Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Иванов А. А., Тимофеева Ю. В. Организация профориентационной адаптации при реализации социального проекта «ПЛАСТ – ЗЕМЛЯ ЗОЛОТАЯ: и недра, и ЛЮДИ!»

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


В условиях рыночной экономики одним из важнейших направлений деятельности современных учебных заведений является «Профессиональная адаптация выпускников на рынке труда», в которую входят:
- формирование личностной зрелости;
- готовности молодежи к самореализации в профессиональной деятельности;
- способности молодых специалистов эффективно действовать на рынке труда.
В учебных планах учебных заведений Государственным образовательным стандартом не предусмотрено специальное обучение студентов адаптации выпускников на рынке труда и навыкам построения карьеры, хотя требованиями к уровню подготовки специалистов в современном мире являются не только высокий профессионализм, но и умение молодого специалиста реализовать свой трудовой потенциал.
Для современного этапа развития профессионального образования характерен ряд противоречий, между уровнем профессиональной подготовки и возможностью адаптации на рынке труда, который дает реальную возможность трудоустройства выпускника; между требованиями общества к сформированности у студента в процессе производственного обучения готовности качественно выполнять свои профессиональные функции, быстро адаптироваться и отсутствием у него необходимого социального и трудового опыта, а также умений и навыков успешной адаптации.
Поэтому возникла необходимость в реализации проекта « Пласт – земля золотая: и недра и ЛЮДИ!», направленного на получение будущими молодыми специалистами знаний, умений и навыков, необходимых при решении вопросов трудоустройства и адаптации выпускников на рынке труда, построения карьеры, который будет способствовать повышению их конкурентоспособности на рынке труда.
Целью проекта можно считать нахождение выпускником полноценного рабочего места на градообразующем предприятии, то есть соответствующего профессии и уровень квалификации, устраивающего его по условиям и режиму труда, заработной плате, гарантиям занятости, возможностям карьерного и творческого роста. Успешность трудоустройства выпускников является одним из критериев эффективности функционирования и системы среднего профессионального образования, и рынка труда, и профессионально образовательного учреждения, в частности
Критерии и показатели профессиональной адаптации:
1. Развитие интеллектуального и профессионального потенциала;
2. Формирование интереса к выбору профессии;
3.Готовность к профессиональной самореализации и самосовершенствованию;
4. Формирование профессиональных умений, знаний, навыков, культуры труда
5.Организация профориентационной работы.
Для реализации новой модели выпускника в проекте было предусмотрена деятельность по следующим направлениям:
1. Профессионально-ориентированное;
2. Гражданско-патриотическое;
3. Нравственно-этическое;
4. Спортивно-оздоровительное;
5. Семейное воспитание;
Новые задачи профессиональной адаптации следует рассматривать, как систему средств, способствующих эффективному профессиональному самоопределению личности. Формированию на этой основе субъекта профессиональной деятельности, владеющего комплексом знаний, умений, навыков и личностных качеств, обеспечивающих возможность профессионального роста, социальной и профессиональной мобильности, адаптации к меняющимся требованиям рынка труда.
Организация профессиональной адаптации дает возможность:
1. Сформировать те ценности, которые всегда определяли социальный статус человека
2. Объединить усилия педагогического коллектива по реализации потенциала студента;
3. Сформировать у студента профессиональный идеал, показать средства его достижения и этим активизировать самовоспитание;
4. Расширить рамки профессионального мастерства, развить профессиональные способности;
5. Сформировать нравственно-психологическую готовность к профессиональному труду;
6.Объединить усилия педагогического коллектива на развитие у студентов профессиональных способностей.
Процесс адаптации в целом состоит из профессиональной и социально-психологической адаптации. Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, формировании профессионально необходимых качеств личности, развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Социально-психологическая адаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей организации, вхождении в сложившуюся в ней систему отношений, позитивном взаимодействии с другими сотрудниками и др.
Особенность положения студентов на российском рынке труда определяется рядом факторов:
1. Сохранение стереотипов. Многие работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой деятельности и неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе, излишняя эмоциональность и неустойчивость поведения, т. е. все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации в обществе. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводят к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда.
2. Необоснованное представление молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе будущей профессии, а в дальнейшем в определении перспектив собственного трудоустройства. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему моменту стала широко - доступной для населения.
3. Падение престижа производительного труда для значительной части молодых людей. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдаётся не содержательному труду на производстве, а работе, направленной на получение значительной материальной выгоды, поэтому необходимо внедрение профессионально – социальной адаптации обучающихся.
Мероприятия проекта, направленные на профессиональную адаптацию к рынку труда могу помочь решить выше перечисленные трудности:
1. Анкетирование студентов позволило выявить особенности:
1) в его поведении,
2) в показателях трудовой деятельности, эффективности труда (его количестве, качестве);
3) в усвоении социальной информации и ее практической реализации;
4) в росте всех видов активности (трудовой, общественно – политической, познавательной);
5) удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности (содержанием труда, заработной платой, организацией труда, условиями труда, морально-психологическим климатом в организации, возможностью общеобразовательного и профессионального роста и т.д.).
2. Проведение субботника в городском парке.
3. Проведение адаптационно – профориентационной игры для группы ОГР – 20 «Моя специальность – лучшая специальность!» и выступление преподавателя горных дисциплин Зырянова А.Г.
4. Организация и проведение мини – конференции «Моя семья в моей специальности», где приняли участие студенты групп ТЭО - 18 и ТЭО – 19, а также преподаватель спецдисциплин Черкашин В.Ю.
5. Организация мероприятия «Профессия романтиков (геологов)» для групп ОПИ - 19 экскурсии «История золотодобычи Кочкарского месторождения: вчера, сегодня, завтра» в Пластовском районном музее, которые провели сотрудники музея.
6. Участие в мероприятии Администрации Пластовского муниципального района «Воинский подвиг, доблестный труд пластовчане помнят и чтут!»
Основная задача учреждений профессионального образования - подготовка специалистов, адекватных потребностям рынка труда и решить данную проблему можно на основании регионального заказа на подготовку кадров. Формирование заказа по подготовке кадров должно предусматривать запросы нашего градообразующего предприятия – АО ЮГК, т.е. обеспечить максимальное сближение профессионального образования и потребностей экономики, создать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих специалистов, и реализация нашего проекта может хотя бы минимально способствовать решению данных проблем.
 Данный проект может способствовать профессиональной адаптации студентов и к требованиям современного рынка труда, повысить их стартовые возможности за счет психологической подготовки и приобретения практических навыков. Он развивает у обучающихся навыки профессиональной деловой коммуникации, самопрезентации и планирования. Практические задания дают возможность приобретения практических навыков использования новых технологий для поиска работы, построения карьеры, заполнения анкет и прохождения тестирования реализации их творческих проектов.
При помощи предложенных мер обучающиеся проанализируют преимущества и риски возможных сценариев построения своей карьеры, что позволит принять оптимальное решение о направлении профессиональной самореализации. Осознав собственную мотивацию, сформировать реалистичный план, отвечающий их профессиональным и жизненным целям.
Информационные ресурсы:
1. Антонов В. Н. Совместимость на рабочем месте, в деловых и управленческих отношениях / В. Н. Антонов. – Уфа, 1997. – 148 с.
2. Беликова О. И. Работа: трудоустройство и увольнение / О. И. Беликова. — Москва: Эксмо, 2011. — 77 с.
3. Малишевский А. В. Психологическая совместимость в трудовом коллективе / А. В. Малишевский // Вестник психотерапии – №17 (22). – 2006. – с. 46-53.
4. Мегедь В.В., Овчаров А.А. Учитесь эффективно управлять людьми / В. В. Мегедь, А. А. Овчаров. – К.: Карвали, 2000. – 126 с.
5. Мегедь В.В., Овчаров А.А. Характеры и отношения / В. В. Мегедь, А. А. Овчаров. – М.: Армада-пресс, 2002. – 704 с.
6. Молодцов А.В. Стили организаторской деятельности / А. В. Молодцов. – Киев, 1992.
7. Как пройти собеседование [Электронный ресурс] RH׀- Portal Сообщение HR – Менеджеров Режим доступа: http://www.hrportal.ru/article/kak-proiti-sobesedovanie


2021