НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ширко Г.Л. Взаимосвязь социального статуса семьи и межличностных отношений дошкольников, использующих цифровые технологии

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf

Цифровые технологии становятся средой обитания для детей. Возникает новая социальная ситуация развития. Эти дети иначе коммуницируют, занимаются творчеством, играют, социализируются, вовлекаются в деятельность, растут. Во взрослой жизни они могут быть более успешными по сравнению с поколением цифровых иммигрантов (людей, рожденных до цифровой эпохи), у них развито визуальное внимание и скорость мышления. Однако они испытывают трудности в общении, дольше адаптируются в социуме. Таких детей называют «цифровыми детьми»
Становление цифровых детей приходится на дошкольный возраст – это период стремительного роста и развития ребенка, период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия – сокращенными. Дети этого возраста сенситивны к внешним воздействиям, большое влияние на них оказывают внешние условия окружающей среды. В то же время первичная роль в развитии ребенка принадлежит ближайшему окружению, в частности семье, где формируются личностные качества, привычки, ценностные установки и ориентации, мотивы и интересы. Увеличение количества времени, проводимого за цифровыми устройствами, отсутствие «культуры двора», где дети усваивают навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками, ведет к изменению поведения ребенка и трансформации отношения с родителями и сверстниками, появляются новые психологические закономерности, такие как неспособность человека предусмотреть последствия своих действий, проявлять надлежащую гибкость и переносить хорошо освоенные поведенческие механизмы в новую ситуацию, чувствовать ответственность за свои поступки. Проявления такого поведения – результат небрежности, моральной незрелости, равнодушия, недостатка заинтересованности. Мною было проведено исследование. Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между социальным статусом семьи и межличностными отношениями дошкольников, использующих цифровые технологии. Было выдвинуто предположение о том, что устойчивый отрицательный климат в семье при высоком социальном положении родителей связан с трудностями в межличностных отношениях у дошкольников и высокой частотой использования ими цифровых технологий. Практическая часть исследования проведена с помощью анкетирования родителей (для установления, кто из их детей использует цифровые технологии), методики «Наблюдение за межличностными отношениями дошкольников», опросника «Биополе семьи» и анкеты «Социальный статус семьи». Для обработки данных применялись математические и статистические методы анализа данных. Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад «Умка», города Абакан, группы «Мишутка». Выборка исследования состояла из 28 детей (11 мальчиков и 17 девочек) 5–6 лет и 50 родителей (мам и пап). В результате анкетирования родителей детей выборка условно была разделена на две группы: те, кто активно использует цифровые устройства (53% участников), и те, которые ими практически не пользуются (45% участников). Не пользуются вообще (2% участников). Время, которое проводит ребенок в цифровом мире, варьируется от 30 минут (20% детей) и до 1 часа и больше в течение дня (60% детей). 86% детей используют мобильные устройства родителей, 14% – планшеты. 48% детей играют, 40% смотрят мультфильмы, 12% увлечены поиском интересных приложений. Далее проводилось наблюдение за коммуникативным развитием детей в группе с целью определения особенностей межличностных отношений между ними. Наблюдаемыми показателями поведения детей были: инициативность, чувствительность и преобладающий эмоциональный фон. Результаты наблюдения показали следующее: цифровые дети часто пытались проявлять инициативу, однако были ненастойчивыми. Эти дети с удовольствием откликались на инициативу сверстников, активно подхватывали их идеи и действия. При этом наблюдался нейтральноделовой эмоциональный фон. Эти данные наводят на мысль о том, что дети, использующие цифровые технологии, возможно, становятся таковыми из-за того, что им часто бывает скучно, неинтересно в реальной жизни. Возможно, родители не всегда заинтересованы во взаимодействии с ними: ленятся, постоянно заняты и не могут реализовать себя в качестве родителя. В результате дети находят себе развлечение в виде мобильного устройства, не требующего специфических усилий. В результате анализа показателей по методикам «Биополе семьи» и «Социальный статус семьи» группа детей, использующих цифровые технологии, была разделена на две части. В одной подгруппе отмечаются некоторые «возмущающие» факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение. Большинство родителей (мам и пап) имеют высшее образование, являются частными предпринимателями с ненормированным рабочим днем. У них мало времени остается на общение и воспитание детей, соответственно их дети большую часть свободного времени предоставлены сами себе, и цифровые технологии являются средством для занятия детей и компенсацией за невозможность провести это время вместе. В другой подгруппе наблюдается следующая тенденция: родители имеют разный социальный статус, активно занимаются своими детьми, водят их на различные кружки, занимаются спортом, вокалом, творчеством, проводят вместе много времени. Установлено, что интерес к цифровым технологиям у этих детей так же высок. Результаты данного исследования подтверждают, что интерес детей к цифровым технологиям связан, скорее, с современными модными тенденциями, когда цифровые технологии посредством мобильного устройства, планшета и т. д. становятся нормой для каждого ребенка. Родитель пытается соответствовать этим условиям и позволяет своему ребенку быть обладателем того или иного устройства. При отсутствии своего устройства, ребенок активно пользуется чаще всего мобильным устройством своих родителей. Таким образом, в ходе исследования была выявлена взаимосвязь между социальным статусом семьи и межличностными отношениями дошкольников, использующих цифровые технологии. Гипотеза о том, что устойчивый отрицательный климат в семье при высоком социальном положении родителей связан с трудностями в межличностных отношениях у дошкольников и высокой частотой использования ими цифровых технологий, подтвердилась с некоторыми уточнениями: – социальный статус родителей имеет опосредованное значение; – межличностные отношения между детьми характеризуются слабо выраженной настойчивостью и безразличием к окружающему миру.
Родителям было рекомендовано выстроить время, проведенное с ребенком, таким образом, что бы он не вспоминал о гаджетах и интересовался игрой. Поскольку дети проживают свою жизнь через игру, и учатся в игре, родители должны больше времени проводить со своими детьми. Развитие родительской компетентности происходит через совместную игровую деятельность с ребенком. Это сюжетно – ролевые игры, игры – эксперименты, совместные прогулки, где ребенок проигрывая учится социальным нормам, общению со взрослыми и сверстниками. Принимает инициативы на себя и доводит начатое дело до конца. Если родители будут выделять больше времени на игры с ребенком, то это приведет к тому, что он вырастет сформированной личностью, которая сможет повести за собой и добьётся успехов в будущем.
2019