Актуальные вопросы дошкольного образования

Котова Е.А. Перезагрузка развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении - проект «Три дня без игрушек»

Библиографическое описание:
Котова Е.А. Перезагрузка развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении - проект «Три дня без игрушек» // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.

Постоянно меняющиеся аспекты в дошкольном образовании требуют от современного педагога умение видеть и организовывать такую развивающую предметно-пространственную среду, которая направлена на решение как педагогических воспитательно – образовательных задач, так и на удовлетворение детской инициативы, самостоятельности, возможности реализовывать задуманное.

Нам всегда очень интересно наблюдать за нашими ребятами, как они играют, исследуют, познают. В поисках новых идей и технологий мы нашли и изучили книгу Ю.В. Илюхиной «Говорящий» дом, или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада». Именно она дала ответы на многие наши вопросы и позволила взглянуть на наше пространство по- другому.

Работая много лет в сфере дошкольного образования, в одной группе, мы, как, наверное, и большинство наших коллег, из года в год накапливали дидактический материал, игрушки, папки для родителей, оформляли выставки детских работ, без устали украшали стены группы и т.д. Но стоит только задать один вопрос: «Для кого мы это делали???». Что сам ребенок привносил в эту среду, как он себя реализовывал в ней, чему она его научила. И сразу многолетняя, казалось бы, результативная, работа теряет смысл.

Книга Ю.В. Илюхиной, позволила нам ответить на многие вопросы, и взглянуть на развивающую предметно-пространственную среду совсем иначе. Самое главное, что мы теперь учитываем, это то, что детский сад –это «дом», место ребенка, а не педагога! Именно здесь ребенок находится даже больше, чем дома. И первое, что он должен чувствовать, что он значим, любим, что его поддержат в его начинаниях. Детский сад – это место ребенка! И поэтому важно поддержать именно детскую инициативу, самостоятельность и фантазию!

В нашей группе постепенно, не сразу, прошла «перезагрузка».

В первую очередь мы стали больше задавать себе вопросы: «А как бы сделал ребенок? «Куда бы он разместил свою творческую работу?», «Где можно организовать место для размещения вещей, которые дороги и значимы ребенку?», «Для чего и для кого мы рисуем, лепим, творим?», «Где ребятам играть интереснее всего и с чем, а что стоит заменить?»

Эти вопросы совсем не случайны. Самым трудным оказалось преломить себя, уйти от той модели построения развивающей предметно-пространственной среды, которая складывалась годами и довериться детям. Поверьте, результат нас очень приятно удивил…

Для поддержки детской инициативы и самостоятельности в нашей группе была создана «Информационная башня». Это многофункциональное дидактическое пособие, состоящее из двух ярусов, на каждом из которых находится разная информация для детей. Ребята там могут размещать творческие работы, участвовать в опросах, составлять план действий, мероприятий по какой – либо теме. На одной из сторон «Информационной башни» размещены «Карточки желаний», помогающие ребятам планировать свою деятельность, желания на день и реализовывать задуманное. Напротив выбранной карточки ребенок размещает свое фото. На карточках могут быть различные действия: почитать книгу, полить цветы, поиграть в настольную игру, потанцевать, спеть песню, собрать что – то из конструктора. В течение всего дня ребенок может исполнить задуманное и запланированное. А мы, как педагоги, отметим, его целеустремленность.

Безусловно, очень важно поддержать инициативу, самостоятельность детей и подчеркнуть, что их труд, работы очень значимы и интересны для нас. По всей групповой комнате были организованы места для расположения детских работ. Ребята с большим интересом размещали их и потом подходили, рассказывали друзьям, о том, что они нарисовали. В этом подходе открывается много возможностей для ребенка. Можно подойти взять свою работу, что-то дорисовать, доделать или просто с ней поиграть. У нас не стало выставки для родителей. Каждую свою работу ребенок и так может принести из группы и показать родителям вечером, а завтра снова с ней играть и доделывать, додумывать.

Двигаясь в направлении интересов детей и помощи им в реализации задуманного, мы решили принять участие в экспериментальном проекте «Три дня без игрушек». «Как же играть без игрушек?» - спросите вы, - Для детей это, наверное, будет шоком, они расстроятся…

Нас терзали сомнения, но, мы решили попробовать, и поверьте, были очень удивлены результатам!

Целью данного проекта являлась поддержка детской инициативы и самостоятельности, самобытности и самодостаточности каждого ребенка.

Мы вылили три основных этапа проекта:

- Подготовительный (определение целей, задач, планирование деятельности);

- Основной (осуществление деятельности, поддержка детской инициативы и самостоятельности);

- Заключительный (обработка результатов проекта, выступления с отчетом о реализации проекта).

Безусловно, для ребят было большой неожиданностью, увидеть пустые полочки, когда они пришли в детский сад. Некоторые ребята, ходили и смеялись, перешептываясь друг с другом, кто-то постоянно осматривался в надежде, что может он что-то не увидел, и где-то все – таки игрушки есть… но игрушки на самом деле исчезли…

Мы не спешили ребятам давать ответы на их вопросы. И говорили, что тоже не знаем, куда они пропали.

Тема нашего утреннего круга была определена появившейся проблемой – у нас исчезли, пропали игрушки. Ребята высказали свои предположения, куда они могли пропасть, но проблему это не решило, как понимаете. Тогда мы спросили, как мы будем играть без игрушек. Ответ детей поразил нас! Они сказали, что придумаем что – то! Мы предложили ребятам обыграть данную ситуацию как квест –игру «Несколько дней без игрушек». Были обговорены правила. Нельзя приносить из дома любые игрушки, но можно использовать любой материал, который они найдут в группе (заранее были подготовлены коробки, пледы, покрывала, бросовый материал). Ребятам данная затея очень понравилась!

Буквально несколько минут растерянности и... закружилось! Дети сразу начали «делить» территорию. Делали это с помощью стульчиков. «Строили» себе комнаты. Заметив, что «строительного материала» не хватает, мы положили коробки в раздевалке… Спустя время, дети их заметили и сразу включили в свою деятельность. Работа кипела полным ходом…так же стремительно развивались и сюжеты игр. Конечно, первое, что воспроизвели в игре это сюжет «Семья». Так же ребятам очень нравилось изображать «кошечек» и «собачек». Недавно в нашем городе был цирк шапито. Ребята с большим интересом воспроизводили номер фокусника – иллюзиониста, жонглеров и гимнастов.

С каждым днем ребята все больше обустраивали свое пространство. Появлялись новые сюжеты, роли и атрибуты. На второй день ребята решили сделать на обед «пиццу», и реализовали задуманное в ходе творческой деятельности. На следующий день решили побаловать себя мороженным и картошкой фри. «Строения» детей приобретали все более сложный вид, но так понятный и интересный ребятам!

Очень важно - не мешать! А немного помогать в подборе атрибутов, Дайте вашим ребятам почувствовать себя свободно! Позвольте им мечтать, фантазировать, воплощать!

Пролетели три дня, как один насыщенный день! Пришло время заканчивать наш проект… И каково же было наше удивление, когда дети не захотели возвращать игрушки! Им так нравилось «строить», что – то придумывать и фантазировать, что они не хотели это все оставлять. И тут мы окончательно поняли, что на верном пути! Запомните! Дети - это маленькие исследователи, фантазеры, фокусники от природы, и нам с вами, педагогам, нужно лишь уметь их поддержать!

В итоге наш проект «Три дня без игрушек» продлился дольше запланированного…но он показал нам, и возможно, даже научил, как иногда правильно, просто прислушаться и «услышать голос» ребенка!

Позвольте именно детям творить, мечтать, фантазировать и самое главное реализовывать!

Литература

1. Ю.В. Илюхина. «Говорящий» дом, или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада?». Сборник вопросов и ответов для неслучайных педагогов.

2. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Выпуск №9, сентябрь 2023. Инновационная технология «Три дня без игрушек», или Как научить дошкольников и педагогов играть.
2024-03-05 10:48 2023