Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Дудникова Е.А., Шаповалова А.А., Немченко И.А. Формирование личного пространства воспитанников интернатных учреждений

Библиографическое описание:

Дудникова Е.А., Шаповалова А.А., Немченко И.А. Формирование личного пространства воспитанников интернатных учреждений // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

Каждый человек стремится иметь свой укромный уголок, где он будет хоть на какое - то время скрыт от чужих глаз: комнату, своё место, которое он мог бы украсить дорогими для себя вещами в соответствии со своим вкусом и дизайнерским талантом. Личное пространство – это интимная территория, на которой человек чувствует себя спокойно, защищено и комфортно.

У ребенка должно быть то, что принадлежит только ему, что он может сломать, подарить, потерять и ему за это ничего не будет! То чем он вправе распорядиться по своему усмотрению и за что несет личную ответственность.

Не все понимают, что среда, в которой мы существуем, во многом ответственная за формирование нашей личности: человек - это не только удачная генетическая комплементарность, но и результат метаморфоз окружающего пространства. То, кем мы становимся в процессе жизнь, напрямую зависит от наших взаимоотношений с жилой средой, поэтому о дизайне пространства надо заботиться не меньше, чем о воспитании, образовании и здравоохранении. Это особенно важно, когда речь заходит о детских учреждениях. Идеальная среда дает детям массу возможностей. У каждого должен появиться его собственный способ взаимодействия со средой, ребенок должен как бы найти самого себя в заданном пространстве.

По мнению психологов, хорошо обустроенная собственная территория помогает ребенку более плодотворно заниматься и полноценно отдыхать. В уединении дети осмысливают полученный опыт и свое общение со сверстниками, строят планы, фантазируют и мечтают.

В фольклоре и мифах образ Дома является смысловым и пространственно-энергетическим центром, вокруг которого группируются другие мифологемы и образы. В доме всегда кто-то живет. Образ дома очень пластичен. В зависимости от того, кто его населяет, он может обернуться и сказочным дворцом, и лесной хижиной, и избушкой Бабы-Яги, и царевниным теремом.

Дом всегда остается местом, где находится человек, центром его пространственного бытия. Понятие "Дом" для человека имеет много смыслов, слитых воедино и эмоционально окрашенных:

1. Это и кров, убежище, защита от непогоды и напастей внешнего мира, здесь можно укрыться, спрятаться, отгородиться: "Мой дом - моя крепость".

2. Это и место жительства, официальный адрес, где человека можно найти, куда можно писать письма, - точка в пространстве социального мира, где он обретается.

3. Это и символ жизни семьи, теплого домашнего очага - грустно, когда дом пуст, когда тебя никто не ждет; тяжко быть бездомным сиротой.

4. Он воплощает также идею интимного, личностного пространства, обиталища человеческого "Я". Вернуться домой - это вернуться к себе: "Я у себя. Заходи ко мне, посидим!"

Для ребенка "быть существующим" - значит занимать определенное место в этом мире. Если нечто есть, то оно обязательно имеет свое место в пространстве. Наличие места является для детей необходимым и достаточным признаком существования.

Для человека Дом может и должен быть тем, что в психологии называется "ресурсным местом". А это значит, что дом, то место, которое предназначено давать внутреннюю опору личности, быть источником ее уверенности в себе и душевной силы. Тогда у человек появиться крепкая опора для того, чтобы справиться с непредсказуемостью и случайностью многих событий и не дрогнуть, зная, на каких китах держится его мир.

Все дети, живущие в учреждениях интернатного типа, вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников. В многочисленности детей таятся особые социально-психологические условия, создающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию. В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Любой человек индивидуален, цель хорошего дизайна в том, чтобы каждый нашел и осознал среду по-своему, через собственный опыт. Развитие - процесс не только социальный, но и глубоко внутренний, и это вторая причина, по которой средовой дизайн должен быть многодельный.

Дети умны, компетентны и всегда готовы интерпретировать, играть и соавторствовать в создании жилой среды. Они заслуживают того, чтобы пространство вокруг было насыщенным, чувствительным, ясно сформулированным, но в тоже время сложносочиненным: множество деталей, разнообразие цветов, освещения, материалов и предметов. Очень важно, чтобы у ребенка был выбор между несколькими способами общения с окружающей средой - пусть он конструирует и модифицирует ее.

Комната для ребенка не просто место для занятий и отдыха. Это его маленькое государство, надежная гавань, где уютно и спокойно и куда радостно возвращаться после уроков. Обставлять такое помещение мебелью следует особенно тщательно, руководствуясь практическими и эстетическими соображениями, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, а также их интересы и увлечения.

Если у человека в детстве была своя территория, то в нем рождается и остается на всю жизнь чувство собственного пространства, которое играет немаловажную роль в формировании чувства собственного достоинства. Имея свое "место под солнцем", которое бережно охраняется близкими людьми, ребенок ощущает, что его ценят и любят.

Список литературы1.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст]: учеб. пособие для вузов / р. Арнхейм. - М.: Прогресс, 1974. - 392с.

2.Вайнштейн Л.А. Психология восприятия [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.А. Вайнштейн. - М.: Тесей, 2005. - 224 с.: ил.

3.Лубовский В.И. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.И. Лубовский Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева. - М.: Академия, 2005. - 464 с.

4.Моисеев В.С. Креативное мышление в дизайне [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.С. Моисеев, - М.: Бгаи, 2006. - 70 с.

5.Нельсон Дж. Проблемы дизайна [Текст]: учеб. пособие для вузов / Дж. Нельсон Д.Э. Куниной, Д.В. Сильвестрова, К.М. Кантора - М.: Прогресс, 1971. - 207 с.

6.Папанек В. Дизайн для реального мира [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. Попанек. - М.: Д. Аронов, 2004. - 416с.: ил.

7.Теоретические и методические исследования в дизайне. Избранные материалы [Текст]: // Труды ВНИИТЭ, Сер. "Техническая эстетика" - М.: ВНИИТЭ, 1990. - Вып. 60. - Вып.60. - М.: ВНИИТЭ, 1990. - 162 с.

8.Эстетическая ценность и художественное конструирование [Текст]/ Г.Б. Минервин и др. // Труды ВНИИТЭ. Сер. "Техническая эстетика". - М., 1973. - Вып.6. - 192 с.

9.Детские интерьеры. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.dgcorp.org/a-dizst.html [Электронный ресурс].

10.Современный дизайн помещений. [Электронный ресурс]-Режим доступа: www.zemun.ru [Электронный ресурс].
2023