Актуальные вопросы дошкольного образования

Юмадилова А.Р., Сыртланова Н.Ш. Театр как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Юмадилова А.Р., Сыртланова Н.Ш. Театр как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 4. URL: https://f.almanah.su/2023/73-4.pdf.

В ФГОС ДО обозначены основные положения и задачи дошкольного образования и одной из задач является: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества [4].

Изучение малой родины имеет большое значение в образование и воспитании детей дошкольного возраста. Ценность родного края играет важную роль в формировании личности и является одной из ключевых составляющих образования в дошкольном возрасте. В этот период дети начинают осознавать нравственные принципы, на которых строятся гражданские качества. Также формируются основные представления о мире, окружающем их, а также обществе и культуре. Средством развития ребенка дошкольного возраста является театр.

Театр является одним из самых доступных форм искусства для детей, способствующий успешному решению широкого спектра текущих педагогических и психологических задач, связанных с развитием художественного образования, формированием эстетического вкуса, моральным воспитанием, стимулированием коммуникативных навыков, укреплением дисциплины и развитием памяти, воображения, творчества, речи [2, c. 472].

Обратимся к дефиниции понятия «театр». Истоки данного термина уходят в древнегреческий античный театр, где он использовался для обозначения определенных участков в зрительном зале (от греческого глагола «теаомай» - смотрю) [1, c. 12]. Тем не менее, в настоящее время значение этого термина достаточно разнообразно. Его активно употребляют в следующих контекстах:

- это специальные здания, построенные для показа спектаклей;

- учреждение, специализирующееся на представлении театральных спектаклей, включая организацию и проведение проката, находится под руководством тесно связанной команды профессионалов, которые трудятся вместе для достижения общей цели;

- сочетание различных драматургических или сценических произведений, организованных в соответствии с определенным принципом композиции;

- в описании устаревшего значения (которое по сей день используется лишь в языке профессиональных актеров) – места, предназначенные для выступления на сцене;

- в переносном контексте, термин «театр» обозначает место, где разворачиваются специфические события, будь то военные действия или исследования анатомии.

При ознакомлении детей дошкольного возраста с театром, важно рассмотреть все эти понятия, так как в нашем обществе принято называть театром только театрализованные представления или же здание, в котором ставятся спектакли. Это так же поможет расширению их кругозора, и обогатить словарный запас.

На сегодняшний день в г. Уфе функционируют множество театров. К основным из них относятся:

- Башкирский государственный тетра оперы и балета;

- Национальный молодежный театр Республики Башкортостан имени М. Карима;

- Башкирский ордена Трудового Красного Знамени академический театр драмы им. М. Гафури;

- Государственный академический русский драматический театр г. Уфы;

- Уфимский государственный татарский театр «Нур»;

- Уфимский театр юного зрителя;

- Башкирский государственный театр кукол;

- Учебный театр имени Г. Гилязева (Театр на Цурюпы).

Анализ репертуара этих театров показывает, что наибольшее количество спектаклей и представления ставится в Молодежном театре и в театре кукол несмотря на то, что здание театра кукол на данный момент закрыт на ремонт. Представления ставятся на сценах других театров и залов города.

Самый распространенный жанр детских спектаклей – это музыкальная сказка. В репертуаре театров очень много представлений на новогоднюю тематику, а также спектакли, поставленные по мотивам известных сказок. Допустим картину «Волшебник изумрудного города» можно посмотреть в 4-х театрах города.

Представления и спектакли ставятся на русском, на башкирском и татарском языках. В национальных театрах ведется синхронный перевод на русский язык через наушники.

Анализ доступности билетов в театры города показывает, что билеты покупаются задолго до даты представления. Это говорит о том, что уровень посещения театров детьми достаточно высока.

Какое же значение имеет театр в воспитание детей дошкольного возраста? Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Наблюдая театрализованную деятельность, старшие дошкольники знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованное представление является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные представления развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события [2, c. 473].

Кроме того, театр, через свою игровую природу, способствует созданию позитивной атмосферы и решению конфликтных ситуаций. Важно отметить, что каждый театральный жанр вносит свой неповторимый вклад в детскую жизнь и обладает собственной ценностью для маленьких зрителей.

В процессе ознакомления детей дошкольного возраста можно использовать разные технологии образования и воспитания (технология проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированная технология, игровая технология и т.д.). Важно, в работу включать родителей, так как воспитанием ребенка занимаются родители в основном родители, а детский сад только помогает им в этом [3, c. 65].

Таким образом, высказывание В.А. Сухомлинского, воспоминания детства навсегда сохраняются в нашем сознании, запечатлеваясь там на всю жизнь. Театр доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он учит нас видеть прекрасное в жизни и людях. Как взрослые, наша задача - создать условия, чтобы впечатления наших детей о детстве стали источником любви к их родному городу, а также к его достопримечательностям.

Список литературы

1. Барбой Ю.М. К теории театра / Ю.М. Барбой. — СПб.: СПбГАТИ, 2018. — 238 с.

2. Григорьева, Н.Н. Роль театра в жизни дошкольника / Н.Н. Григорьева. // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (64). — С. 472-473.

3. Кудрявцев В.Т. Инновации дошкольного образования: опыт, проблемы и стратегия развития / В.Т. Кудрявцев// Дошкольное воспитание. - 2018. - № 1. - С. 64-74.

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ред. от 21.01.2019)

5. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет: методическое пособие / А.В. Щеткин. — М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2017. — 59 с.
2023-12-12 14:31 2023