, где и когда захочется. Так практически на любое жизненное явление найдутся различные предписания, как правильно поступать. М.Б. Батюта говорит о том, что «не стоит искать единые подходы к семейному воспитанию и приводить к общему знаменателю все правила. Задача семьи – выработать свой собственный устав. Ребенку правильно делать то, что родители сами считают правильным» [1, с. 188].
Важным аспектом воспитания ребенка в семье является анализ своих внутренних установок. Внутренние противоречия способны оказывать огромное воздействие на позицию родителя. Неуверенность родителя, его сомнения в собственной правоте и руководящей роли всегда считываются ребенком. В какую бы правильную форму родители ни облекали свои требования при воспитании детей в семье, если они сами не уверены в них, ребенок это почувствует.
Дети гораздо более чем взрослые, настроены на интуитивное восприятие реальности, поскольку у них мало развиты взрослые способы анализа и рационального мышления. Дети улавливают внутренний настрой родителей и действуют соответственно.
Р.И. Оков пишет: «Традиционные жалобы родителей маленьких детей - ребенка невозможно уложить вечером спать, заставить чистить зубы, мыть руки после прогулки. Мать часто изматывается в таких, казалось бы, простых вещах, устает вечно заигрывать с ребенком или принуждать его. В то же самое время родители сообщают, что этот же ребенок с бабушкой или няней ведет себя совершенно иначе — спокойно выполняет требования, ребенка как подменяют. При этом не заметно, чтобы бабушка применяла какие-то особые трюки, вычитанные в книжках. Все как будто происходит само собой. Очевидно, что дело не в ребенке, а в особенностях семейного воспитания дошкольников, в том взрослом, который с ним взаимодействует. Чаще всего вопрос не в том, что этот взрослый не владеет какими-то особыми приемами общения, а в его внутренних установках» [10, с. 91].
Таким образом, основными методами семейного воспитания детей среднего дошкольного возраста являются: убеждение, поощрение, наказание, личный пример. Какой бы метод воспитания не был выбран, важно относиться к ребенку уважительно и с чувством такта.
Список литературы
1. Батюта, М. Б. Возрастная психология: Учебное пособие [Текст] / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М.: Логос, 2012. - 304 с.2. Бахурова, Е.П. Основы успешного семейного воспитания [Текст] / Е. П. Бахурова // Образование и воспитание. – 2015. – №1. – С. 64-69.
3. Венгер, А.Л. Психология развития. Психологический лексикон [Текст] / А.Л. Венгер // Энциклопедический словарь в 6-ти томах. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 176 с.
4. Державин, Р. Т. Педагогическая психология [Текст] / Р. Т. Державин. - М.: Владос, 2017. - 400 с.
5. Конышева, А. В. Современная педагогика [Текст] / А. В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2017. - 352 с.
6. Кузьмишина, Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация [Текст] / Т.Л. Кузьмишина, Е.С. Амелина, А.А. Пермякова, Е.А. Хохлова // Современная зарубежная психология. – 2014. - №1. – С.16-25.
7. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2012. – 320 с.
8. Минияров, В. М. Психология семейного воспитания [Текст] / В. М. Минияров. – М.: Изд-во МПСИ, 2000. – 256 с.
9. Миронова, М. Н. Проблемы семейного воспитания [Текст] / М. Н. Миронова, О. С. Ворошилова [Текст] // Современная педагогика. – 2016. – №11. – С. 12-15.
10. Оков, Р. И. Педагогика: учебное пособие [Текст] / Р. И. Оков. - М.: Инфра-М. 2015.- 192 с.
11. Олешко, О. Л. Педагогика и психология [Текст] / О. Л. Олешко. - Ростов н/Д: Феникс, 2016.- 320 с.
12. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод работы с детьми [Текст] / Е. И. Пассов. - М.: Проспект, 2014. - 208 с.
13. Холостова, Е.И. Семейное воспитание и социальная работа [Текст] / Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 292 c.