НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Патевская О.А., Максимчук О.Я. Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Патевская О.А., Максимчук О.Я. Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.

Сказка - это удивительное, психологическое средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития и приобретения опыта. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, понять собственные его переживания. Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Дети забирались на печь, бабушки пряли и рассказывали сказки, поучительные истории, в памяти малыша накапливались знания о жизни. К великому сожалению, опыт этот утрачен.

В наше «быстротечное» время, взрослые мало уделяют времени рассказу или чтению сказок своему ребенку, да не просто прочитать, а осмыслить чему она учит.

Ребенок чаще проводит время за компьютером или телевизором и весь багаж ценностей он черпает из средств массовой информации, компьютерных игр, а не из книг. Вот и получаем в итоге «человека с искаженным» внутренним миром.

Знакомство ребенка со сказкой начинается с выразительного чтения ее взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к сочетанию разных методов в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.

В дошкольном возрасте у детей бурно развито воображение, которое они используют в игре и при восприятии художественных произведений, особенно сказок. Художественное восприятие является активным процессом для детей, пробуждающим их нравственные качества, сопереживание героям сказок. Ребенок вживается в образ с помощью воображения, становится участником событий. Например, в сказке: «Заюшкина избушка» примеряют на себя роль зайчика, изгнанного из его избушки лисой и, сопереживая, мыслят примерно так: «Чтобы я делал, если со мной такое приключилось?»

Благодаря сказке, дети познают мир, выражают свое отношение к добру и злу, а благополучный конец сказки, воспитывает в детях уверенность в преодолении любых жизненных трудностей.

Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей. Под её воздействием обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Для педагогов же особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует от читателя особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип восприятия — эстетический. Эстетическое восприятие развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накопления опыта переживаний и жизненных впечатлений. Поэтому так важна серьезная, продуманная работа со сказкой с самого начала приобщения ребенка к литературе.

Сказка не содержит больших картин, но дети видят в ней: «чистое поле», «травушку-муравушку», «белую березоньку», «яблочки наливные», и т.д.

Дети очень любят волшебные сказки и сказки о животных. Наиболее знакомые детям животные перешли в сказку: кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, ёж. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе. Дети узнают об образе жизни животных в природных условиях, о том, как они добывают себе пищу, устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах. Результаты исследований детей дошкольного возраста доказывают, что первые представления о многих животных, формируются именно под влиянием сказки. Ведь детские впечатления-самые яркие, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека, а сказочные образы ярко, эмоционально окрашены долго живут в сознании детей.

Сказка учит детей мечтать, а всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью.

Сказка является развивающим, образовательным средством постижения жизни. Любая сказка основана на педагогическом эффекте. Она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает и даже лечит. Флёрина Е.А. отмечала такую особенность, как наивность детского восприятия, дети не любят плохого конца сказки, так как ребенок ставит себя на место героя и мысленно действует, о чем говорилось ранее. Можно смело говорить о том, что сказкам принадлежит большая роль в развитии личности ребенка. Сказка помогает ребенку усвоить морально-этические нормы поведения в обществе, определить своё место в жизни.

Умение «слушать» формируется у дошкольников в процессе воспитания, при активном воздействии взрослого достигает более высокого уровня, развивается и совершенствуется мышление детей, обогащается их словарь.

Педагогика рассматривает воспитание детей средствами художественной литературы и устного народного творчества в неразрывной связи с различных сторон личности ребенка. Русский педагог Ушинский К.Д. был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Ушинский видел в сказках, простоту, что соответствовало свойствам детской психологии. Велика роль сказки и в развитии речи детей. На важность приобщения детей к красоте родного языка, родного слова, развития культуры речи, указывали многие педагоги (Ушинский, Флерина, Сохин, Максаков и др.).

Флерина Е.А. говорит о целесообразности использования сказок для развития связной монологической речи дошкольников. Она считает, что русские народные сказки являются лучшим образцом формы рассказывания. Дети, воспитанные на сказках, имеют большой словарный запас, лучше владеют языком.

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Сказки внушают уверенность в победе добра над злом, возрождают в людях духовность, милосердие, гуманность.

Личность ребенка зарождается в детстве, поэтому, чем раньше сказка коснется струн души ребенка, и не только ума, тем больше гарантий, что чувство добра возьмут верх над злыми. Уроки, которые дает сказка - это уроки на всю жизнь и для детей, и для взрослых

Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве.

Литература:

1. Зинкевич- Евстегнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапию. - СПБ, 1988.

2. Зинкевич- Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПБ, 2002.

3. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника // Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.- С. 80-83.
2023