Существует множество систем развития вокальной техники. Одни из них основаны на субъективных ощущениях автора, другие – на точных объективных научных знаниях. Лучше из них те, которые сочетают в себе знания, умения, навыки в работе с собственной интуицией. Основная цель, объединяющая современные методики – создание условий, обеспечивающих музыкальное развитие обучающихся, реализацию их потенциальных возможностей, воспитание эмоционально-чувственной сферы. Как показывает анализ вокально-методической литературы, наиболее действенным методом формирования певческих навыков является упражнение (целенаправленное, специально организованное повторяющееся действие). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется и говорит о формировании навыков. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций. Рассмотрим различные подходы к решению проблемы формирования певческих навыков, исходя из методик следующих авторов: С. Н. Богаченко, Н. Б. Гонтаренко, Л. Б. Дмитриева, В. В. Емельянова, А. Г. Менабени, О. П. Павлищевой, Сета Риггза. О важности певческого дыхания говорят все без исключения педагоги-вокалисты, но мнения к подходу по данному вопросу различны. По мнению О.П. Павлищевой – «Искусство пения – есть искусство дыхания». В своей методике она говорит, что вдох должен быть энергичным и быстрым, при этом, достаточно глубоким и полным. «Нижние ребра должны мгновенно раздвинуться, диафрагма – сократиться, опуститься, выдвинув переднюю стенку живота». Но при этом, автор предупреждает, что ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребра оставались все время раздвинутыми, так как это противоречит естественному движению грудной клетки в процессе дыхания и создает сильнейшее перенапряжение всей дыхательной мышечной системы организма. Обязательным условием также является бесшумность вдоха. Наиболее рациональный, по мнению О. П. Павлищевой, способ вдоха является смешанный вдох, то есть одновременно через рот и нос. Выдох должен быть максимально продолжительным, воздух должен истекать из легких плавно, без толчков. Автор указывает, что при взятии дыхания, следует избегать переполнения легких воздухом, так как это утомит певца и затруднит механику звукообразования. С мнением, что в грудную клетку не следует брать большое количество воздуха согласна и А. Г. Менабени. С позиции данного автора, вдох должен быть достаточно глубоким и полным, его надо брать в нижний отдел грудной клетки, и при этом энергично поднимать и расширять нижние ребра, но в отличие от Павлищевой, А. Г. Менабени рекомендует оставлять данную вдыхательную позицию, с сохранением расширения ребер на протяжении всего звукоизвлечения. При этом, мягкое небо должно находиться в приподнятом состоянии, близком к зевку (полузевку). Такой подход к формированию навыка певческого дыхания не является целесообразным, т. к. удержание грудной клетки в приподнятом и раздвинутом состоянии противоречит естественному дыханию, вызывая перенапряжение мышц. В то же время положение зевка может привести к перерасширению глотки, а, следовательно, не правильной работе голосового аппарата. Из рассмотренных выше методик следует, что дыхание должно быть нижнереберным, что противоречит дыханию детей старшего дошкольного возраста, так как в этом возрасте у них преимущественно грудное дыхание. В.В. Емельянов, говоря о дыхании, подчеркивает, несколько изменив известную фразу итальянского педагога Франческо Ламперти, что: «Школа пения – есть школа «выдыхания». Эту позицию поддерживает и Н. Б. Гонтаренко, говоря, что для пения принципиальное значение имеет не столько тип дыхания, сколько характер выдоха. То, что процесс пения – это организованный выдох, подтверждено и исследованиями многих физиологов (В.П. Морозов, Р. Юссон и др.). Для нас также важно это положение, так как при работе с детьми старшего дошкольного возраста, большое значение играет формирование такого навыка, как «тянуть звук, петь плавно». В методической литературе возникает много разногласий по поводу дыхания в пении. Но как показывает практика, процесс организации певческого дыхания сугубо индивидуален и зависит от физиологии и особенностей нервной системы ребенка. Прогрессивный американский педагог-вокалист Сэт Риггз дает следующее определение: «Дыхание во время пения - это очень расслабленный процесс. Когда мы говорим, что им можно управлять, мы имеем в виду только то, что вы позволяете этому процессу протекатьтак, чтобы вдох и выдох происходили максимально комфортно по отношению к музыкальным задачам». Придерживаясь аналогичной точки зрения, С. Н. Богаченко анализирует высказывания выдающихся вокалистов о дыхании и делает вывод, что дыхание в пении должно быть свободным, естественным, как в речи, что наиболее соответствует физиологии голосового аппарата ребенка и позволяет сохранять естественное положение гортани в пении. Общеизвестен факт, что смещение гортани всегда приводит к изменению тембра певческого звука. Следовательно, вопрос о положении гортани в пении весьма существенен для вокальной педагогики. Среди певцов и педагогов существуют кардинально противоположные мнения по поводу, какое же положение гортани считать правильным при пении. Так на протяжении долгого времени многие вокалисты считали, что единственно верным положением гортани во время пения является опущенное состояние. Существовали и прямо противоположные мнения. Однако, в настоящее время появились более объективные предпосылки к изучению данного вопроса. Л. Б. Дмитриев, основываясь на рентгенологических исследованиях, а также учитывая субъективные мнения певцов, пришел к выводу, что качество звучания не связано с уровнем состояния гортани – высококачественное звучание можно наблюдать и при пониженной и при повышенной гортани, как и при гортани, расположенной на уровне положения покоя. Основной задачей, к которой должны стремиться педагог и певец Павлищева О. П. видит в том, чтобы максимально освободить голосовой аппарат и выявить природный тембр голоса. Гортань, по ее мнению, следует оставлять в свободно-зафиксированном состоянии, найденном при наилучшем звучании. Именно на этом основывается американский педагог Сэт Риггз в своей методике «Пение в речевой позиции». «Только расслабленное, стабильное положение гортани обеспечит вашему звуку баланс низких, средних и высоких гармонических составляющих». Речевое пение (речевое положение гортани), по его мнению – основа голосовой свободы. Речевое пение – это естественный прием, при котором голос: 1. Создается без усилий. Когда мышцы вне гортани (внешние мышцы) не вмешиваются в процесс образования звука, голосовым связкам легче балансировать с потоком воздуха. Кроме того, когда освобождается процесс образования звука, то освобождается и артикуляция, что позволяет пропевать все слова легко и внятно. 2. Сбалансирован по качеству. Расслабленная и стабильная гортань ведет к стабильной позиции резонансной системы, при которой в голосе всегда поддерживается соответствующий баланс верхних, средних и нижних гармонических составляющих, вне зависимости от диапазона в котором вы поете. Стабильное положение гортани в пении также влияет на своевременное и наиболее незаметное переключение голосовых регистров (грудной, головной), что влияет на формирование полноценного певческого диапазона. Большое значение в процессе формирования полезных певческих навыков у детей имеет дикция и артикуляция. Дикция – это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Артикуляция – это, прежде всего правильное и отчетливое произношение звуков. «Звуковая палитра невозможна без художественной выразительности слова». Богаченко С. Н. выделяет следующие задачи вокальной дикции: 1. Получить разборчивое вокальное слово. 2. Получить естественную речевую интонацию вокального слова. 3. Чтобы вокальное слово не мешало формированию певческого звука. Это очень важно при формировании такого навыка у детей, как «тянуть звук, петь плавно» Практика показывает, что дети старшего дошкольного возраста часто пользуются речевыми стереотипами. Это особенно заметно у детей, которые вначале всегда применяют речевые координации. Они «поют, как говорят» в буквальном значении этого слова, и потому певческие качества их голосов не могут проявиться в достаточной мере». Как известно, звуки речи делятся на две основные группы – гласные и согласные, разнящиеся как по механизму своего образования, так и по акустическим характеристикам. Формирование звуков речи осуществляется артикуляционным аппаратом. В артикуляции принимают участие многочисленные мышечные органы ротоглоточного канала: губы, язык, мягкое небо, зев, глотка, а также мускулатура, двигающая нижнюю челюсть. Главным артикуляционным органом является язык. Гонтаренко Н. Б. считает, что выработке безупречной дикции способствует наибольшая подвижность губ и языка – они, по ее мнению, не должны быть вялыми. Однако в вокальной работе с детьми старшего дошкольного возраста, очень часто распространена такая ошибка. Педагог по вокалу, пытаясь компенсировать вялость дикции детей, осуществляет показ упражнения или части вокального произведения явно утрируя произношение слов. Но как показывает практика, чрезмерная активизация артикуляции у детей часто приводит к излишнему напряжению мышц лица и шеи, что способствует формированию различных зажимов в гортани. Что касается певческой артикуляции у детей, то здесь очень важно приобретение навыка рационального произношения в пении, то есть, достижения наиболее четкого и ясного произношения при минимальных мышечных затратах, чему и способствует наибольшая подвижность губ и кончика языка. Слово должно быть максимально приближенно к слушателям и ни в коем случае не утрированным, так как утрированное произношение очень мешает вокализации и полетности звука. Наряду с такими навыками как певческое дыхание и артикуляция, педагоги выделяют у детей такое важное качество голоса, как протяжность, другими словами полетность голоса – это свойство правильно поставленного певческого голоса быть хорошо слышимым в зале. Полетность связана с наличием в тембре голоса высокой певческой форманты, особенно хорошо воспринимаемой слухом. Большое значение в голосообразовании имеет наличие так называемых высокой и низкой певческих формант (зоны усиления обертонов, происходящего вследствие явлений резонанса). В процессе формирования полезных певческих навыков у детей огромную роль играет резонансная система. В своей монографии «Искусство резонансного пения» В. П. Морозов определяет понятие резонанс как явление возникновения и усиления колебаний какого-либо тела или его части под действием возбуждающей эти колебания внешней силы, частота воздействия которой совпадает с собственной резонансной частотой данного тела. Сэт Риггз в своей методике «Пение в речевой позиции» дает такое определение резонанса: «Резонанс – это усиление идущего от связок звука в полостях, расположенных над гортанью». Отсюда можно сделать вывод, что певческие резонаторы (трахея, бронхи, полость гортани, глотки, рта, носоглотки, носа и окружающие его мелкие околоносовые пазухи) при определенной оптимальной настройке, способны во много раз усилить первичный звук голосовых складок за счет повышения коэффициента полезного действия голосового аппарата, то есть без каких-либо дополнительных усилий со стороны будущего певца. И тем самым избавить ребенка от необходимости перенапрягать гортань для достижения большой силы голоса. Проанализировав различные подходы к формированию певческих навыков (навык четкой артикуляции, навык певческого дыхания, навык «тянуть звук, петь плавно»), при работе с детьми, выделяю следующие критерии эффективности вокальных упражнений: - упражнения, используемые при формировании навыков пения у детей старшего дошкольного возраста, не должны противоречить природе и физиологии обучаемого; - вокальные упражнения должны быть основаны на принципах охраны детского голоса от влияния негативных факторов; - вокальные упражнения должны составлять основу для формирования полезных певческих навыков. Среди проанализированных подходов разных авторов к формированию навыков пения, в нашем случае у детей старшего дошкольного возраста, следует выделить цели и задачи упражнений, отвечающих критериям эффективности в вокальном обучении. Таким образом, упражнения должны: - быть направлены на формирование навыков естественного сбалансированного дыхания в процессе пения (Сэт Риггз, С. Н. Богаченко, В. В. Емельянов), - способствовать наиболее удобному, относительно физиологических особенностей каждого ребенка, положению гортани при пении (Л. Б. Дмитриев, О. Г. Павлищева, Сэт Риггз) - быть направлены на приобретение навыка рационального произношения в пении, то есть, достижения наиболее четкой и ясной дикции при минимальных мышечных затратах, чему способствует наибольшая подвижность губ и кончика языка (Н.Б. Гонтаренко); - способствовать формированию высокой певческой форманты в голосе, являющейся одним из основных условий таких качеств в голосе, как яркость, полётность, звонкость, звука; - способствовать наиболее верной настройке резонансной системы, при которой происходит значительное усиление звука, за счет акустических резервов голосового аппарата (эффект резонанса, наличие высокой певческой форманты в голосе). Соблюдение вышеперечисленных педагогических и вокальных условий, эффективно влияют на развитие певческих навыков у старших дошкольников. Используемая литература: Риггз, С. Пойте как звезды / Сост. и ред. Дж. Д. Каррателло. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 120 с. Дмитриев, Л. Б. Основа вокальной методики. / Л. Б. Дмитриев. – Москва: Музыка, 2000. – 368 с. Гонтаренко, Н. Б. Уроки сольного пения. Вокальная практика / Н. Б. Гонтаренко. – Москва: Феникс, 2016. – 190 с. Гонтаренко, Н. В. Сольное пение. Секреты вокального мастерства / Н. В. Гонтаренко. – Москва: Феникс, 2008. – 192 с. Емельянов, В. В. Как обрести и уберечь свой голос // Директор школы. – 2002. – №1. – С. 56 – 58. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов. – Москва: Планета музыки, 2015. – 176 с. Павлищева, О. П. Методика постановки голоса: Краткое пособие для хормейстеров и преподавателей пения / О. П. Павлищева. – Москва; Ленинград: Музыка., 1964. - 124 с.: ил., нот.; 22 см. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения / В. П. Морозов. – Москва: Музыка, 2002. – 274 с. Юссон, Р. Певческий голос / Р. Юссон. – Москва: Музыка, 1974 – 264 с. Богаченко, С. Н. «Математика вокала» (книга, 390 стр, 2017 г)