Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Хмелевской Е.В. Развитие навыков поведенческой саморегуляции у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития в инклюзивной образовательной среде средствами адаптивной физич

Библиографическое описание:
Хмелевской Е.В. Развитие навыков поведенческой саморегуляции у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития в инклюзивной образовательной среде средствами адаптивной физической культуры // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.

Аннотация. В научной статье на тему «Развитие навыков поведенческой саморегуляции у обучающихся младшего школьного возраста в инклюзивной образовательной среде средствами адаптивной физической культуры» были рассмотрены методологические подходы к определению понятия поведенческой саморегуляции, характеристика обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, а также возможности использования адаптивной физической культуры в условиях развития навыков поведенческой саморегуляции.

Ключевые слова: саморегуляция, задержка психического развития, школьный возраст, адаптивная физическая культура.

Cаморегуляция. Данный термин представляет собой замкнутый контур регулирования живой системы и является информационным процессом, носителем которого выступают различные формы отражения действительности. Все выделенные элементы отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «Я-концепции» [Бубнова 2004].

В поведенческой саморегуляции значительная роль принадлежит самооценке. От нее во многом зависит интенсивность протекания основных психических процессов. Низкая самооценка свидетельствуют о негативном психическом состоянии. Лица с низкой самооценкой тревожны, неустойчивы, теряют интерес к жизни, не видят жизненных перспектив. И наоборот, высокая самооценка личности свидетельствует о психическом здоровье.

Для каждого человек значимой представляется информация о том, как окружающие относятся к его поступкам. Поэтому показателем поведенческой саморегуляции является наличие социальной поддержки. Ощущение собственной значимости и одобрения со стороны социума стимулирует активность, благоприятно влияет на повышение уровня самооценки, увеличивает вероятность успешной адаптации в новых условиях. Отсутствие описанной информации или ощущение своей ненужности, наоборот, приводит к осложнению процесса адаптации, усиливает появление негативных характеристик, в том числе и психической неустойчивости.

Поведенческая саморегуляция – это понятие, характеризующее способность человека регулировать свое взаимодействие со средой деятельности.

Составляющими поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей.

Задержка психического развития – это сложное нарушение, при котором страдают компоненты эмоционально-волевой, социально-личностной, познавательной, коммуникативно-речевой, моторной сфер. Все перечисленные параметры обусловливают низкий уровень овладения обучающимися с задержкой психического развития коммуникативной, предметной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой деятельностью.

Определяя основные формы задержки психического развития, исследователи основываются на этиологическом признаке и выделяют основные формы: задержку психического развития конституционального происхождения; задержку психического развития соматогенного происхождения; задержку психического развития психогенного происхождения; задержку психического развития церебрально-органического генеза.

В состав адаптивной физической культуры входят:

· адаптивная физическая культура;

· адаптивное двигательное восстановление;

· адаптивный спорт;

· физическая реабилитация.

Так, например, адаптивная двигательная рекреация — компонент (вид) адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.

Адаптивная физическая реабилитация — компонент (вид) адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребность инвалида с отклонениями в состоянии здоровья в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций.

Одним из ведущих направлений АФК является адаптивный спорт. При этом в нем идет ориентация на соревнование, достижение результатов, их сравнение с успехами других людей. Это повышает психологическую нагрузку на детей с задержкой психического развития, хотя в то же время и стимулирует раскрытие резервных сил и возможностей – как физических, так и личностных.

Основной задачей данного направления является формирование двигательной активности как биологического, психического и социального фактора воздействия на организм человека.

Адаптивный спорт развивается в настоящее время преимущественно в рамках крупнейших международных паралимпийского, специального и сурдолимпийского движений.

Программа АФК индивидуально адаптирована для каждого ребенка с учетом диагноза ребенка (в зависимости от направленности, сложности, продолжительности) и лимитируется моторной мобильностью, двигательным опытом, физической подготовленностью, возрастом.

В современных федеральных государственных образовательных стандартах образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья большое значение придается физическому воспитанию, развитию, участию в спортивных соревнованиях, играх.

Адаптивная физическая культура охватывают все виды физической активности детей с задержкой психического развития и помогают им развивать навыки поведенческой саморегудяции, поскольку обучение различным типам движений связано с развитием психофизических навыков, общением, эмоциями, познавательной и творческой деятельностью. Адаптивная физическая культура не только играет важную роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает им общечеловеческие культурные ценности. Для достижения глобальных задач адаптивной физической культуры и спорта необходимо постоянное психологическое сопровождение детей, для успешности которого большую роль играют отслеживание и учет их способностей, возможностей, личностных особенностей.

Библиографический список

1. Маллаев Д.М., Магомедов Г.А. Адаптивная физическая культура в системе специального и инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2015. №6. – С. 60-63.

2. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – С. 100-109.

3. Колесникова Г.И. Специальная психология и специальная психология: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2022. – 176 с.
2023