Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Закуцкий С. Н. Открытое внеклассного занятие (классный час) на тему «День народного единства»

Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf


 Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия в учреждении пенитенциарного типа «Валуйская вечерняя сменная школа» при И. К. №7 г. Валуйки Белгородской области (колония строгого режима)

Прим. (Разработка имеет некоторые особенности, обусловленные спецификой контингента, к которому она обращена и проходит в форме разговора-рассуждения). Оборудование: медиа проектор, подборка худ. литература по теме, иллюстрации и репродукции картин русских художников. Цель: формирование гражданской позиции,воспитание чувства патриотизма и интернационализма. Задача: раскрыть содержание понятий: единение, гражданская солидарность, исторический выбор и ответственность, преемственность поколений, современная Россия и исторические вызовы.

 

 Присутствуют: Учащиеся 9-12 классов, учителя и кл. руководители, начальники отрядов, заместитель начальника исправительной колонии по работе с осужденными и др. сотрудники. Место проведения -актовый зал учреждения.
Вводное слово учителя: Посмотрите на эту иллюстрацию (Кадр из к/ф «Война и мир»).
Поднимете руку, кто может рассказать что либо об этом снимке - кадре из известного фильма по роману-эпопее выдающегося классика русской литературы, названного впоследствии «энциклопедией русской жизни”» Далее в ходе разговора уч-ся и анализа их возможных ответов строится беседа вокруг примерно следующих вопросов:
1) К-во правильных и неправильных ответов.
2) Возраст отвечающих.
3) Качество образования современного и советского периода и т.д.
К беседе могут быть привлечены находящиеся в зале учителя (прежде всего литераторы),сотрудники учреждения… - Кто изображен?, - Что происходит и где.? - Какая царит атмосфера.? И т.д.…
Учитель: Лев Николаевич Толстой, дворянин, землевладелец, писатель мирового уровня был выдающимся знатоком патриархальной русской деревни. Далее - слово учителю русского языка и литературы (рассказ на основе отрывка из романа «Война и мир» об изображенном на кадре событии). Мерзлыкина Л.Ф(организует небольшую беседу и читает отрывок из романа: - Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел и они уже любовались ею. Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисье, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.Последние слова литератора являются отправными для продолжения разговора с аудиторией…
Учитель: - Что же есть такое в каждом из нас,что делает нас едиными, что это за « русскость»,которая за долгие годы сосуществования самых разных народов в рамках единого государства, единой империи, перестала нести в себе чисто национальную принадлежность., и есть ли эти черты у тех, кого сейчас зовутся россиянами (вне зависимости от национальной принадлежности), или эти качества сейчас окончательно размыты и «общество потребления» поставило на них большой жирный крест? Вопрос риторический, но мы обязательно вернемся к нему в конце занятия, когда попытаемся подвести итоги и сделать выводы. А сейчас непосредственно к теме нашего разговора…
 Итак,4 ноября - День народного единства. В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконы Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Так случилось, что подвиг русского народа чудесным образом соединился в сознании людей с той ролью, которую сыграл в этом чудесно обретенный образ Казанской иконы Божией Матери. На территории учреждения есть храм Живоначальной Троицы. Я знаю, что среди присутствующих есть те кто серьезно старается приобщиться к христианским ценностям. (предоставляется слово одному из осужденных,который выступает с сообщением о чудесно явленной в Казани иконе…Содержание сообщения(примерное): Казанская Икона Богородицы — одна из наиболее почитаемых, относится к типу Одигитрия, что означает «указующая путь». Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс. На явленной в Казани иконе Христос благословляет двумя перстами, но в поздних списках и тремя. Явление чудотворной Казанской иконы Богородицы: После сильного пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего большинство домов в русской части города, десятилетней девочке Матроне явилась во сне Богородица и повелела раскопать землю под сгоревшим домом и взять находившуюся там икону. Девочка рассказала родителям о чу́дном явлении Богородицы, но взрослые не обратили на нее внимание. Явление повторилось вновь, и Матрона вместе с матерью пошли на то место, где стоял их дом, и там, на глубине около метра, нашли икону. Ткань, в которую был обернут образ, почти истлела, а икона выглядела так, будто иконописец только закончил свою работу. Икону отнесли в ближайший храм при большом стечении народа — радостная весть облетела город. Сразу были явлены чудеса от образа, несколько слепых людей вновь обрели зрение. Свидетелем чудесного явления иконы Богородицы и совершавшихся исцелений был священник Ермолай, будущий патриарх Ермоген.(Гермоген). Чудеса Иконы в истории:
Когда Москву захватили поляки, войско, вышедшее под защитой святыни, легко разгромило врагов, освободив город от самозванцев. Готовясь к битве под Полтавой, Петр I молился лику Богородицы о помощи. В 1812 году М.И. Кутузов молился иконе Казанской Божьей Матери сразу после назначения его главнокомандующим. А 22 октября, в день празднования Казанской Богородицы, русские войска одержали первую победу над французами. · Казанской иконе Божьей Матери приписывают помощь и в победе в Великой Отечественной Войне. По преданию, маршал Г.К. Жуков возил Казанскую икону по фронтам. Этот факт подтверждает его дочь, М. Г. Жукова, в книге «Маршал Жуков: Сокровенная жизнь души».
 Учитель: Ну, а теперь непосредственно об истории праздника - Дне народного единства, а значит о далеком «Смутном времени». Есть люди, которые могут задать вопрос: «4 ноября какой праздник?». Многие думают, что 4 ноября День согласия и примирения, другие считают, что это День народного единства России. Какой же праздник мы будем отмечать 4 ноября 2019 года? Вообще, если обратиться к истории праздника 4 ноября, то она начинается с 1612 года, когда всем известные Минин и Пожарский возглавили народное ополчение и освободили Китай-Город, а также заблокировали отступивших интервентов в Кремле. Данное событие произошло 22 октября по старому стилю, то есть 4 ноября по- новому. Этот праздник был учрежден указом царя Алексея Романова и праздновался он вплоть до того момента, когда к власти пришли большевики, которые упразднили 4 ноября. Появилось 7 ноября. В этот день в Советском Союзе отмечалась «Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции». Это событие праздновалось в нашей стране вплоть до 2004 года. Но при этом в 1996 году праздник поменял свое название на «День согласия и примирения» А уже с 2005 года праздник 7 ноября упразднили и вновь вспомнили о 4 ноября, который получил название «День народного единства». Так что 4 ноября - день народного единства.
 К празднику 4 ноября в обществе установилось неоднозначное отношение. Одни называют его неудачной попыткой заменить советский день революции, другие характеризуют его как « сплотивший народы», третьи и вовсе затрудняются ответить, что это за дата. Однако от лишнего выходного в году никто не отказывается. Обращаю внимание на вопросы дискуссии (возвращаюсь к вопросам, прозвучавшим в начале занятия)

Из истории праздника День народного единства

Все началось со смутных лет начала XVII века. После смерти царя Ивана Грозного на русский престол взошел его сын Фёдор I Иоаннович. Однако потомков он не оставил, и династия Рюриковичей пресеклась. Однако все помнили про младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего при загадочных обстоятельствах в Угличе. С этого момента в России начинается период, вошедший в историю как Смутное время: то тут, то там стали появляться "лжедмитрии", претендующие на престол, а также их противники и обличители. Все началось со смутных лет начала XVII века. После смерти царя Ивана Грозного на русский престол взошел его сын Фёдор I Иоаннович Однако потомков он не оставил, и династия Рюриковичей пресеклась. Однако все помнили про младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего при загадочных обстоятельствах в Угличе. С этого момента в России начинается период, вошедший в историю как Смутное время: то тут, то там стали появляться "лжедмитрии", претендующие на престол, а также их противники и обличители.
 На русском престоле началась настоящая чехарда: Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Семибоярщина, польский королевич Владислав, Лжедмитрий II, а за ним и Лжедмитрий III. Вместе с ними пришли польские захватчики, которые проводили политику террора, грабежа, массовых зверств. Страна и народ были измучены до крайности. Многие всерьез поговаривали об окончательном падении московского царства. Но патриарх Гермоген призвал народ встать на защиту веры и Отечества и изгнать оккупантов. Заточенный в Кремле он продолжал распространять через своих сподвижников обращения-грамоты, призывая бороться с иноверцами и смутьянами. Одна из грамот попала к нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину. Осенью 1611 года он выступил в Нижнем Новгороде перед согражданами, призвав их отдать силы и имущество на защиту Отечества. Народ стекался на зов посадского старосты. Кузьма Минин призвал к необходимости создания нового ополчения и сборе для этого средств. Минин сам показал пример согражданам, пожертвовав на спасение Руси все наличные средства и украшения жены. Его призыв активно поддержали нижегородцы, а затем и жители многих русских городов.
 После долгих споров нижегородцы решили пригласить воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского, который не сразу согласился с почетным и столь неожиданным для него предложением. Впервые князь и земской староста, отбросив сословные предрассудки, стали рука об руку готовить ополчение к битве с врагом. Им удалось собрать войско невиданных размеров, в состав которого входили представители всех сословий и народностей, проживавших на территории России (то самое народное единство, которое мы отмечаем 4 ноября). Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского считали народными героями. Их называли – "Спасители России!" После ночного молебена перед иконой Казанской Божией Матери утром 22 октября начался штурм и ополченцы взяли Китай-город и изгнали поляков из Москвы. почитания. Через несколько месяцев после освобождения Москвы Земский собор избрал нового царя — представителя династии Романовых - Михаила Федоровича, положившего начало трехсотлетнему правлению династии Романовых в России. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года. В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Таким образом, День народного единства, по сути, совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции. Я думаю, что пора подводить итоги нашего сегодняшнего занятия,но вначале хотелось бы чтобы вы поделились со мной своими суждениями по следующим вопросам:
1.Когда еще в истории нашего государства народ демонстрировал свое единство против захватчиков?
Почему, как вы думаете, Государственной Думой было принято решение о праздновании этого дня как общегосударственного праздника?
2.Какую опасность несут национальные распри и конфликты?
3.В чем проявляется современное единство России?
Пофантазируйте: что бы вы сделали для укрепления национального единства в стране, окажись вы на месте президента?(максимально возможная активизация разговора,обмен мнениями, подведение итога учителем.)
 Учитель: история этого праздника как и всего смутного времени- это история возрождения нашей государственности,казалось, потерянной Окончательно.Единение народа всегда спасало нашу Родину от беды. Вы правы: и в 1612, и в1812, и в1945. В 90-е опять консолидированный Запад начал праздновать победу…Но, как оказалось, рано…А ведь все это было было…В том числе и в тот период, когда родился этот праздник. Если вы захотите узнать о том времени подробнее, перед вами откроются и другие факты: не так просто проходил сбор средств в Нижнем Новгороде и не все вначале последовали примеру Минина и Пожарского, предательство Семибоярщины, с готовностью присягнувшей польскому царевичу,а затем, открывшей ворота Кремля захватчикам, растерзавшим вместе с ними Федора Годунова и его жену, лукавство с Лжедмитрием (они прекрасно знали историю Гришки Отрепьева и Марины Мнишек), многочисленные банды «воров»(разбойников),наводнивших страну на волне хаоса и безвластия, и грабивших, и убивавших нещадно своих сородичей… Ничего не напоминает из 90-х и сегодняшних 2000-х? Напоминает! Но все-таки, внушает уверенность то, что в трудное время народ всегда своим глубинным сознанием мог отделить зерна от плевел. Он и сейчас понимает,что есть свято для нас и что он никогда не променяет ни на какие посулы,понимает почему нельзя было сдавать Ленинград фашистам, почему Власов предатель, почему Россия никогда не будет существовать в рамках Московского царства времен ИванаIII.! Ну не везет нашим псевдолибералам с Народом, который почему-то голосует за Путина. Никогда наш народ не поверит и не примет «освобождение от тирании» от ходорковских, быковых, гозманов, проплаченных навальнят, каспаровых, касъяновых и многочисленных внутренних грантоедов. А часть молодежи, ими обманутую, (часто просто проплаченную),и выводимую иногда с протестами на площади, мы(более старшее поколение)обязаны у них отобрать. Прежде всего потому, что есть другая молодежь. О ней, о другой молодежи, мы поговорим на следующем занятии.( Завершение занятия, подготовка и обсуждение вопросов предстоящего предстоящего)

Библиографический список

 1. Евдокимов Д.В. Дмитрий Пожарский: Летопись Смутного времени: Роман /Д.В. Евдокимов. — М.: ИТРК, 2001.
 2. URL: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/03/21/ustnyy-zhurnal-4

 3. URL: https://saintpetersburg.zagranitsa.com/article/4845/7-faktov-o-dne-narodnogo-edinstva-kotorye-vy-mogli-ne-znat

 
2021