Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Колесниченко Е.Ю., Угнивенко Я.А. Песочная терапия - одно из средств по здоровьесбережению

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в рамках внедрения Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

С введением ФГОС образование должно стать более безопасным, здоровьеформирующим, здоровьесберегающим. Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Состояние здоровья российских дошкольников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье дошкольников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Главное для работников нашего детского сада - обеспечить ребенку счастливое детство как самого ценного периода развития. Чтобы дети были счастливыми, они обязательно должны быть здоровыми, поэтому работа нашего коллектива по сохранению и укреплению здоровья детей - это не дань моде, а настоящая необходимость.

Одним из направлений по здоровьесбережению в нашем саду является работа с живым песком с детьми младшего дошкольного возраста. Работа с живым песком – это упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Работа с живым песком важна так как лепка из него, обеспечивает более глубокое раздражение нервных окончаний, ведет к более интенсивному развитию и оздоровлению ребенка, повышению его иммунитета. Прикосновение к живому песку убирает стрессы и обновляет клетки детского организма. Неоценимо действие живого песка на организм ребенка из внешней среды, в процессе тактильного воздействия. Песок раздражает кожу ребенка, кровь в периферических тканях начинает сильнее циркулировать, и организм откликается на любое действие проявлением активности всех обменных процессов. За что же любят дети нашей группы живой песок: песок пластичный - с ним очень просто играть, можно построить замок для своих игрушек, весело играть одному и с друзьями, настоящая песочница круглый год в детском саду это очень удобно, ребенок выражает свой внутренний мир, развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. В трехлетнем возрасте дети часто не могут сказать, что их беспокоит, поэтому игра с песком для них способ самовыражения. Во время игры у ребенка нормализуется эмоциональное состояние, внутренняя гармония, он становится более понятен самому себе.

Значит живой песок помогает: развитию воображения; развитию мелкой моторики; развитию психических функций; массажу кистей рук; речевому общению; развитию конструктивных способностей; развитию художественного вкуса. Все это повышает тонус всего организма и укрепляет иммунитет детей.

Для игры с живым песком мы используем много игрушек, это могут быть игрушки из киндер-сюрпризов, различные машинки, фигурки животных. Для развития мелкой моторики полезны упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных, пластмассовых, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, выкладывание и перекладывание палочек, все это мы делаем с детьми объединяя с живым песком. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Данные игры позитивно влияют на развитие мелкой моторики, оздоровление и нормализацию общего тонуса организма.

В начале года мы разработали цикл занятий с видеороликами для того чтобы заинтересовать детей играми с живым песком: «В гостях у зайчика», «Волшебная полянка», «К нам из леса пришел ежик». На занятиях с живым песком мы мнем и отщипываем, надавливаем и размазываем, скатываем шарики, раскатываем колбаски, режем песок на кусочки.

Упражнение "Необыкновенные следы" помогает развитию тактильной чувствительности. "Идут медвежата" - дети кулачками и ладонями с силой надавливают на песок. "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев мы ударяем по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. "Ползут змейки" - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). "Бегут жучки-паучки" – дети двигают всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются"). Упражнение "Найди отличие" помогают детям снять эмоциональное и мышечное напряжение. Ребенок рисует узоры пальцем на песке: кружочки, петельки, палочки. Затем выкладывает эти узоры палочками, камешками, бусинами. Потом все вместе сравниваем и находим общее и отличие. Игра “Разговор с руками” помогает научить детей контролировать свои действия, расслабляет мышцы рук. Если ребенок подрался, что-то сломал или просто расстроился, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Упражнение «Змейки» «Печем пирожки» «Разглаживаем дорожку» помогают детям снять эмоциональное напряжение.

Мы занимаемся живым песком с детьми уже не первый год, и результаты уже видны:

• Игры с песком помогли в укреплении здоровья детей и общем оздоровлении организма.

• Уходят страхи, негативные эмоции, переживания;

• Легче проходит адаптация новых детей в группе;

• Улучшаются взаимоотношения со сверстниками;

• Игры помогают детям снять мышечное и эмоциональное напряжение;

Опыт работы в нашей группе по здоровьесбережению показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

- игры с песком развивают у детей усидчивость;

- дети уверенно держат карандаш и кисточку;

- они с удовольствием играют с мозаикой и другими настольными играми.

Библиографический список:

Полтавцева Н. В., Стожарова М. Ю. и др. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни»

Стёркина Р. Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Николаева А.А «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада» Методическое пособие по ФГОС издательство "Детство-Пресс» 2015г

Общая психология детей / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2006.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М.: Мозайка-синтез, 2014.

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). М.: ВЛАДОС, 2002.

2022