Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Радченко И. В. Развитие инклюзивного образования на уроках физической культуры

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf


В настоящее время образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для государства и необходимым условием создания действующей системы инклюзивного процесса, где каждый может принимать участие и чувствовать причастность, востребованность своих действий направленных на каждого ребенка, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что коррекционные школы в России будут переформатированы в методические центры для родителей и детей. В учреждениях будут оказывать квалифицированную помощь школьникам с особенностями обучения. По утверждению министра, за последние два года в стране не закрылась ни одна коррекционная школа. Однако сам этот термин перестал законодательно существовать: после реформирования специальные школы оказались под управлением более крупных образовательных центров.
Проблема инклюзивного образования в России заключается прежде всего в том, что законодательно не закреплена правильная трактовка этого термина в соответствии с международными стандартам, исходя из этого инклюзией.
Инклюзивное образование – это трансформация образовательного пространства, которая касается как здоровых детей, так и имеющих заболевания. Она подстраивается под нужды каждого ребенка и определяет его особые образовательные потребности. В среде здоровых детей также могут быть особые образовательные потребности, требующие изменения школьной программы, которые при правильном подходе позволят сделать образовательные маршруты для разных детей, в том числе одаренных, вспомогательными развитию то это и есть инклюзия.
Исходя из опыта, к факторам и тенденциям, потенциально влияющим на развитие инклюзивных процессов на уроках физической культуры, можно отнести следующее:
·          осознанный выбор самого ребенка с инвалидностью развиваться физически, а также изучать теоретический материал;
·          профессиональная подготовка учителя позволяющая проводить уроки инклюзивной направленности в классе;
·          информированность родителей о возможностях спорта не только в комплексной реабилитации, но и в развитии жизненной активности их детей, в повседневной жизни;
·          наличие специалистов, прошедших соответствующую подготовку или переподготовку для индивидуальной, индивидуально-групповой или групповой работы с этой категорией детей в условиях обычной спортивной секции;
·          доступность и оснащенность приспособленному оборудованию;
·          совершенствование научной и законодательной базы процесса школьного инклюзивного образования.
На первой стадии начального этапа инклюзивного процесса необходимо включать детей с одним типом функционального нарушения например, опорно-двигательного аппарата в обычные спортивные секции по индивидуальным видам спорта для изучения параметрического состояния ребенка и проведение анализа его способностей, а не игровым видам спорта, но только по их желанию и уровня физической нагрузки. Уроки физической культуры желательно строить на основе сотрудничества с индивидуальным подходом и учетом всех особенностей занимающихся, а также учитывать их психологическое состояние на момент проведения занятий. Например, при включении в подвижные и спортивные игры подбирать ролевые различные функции исходя из функционального состояния каждого участника нападающий, защитник, вратарь, судья и др., а при проведении эстафет соответственно распределять различные задания. Можно использовать упражнения с форой – с разными дозировками, исходными и конечными положениями, учитывать уровень класса вводить смешанных стиль соревнований с физически развитыми учениками, после чего необходимо провести анализ для понимания действенности методик и направленности физического цикла.
Инклюзивное обучение на уроках физической культуры подразумевает не только техническое оснащение образовательных учреждений, но и предоставление услуг ассистента, сурдопереводчика, наличие адаптированных образовательных программ, специальных учебных и методических изданий, информации в адаптированной форме для обучающихся, использование специальных педагогических подходов, а следовательно, необходимость подготовки педагогических кадров для системы спортивного инклюзивного образования, разработку профессиональной подготовки педагогов с формированием их инклюзивной компетентности на уроках физической культуры в школе для осуществления образовательной деятельности с инвалидами, так как большинство педагогов не обладают специальными навыками ведения учебного процесса при инклюзивном обучении, навыками разработки соответствующих учебно-методических материалов – «это долгосрочная стратегия, требующая терпения, последовательности, непрерывности, поэтапного и комплексного подхода федерального государственного образовательного стандарта Именно поэтому инклюзия должна рассматриваться как основной принцип организации занятий по физической культуре в школе. Ввиду чего главная идея в явлении, обозначаемом «инклюзия» является включение людей с ограниченными возможностями в состоянии здоровья в общество на их собственных условиях, а не на условиях приспособления к правилам мира здоровых людей.
Таким образом, инклюзивное образование на уроках физической культуры стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Физическая культура – это не только область работы с человеком для создания его физической готовности к жизни, это средство и способ физического совершенствования, и, прежде всего, «работа с духом» человека, его внутренним миром. Если обучение станет более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование выиграют все.

Список литературы

1. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура и социальная интеграция инвалидов / С.П. Евсеев // Материалы Конгресса «Человек и здоровье». – СПб.: Питер, 1998. – С. 99–100.
2. Емельянова Т.В. Теоретические аспекты готовности специалистов по физической культуре и спорту к работе в условиях инклюзивного образования / Т.В. Емельянова, Ю.М. Александров // Вектор Науки ТГУ. – 2013. – №3. – С. 420–423.
3. Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна // Альманах института коррекционной педагогики. – 2007. – №11 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-11/pochemu-integracija-v-obrazovanie-zakonomerna (дата обращения 26.03.2015).
4. Как устроено образование для детей с особенностями обучения и возможна ли полноценная инклюзия в российских школах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iz.ru/977660/anastasiia-chepovskaia/inkliuzivnoepredlozhenie-rossiiskie-spetcshkoly-pereformatiruiut-v-metodicheskie-tcentry
5. Как изменится инклюзивное образование в 2020 году? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gazeta-pedagogov.ru/kak-izmenitsya-inklyuzivnoe
2021