Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Красина Е. Г., Лозовская М. А., Носова С. И. Патриотическое воспитание старших школьников в рамках внеурочной деятельности «Жизнь ученических сообществ»

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (32) https://f.almanah.su/32.pdf

Патриотическое воспитание в школе играет основополагающую роль в становлении высоконравственной личности; человека с твердой социальной позицией, истинного гражданина России. Патриотизм, как достояние личности, характеризуется гордостью и преданностью своей Родине, уважением к русской истории, языку, социально-активной деятельностью на благо Родины, а также готовностью защищать Россию, служить в армии.
Направления и формы патриотического воспитания подростков
Патриотическое воспитание школьников направлено на создание условий для становления и развития патриотических черт, установок обучающегося; готовности к активной гражданской деятельности. Перед образовательным учреждением стоят следующие задачи:
·           формирование патриотического мировоззрения учащихся;
·           развитие национального, гражданского самосознания школьников;
·           создание педагогических ситуаций, направленных на формирование готовности к защите Родины (конкурсы, сборы, спортивные соревнования);
·           разработка, проведение практической деятельности, направленной на развитие патриотизма.
Можно заставить подростка решить задачу или выучить правило. Но возможно ли заставить любить страну, в которой он живёт? Однозначно, нет. Способам развития этого чувства посвящено множество материалов по патриотическому воспитанию школьников. Они объединяют несколько направлений:
·           Историко-краеведческое направление - включает освоение истории края. Знакомство с прошлым родного города, интересными фактами. Просмотр старых фотографий, видеозаписей пробуждают интерес к прошлому и гордость за родной город. Сюда относятся музейные уроки, вахты памяти, встречи с ветеранами, поисковые работы.
·           Эстетическое направление - изучение творчества писателей, музыкантов, художников-земляков, что прививает школьникам художественный вкус. Это литературные вечера, встречи, походы в галереи и музеи, смотры строя песни, а также праздники народного фольклора.
·           Экологическое направление воспитывает аккуратное отношение к природе. Это выставки поделок из цветов, овощей, фруктов, озеленение пришкольной территории, изготовление скворечников, турпоходы и др.
·           Предметное направление. В ФГОС заложены цели гражданско-патриотического воспитания подростков. Это направление подразумевает изучение наук социальной направленности: истории, обществознания, основ правоведения, а также создание на основе изученного стендов патриотической тематики.
Патриотическое воспитание подростков предполагает несколько форм:
1.        Побуждение. Увлечение обучающихся творческим проектом, театральной постановкой и др.
2.        Убеждение. В 6 – 11 классах ученики принимают позицию полноправных участников образовательного процесса, продуктивными будут дискуссии, споры. Учащиеся тренируются отстаивать свою позицию.
3.        Приучение. Обеспечение коллективной занятости путем проведения соревнований, конкурсов, командных игры.
Подростковый возраст – время открытий, формирования собственной системы убеждений и взглядов. Патриотическое воспитание в школе (основной и средней) отличается уже осознанным отношением и зрелостью школьников в восприятии понятий патриотизма. Именно на этом возрастном этапе происходит становление активной гражданской позиции. Для патриотического воспитания у подростков правильных ценностных ориентиров значимы их участие в проектной деятельности, проблемно-ценностное общение с представителями других поколений, патриотические конкурсы, интеллектуальные соревнования и игры.
Для учащихся старших классов актуальны такие формы патриотического воспитания подростков, как диспуты, круглые столы, форумы, обсуждение ситуаций с острой социальной проблематикой.
В помощь педагогам и организаторам воспитательного процесса мы предлагаем патриотический материал, под названием «Фотокросс», разработанный специально для старших классов среднеобразовательной школы и реализованный нами в рамках внеурочной деятельности «жизнь ученических сообществ».
Великая Отечественная. Мы, потомки того военного поколения, видим ее глазами кинооператоров и фотокорреспондентов. «Фронтовые операторы не стреляли и не бросали гранат, но находились на передовой вместе с солдатами». Десятки тысяч лиц запечатлела фотолетопись войны. На ней навечно живыми остались люди, не уцелевшие в этой войне. За четыре года фотокорреспондентами сделано сотни тысяч фотоснимков. Памяти фотокорреспондентов, в преддверии 75-летия со дня великой Победы мы решили провести конкурс под названием «фотокросс».
Фотокросс - это творческий конкурс с элементами флэшмоба.
Цель участников - сделать интересные и оригинальные фотографии на тему «Наша Победа» за ограниченное время.
Время проведения фотокросса: весенние каникулы.
К участию в соревнованиях допускаются команды из 5 человек. В конкурсе могут принимать участие обучающиеся 10 – 11 классов.
В назначенный день все команды должны предоставить отснятые материалы организаторам.
Условия проведения фото-кросса.
·          команда должна иметь название, список с именами участников и капитана команды;
·          участники должны иметь при себе блокнот, карандаш или ручку;
·          хорошее, позитивное настроение;
·          обработка фотографий в любом графическом редакторе запрещена;
·          фотографии, сделанные кроссерами должны точно соответствовать заданию.
Перед стартом участники получают конверт с заданиями для фотографирования. В нем находится кросс-лист и фото для фотореконструкции (см. приложеие). Все задания хранятся в секрете до самого старта.
Жюри оценивают каждую оформленную работу по следующим критериям:
·          соответствие заданию (раскрытие темы) - 5 баллов;
·          художественность - 5 баллов;
·          оригинальное решение - 5 баллов;
Фотографии, сделанные кроссерами, должны точно соответствовать заданию. Количество сделанных кадров не регламентируется. Но для предоставления жюри выбираются только по 1 фотографии к каждому заданию (если иное не оговорено в самом задании).
Кроссы можно выполнять в любой последовательности. Кроме кроссов, команда делает свой автопортрет, который сдаёт вместе с кроссовыми фотографиями.
Организаторы конкурса берут на себя ответственность по созданию презентации, в которой используют отснятый материал всех команд. Готовую презентацию предлагают для просмотра командам. Обсуждения и диспут во время просмотра приветствуются.

Список используемых источников

1.       СУПЕРLENINKA [электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-formy-dosugovoy-deyatelnosti-podrostkov/viewer
2.       ИНФОУРОК [электронный ресурс] https://infourok.ru/fotokross-kak-forma-dosugovoj-deyatelnosti-s-ispolzovaniem-informacionnyh-tehnologij-4148657.html
3.       Всероссийский студенческий патриотический проек: живая история [электронный ресурс] http://xn----7sbfpkcaba0dcvcjgaj5ug.xn--p1ai/osnovnaya-shkola.html

Приложение

ФОТОКРОСС «НАША ПОБЕДА»

Название команды:
Девиз:
Ф.И.О. участников:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческие задания

1.       Фотореконструкция по предложенному фото (фото выбирают организаторы конкурса).
2.       «С чего начинается Родина…»
3.       Тема, отражающая суть Дня Победы (люди, памятники, музеи и др.).
4.       Автопортрет команды.
2020